Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 02:01, реферат
Целью выполнения реферата является характеристика и рассмотрение российских форм “входных” административных барьеров
Введение
В современной экономике случаются изменения, которые обусловлены не только действием рыночных сил, но и государством. Появляются новые и уходят старые фирмы, меняя уровень концентрации на этом рынке, вызывая определенную реакцию со стороны функционирующих фирм. в этой связи возникают вопросы, которые в теории отраслевых рынков формулируются как проблема «входных и выходных барьеров» .
Попытка объяснить факт того, что на отдельных отраслевых рынках положение у фирм устойчивое и систематически норма прибыли выше, чем у фирм в других сферах деятельности, наводит на мысль, что здесь могут иметь место препятствия для входа новых фирм на этот рынок, мешающие им использовать благоприятную рыночную ситуацию.
Барьеры предполагают трудности вступления каждого предприятия в определенные отрасли экономики, которые заставляют менеджмент предприятия принять серьезные меры для преодоления данных барьеров или вовсе отказаться от деятельности в определенной области. Вышеуказанные моменты проблемные для предпринимателей на сегодняшний день, что показывает актуальность проблемы барьеров входа .
Отличительной чертой современных российских рынков являются существенные ограничения конкуренции всех его агентов. Так, в последние годы в российской научной экономической литературе были выявлены существенные структурно-технологические и поведенческие барьеры входа для рынков автомобильного бензина, рынка алюминия, лесопромышленного комплекса, рынка сахара; машиностроения; рынка авиационных пассажирских перевозок; сектора общественного питания и услуг и др. Важнейшими инструментами такого ограничения конкуренции признают высокие входные барьеры, отсутствие динамичности структуры большинства отраслей, высокую концентрацию отраслей, а также второстепенность отечественного рынка для крупнейших национальных продавцов, активно конкурирующих на глобальном рынке, что объективно осложняет задачи развития конкуренции.
Целью выполнения реферата является характеристика и рассмотрение российских форм “входных” административных барьеров
1.1Понятие административных
С момента зарождения рыночных отношений прошло недостаточно большое количество времени. Но за этот недолгий период появилось большое количество препятствий, создающих трудности появления нового предпринимателя в определенном для него секторе экономических отношений. Такие препятствия охватывают различные отрасли экономики, такие как промышленность, банковская сфера, сектор торговли, область оказания услуг и другие.
Данным препятствиям дается такое название, как барьеры входа. Так Франклин Фишер называет барьер входа как «нечто, что предотвращает вход, когда вход является социально прибыльным».
В экономике и большинстве теорий посвященных конкуренции , барьеры входа — это препятствия, которые должна преодолеть компания, осуществляя вход на определенный рынок. Барьеры входа являются источником ценовой власти компании — возможности компании поднимать цену не теряя при этом потребителей.
Выдающиеся экономисты определяют барьер входа как «Стоимость производства, которую должна заплатить фирма, стремящаяся войти на рынок, но не должны платить фирмы, уже находящиеся на нем» - Джордж Стиглер
Франклин Фишер определяет барьер входа так — «это нечто, что предотвращает вход, когда вход является социально прибыльным».
Джо Бэйн определяет барьером входа все, что позволяет уже работающим компаниям получать прибыль выше среднего без опасности входа.
В условиях развития рыночных отношений наиболее негативные последствия несут за собой административные барьеры входа. Административные барьеры проявляются в ходе деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти на уровнях государства, субъектов и муниципалитетов в рамках экономических отношений
Суть их состоит в том, что законодательно или на уровне подзаконных актов устанавливаются некие ограничения на ведение определенного вида деятельности. Преодоление этих ограничений требует временных и финансовых затрат, которые придется производить до вхождения на отраслевой рынок или при желании его покинуть.
Административные барьеры являются составной частью инструментария государственного регулирования, которым можно воспользоваться и в итоге повысить состязательность на данном отраслевом рынке, а можно применить напрямую и добиться сужения или исчезновения этого рынка. В краткосрочном периоде они приносят доход в казну государства, но в долгосрочном способствуют сдерживанию экономической активности и формируют базу для коррупций, так как там, где есть возможность что-то разрешать в деятельности субъектов рынка, всегда возникает вполне объяснимое ожидание благодарности.
Административные барьеры можно классифицировать
на следующие виды:
1) ограничение
прав хозяйствующих субъектов путем установления
различного рода условий, не предусмотренных
действующим законодательством;
2) установление
не предусмотренных законом сборов и обязанностей;
3) принятие
правовых актов с превышением предоставленных
полномочий.
Существует
и иная классификация административных
барьеров:
1) административные
барьеры при входе предпринимателей на
рынки: лицензирование, разрешения, регистрация,
согласование проектной документации,
получение доступа к льготному кредитованию,
лизингу и выделению субсидий, заключение
контрактов на государственные или муниципальные
закупки;
2) административные
барьеры, связанные с допуском товаров
(услуг) на рынки: сертификация, маркирование,
паспортизация;
3) административные
барьеры, связанные с проведением государственного
контроля (надзора), делопроизводство,
многочисленные формы обязательной отчетности.
1.2. Характеристика административных барьеров
Государство законодательно определяет организационно-экономический уровень и направления развития, правил функционирования рынков . Выполняя свои функции по управлению национальной экономикой реализует в каждый определенный период времени инвестиционную, налоговую, таможенную политику, правила разработки недр, использования угодий, запасов, земли; вводит нормы обязательного страхования, устанавливает показатели срока окупаемости капитала, формирует среднюю прибыль, воздействует на ценообразование. Реализация всех этих мероприятий усиливает устойчивост барьеров, формируя «барьерный» характер регулирования, что влечет существенные негативные последствия для экономики.
Во-первых, это ведет к серьезным экономическим потерям общества, как прямым, выражающимся в росте цен, так и косвенным, связанным с недопроизводством валового внутреннего продукта из-за неэффективного использования ресурсов. Экономические потери от существования административных барьеров ведения хозяйственной деятельности складываются из двух составных частей: трансакционных издержек, связанных с необходимостью преодоления барьеров, значительная част их трансформируется в потери населения за счет роста розничных цен, т.е. прямые потери; и снижения эффективности использования имеющихся ресурсов и недопроизводства стоимости, т.е. косвенные потери. Присутствие административных барьеров значительно затрудняет вход на рынок, прежде всего малого и среднего бизнеса, что снижает уровень конкуренции и, соответственно, общей эффективности экономики. Например, по исследованию данных совокупных прямых потерь экономики России от наличия административных барьеров, проведенного под руководством В.Л. Тамбовцева, ежемесячные дополнительные издержки от преодоления административных барьеров в сфере торговли и производства составили от 18 до 19 млрд. руб.
Во-вторых, барьеры не решают тех проблем, ради решения которых они и создаются, при этом затрудняя использование иных, более эффективных методов государственного регулирования.
В-третьих, «барьерный» характер экономики создает благоприятную почву для рентоориентированного поведения государственных чиновников и связанных с ними коммерческих структур, вовлеченных в «барьерный» бизнес.
Административные барьеры в краткосрочном периоде приносят доход в бюджет государства, но в долгосрочном способствуют сдерживанию экономической активности и формируют базу для коррупции, ибо там, где есть возможность что-то разрешать в деятельности субъектов рынка, всегда возникает вполне объяснимое ожидание благодарности.
Количественно уровень высоты административных барьеров можно оценить как функцию двух переменных: временных и денежных затрат. Время, потраченное на различные бюрократические процедуры (регистрация предприятия, лицензирование и т.д.), можно рассматреть с точки зрения упущенной выгоды. А денежные же затраты по преодолению административного барьера можно оценить как суммы обязательных платежей. Сравнивая функции по различным отраслевым рынкам, можно получить картину уровня административных барьеров в экономике.
Вместе с тем в качестве тактической (чрезвычайной) меры введение административных барьеров может быть оправдано на несостоятельных рынках. В качестве таких барьеров могут выступать:
- лицензирование
коммерческой деятельности
- выдача
разрешений на определенные
- распределение квот для фирм;
- принудительная сертификация продукции, оборудования;
- установление
норм экологического контроля
за состоянием окружающей
- всевозможные ограничения на ввоз или вывоз ресурсов.
Административные барьеры являются составной частью инструментария государственного регулирования, которым можно творчески воспользоваться и в итоге повысить состязательность на данном отраслевом рынке, а можно применить напрямую и добиться сужения или исчезновения этого рынка.
Кроме введения административных барьеров любое государство законодательно формулирует правила функционирования отраслевых рынков и тем самым определяет их организационно-экономический уровень. Государство проводит в каждый период времени определенную инвестиционную, налоговую, таможенную политику, формулирует правила использования ресурсов на своей территории, в первую очередь порядок разработки недр, использования угодий, запасов, земли. Оно может вводить нормы обязательного страхования, устанавливать показатели срока окупаемости капитала, нормировать среднюю прибыль фирм, воздействовать на формирование ценообразования. Все перечисленные факторы также могут способствовать росту барьеров на отраслевом рынке.
В хозяйственной практике известно немало случаев, когда под грузом административных и организационно-экономических барьеров многие виды гражданской деятельности исчезали или влачили жалкое существование. Поэтому следует приветствовать инициативу российского правительства по сужению количества видов лицензируемой деятельности с нескольких сотен до нескольких десятков. Это, с одной стороны, позволит ослабить зависимость экономически активного населения от чиновничества, сузит основу для коррупции, но, с другой стороны, может привести к вседозволенности и бесконтрольности развития предпринимательской деятельности, которая дает не только положительные результаты.
2.1. Анализ административных барьеров
В России введение в оборот термина «административные барьеры» произошло на рубеже 1995-1998 годов. В тот период в нашей стране писали и говорили о проблемах развития малого предпринимательства: правовых, экономических, политических. Содержание отдельных проблем подразумевало наличие административных барьеров в отечественной экономике.
Массовое проникновение на рынок некачественных товаров, а также лавинообразное развитие рынка услуг привело к тому, что меры, по сути своей исключительного характера, прежде всего, сертификация и лицензирование, стали применяться для контроля основной массы товаров и услуг. Такие масштабы контроля могли иметь только два возможных последствия. Если бы контроль осуществлялся реально, то с высокой вероятностью возникли бы запретительно-высокие издержки ведения хозяйственной деятельности, что, в крайнем случае, могло привести к практически полной остановке товарооборота. Однако на практике стало невозможным создать реальные механизмы контроля качества товаров и услуг именно из-за чрезвычайно широкого поля применения подобных механизмов. Реальный контроль качества был подменен контролем за бумагами. То есть фактически административные барьеры воплотились в покупку права заниматься той или ной деятельностью или продавать тот или иной товар.
В качестве примера подобного выхолащивания содержания контроля можно привести систему обязательной сертификации. Закон РФ «О сертификации» был принят в 1993 г. Декларированная цель закона - оградить российский рынок от проникновения опасных товаров. В настоящее время под обязательную сертификацию попадают 80% номенклатуры товаров потребительского рынка. При таком объеме товаров, подлежащих обязательной сертификации, система не справляется с возложенными на нее задачами. По официальным данным Госстандарта, ежегодно имеет место порядка 2% отказов в сертификации. При этом более чем 30% продукции в последующем забраковывается уже в торговле. Это показывает, что сертификация сама по себе не является серьезным препятствием для проникновения на рынок некачественных товаров.
Подобная «торговля правом» может принимать различные формы.
Во-первых, ее могут осуществлять государственные органы (система регистрации юридических лиц).