Адресная социальная защита: проблемы, задачи и их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики[1].

Файлы: 1 файл

анализ.docx

— 63.53 Кб (Скачать файл)

Кроме того, произошло кардинальное улучшение в обеспечение домов-интернатов питанием, медикаментами за счет увеличения денежных норм по сравнению с прошедшими годами в 2 и 3 раза соответственно.

Большая поддержка домам-интернатам была оказана в соответствии с  Указом Президента Российской Федерации  от 29.01.2000 года N 115 "О мерах по улучшению  условий проживания престарелых  и инвалидов в государственных  и муниципальных стационарных учреждениях  социального обслуживания". За счет погашения задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации домами-интернатами  получено мягкого инвентаря и  одежды на сумму 4525 тыс. руб., оборудования - на 9830 тыс. руб., проведен капитальный  ремонт зданий и сооружений на 29250 тыс. рублей, что позволило решить многие проблемы домов-интернатов. Завершается  работа по освоению средств, выделенных по второму траншу на сумму 29 млн. рублей.

Все 30 домов-интернатов получили в достаточном количестве оборудование и мягкий инвентарь, в 14 сделан капитальный  ремонт. Кроме того, были полностью  реконструированы банно-прачечные  комплексы в Казанском, Елабужском, Ново-Чурилинском психоневрологических интернатах и Мензелинском, Елабужском домах-интернатах для престарелых  и инвалидов.

Проделана большая работа по капитальному ремонту в Чистопольском, Казанском, Елабужском психоневрологических интернатах и Верхне-Отарском, Дербышкинском  домах-интернатах для глубоко-умственных отсталых детей. 

 

Пенсионное обеспечение.

В Республике Татарстан проживают  более 958 тысяч пенсионеров, что составляет 25% населения республики. В 2000 году (с  1.02.2000 г.) был производен массовый перерасчет пенсий, в результате чего средний размер пенсий возрос с 481 руб. в январе 2000 г. до 571 руб. в феврале (среднее увеличение - 89 руб.). При этом, средний размер пенсий по возрасту составил 606 руб., минимальный размер, с учетом компенсаций, - 410 руб. (71% от прожиточного минимума).

И все же, сегодняшний  уровень пенсий не может считаться  приемлемым с точки зрения обеспечения  уровня жизни пенсионера.

Средний размер пенсий с  учетом повышения с 1 февраля 2000 г. составляет 97,6% по отношению к прожиточному минимуму пенсионера, рассчитанного  по республиканской методике (на начало года - 85%). Однако и сегодня около 470 тысяч пенсионеров (49%) получают пенсию ниже прожиточного минимума, поэтому  проблема поиска дополнительных мер  материальной поддержки данной категории  населения остается крайне актуальной.

В республике действует ряд  документов по дополнительному  пенсионному обеспечению, в соответствии с которым более 8  тысяч пенсионеров из числа ветеранов последнего военного призыва, имеющих особые заслуги перед республикой, получают  доплаты и надбавки к пенсии за счет средств бюджета на общую  сумму свыше 14 млн. рублей.

Почти 10-ти тысячам пенсионеров  трудовые коллективы  предприятий производят регулярные доплаты из собственных средств в размере от 50 до 200 рублей в месяц, около 5 тысяч человек имеют добавку к пенсиям за счет средств  негосударственных пенсионных фондов.

В целях обеспечения роста  уровня жизни населения Республики  Татарстан, Правительством республики готовится Программа  повышения эффективности государственного управления экономикой. В рамках этой программы предложено ввести систему дополнительных пенсионных выплат за продолжительный трудовой  стаж и установить минимальный размер пенсий в республике на  уровне прожиточного минимума пенсионера, на реализацию,  которой потребуется более 106 млн. рублей в месяц.

Особенности пенсионного  обеспечения в республике: Пенсионное обеспечение в республике осуществляется в  соответствии с федеральным законодательством. Однако, в  Республике Татарстан принят ряд законодательных и нормативных  актов по повышению уровня пенсионного обеспечения отдельных  категорий граждан, финансируемых за счет бюджета Республики Татарстан.

Установлены:

досрочные пенсии работникам станции медицинской помощи: 

мужчинам по достижении 55 лет, женщинам 50 лет, при наличии  соответственно 25 и 20 лет непрерывной  работы на станции скорой медицинской  помощи; 

ежемесячная доплата к  пенсии в размере 50% минимальной  пенсии по старости бывшим военнослужащим, награжденным медалью "За победу над  Германией в 1941-1945 гг." или "За победу над Японией"; 

ежемесячная доплата к  государственной пенсии за особые 

заслуги перед Республикой  Татарстан в размере от 350 до 1050 рублей; 

пенсии за выслугу лет  государственным служащим, имеющим 25-летнюю выслугу на государственной  службе в соответствии с Законом  РТ "О государственной службе".

Более 8 тысяч пенсионеров  в 1999 г. за счет республиканского бюджета  получили надбавки к пенсии на общую  сумму 12,1 млн. руб. 

 

Социальная поддержка  ветеранов и пожилых людей.

В 1999 году Министерством  социального обеспечения Республики Татарстан совместно с территориальными органами социальной защиты населения  осуществлялись мероприятия, направленные на проведение государственной социальной политики в области социальной защиты ветеранов и граждан пожилого возраста, разрешение их социальных проблем.

Сегодня в республике более  миллиона человек пользуются льготами в соответствии с законами Российской Федерации и республиканским  законодательством. Только в 1999 году более 60 тысяч человек дополнительно  получили право на присвоение звания "Ветеран труда".

Объем расходования средств  на реализацию только Федерального закона "О ветеранах" в Татарстане составил 605 млн. рублей.

Более 400 тысяч человек  получают льготы, установленные сверх  федеральных законодательных и  нормативных актов, затраты из бюджета  республики на предоставление дополнительных льгот составили 190 млн. рублей. Косвенные  доходы, получаемые вследствие этого, позволили почти 90% пенсионеров подняться  над планкой прожиточного минимума.

В рамках территориальных  программ по проведению Международного года пожилых людей принимались  меры по совершенствованию бытового и торгового обслуживания, оказанию помощи в ремонте жилья, продуктами питания, товарами первой необходимости.

Несмотря на нелегкое экономическое  положение, практически во всех районах  и городах республики нашли возможность  поддержать ветеранов, пожилых людей.

Возрождаются магазины "Ветеран", создаются коммерческо-благотворительные  магазины (отделы), открыты социальные магазины при территориальных центрах  социального обслуживания (г.г. Заинск, Мензелинск, Новошешеминский район).

Проведена подготовительная работа по созданию таких магазинов  в 2000 году в 10 районах и городах.

За счет местных бюджетов и средств предприятий создаются  дома для одиноких престарелых граждан  малой вместимости, обслуживание которых  производится социальными работниками.

Такие дома существуют в  Алексеевском, Балтасинском, Сармановском, Тукаевском районах.

В 1999 году усилилось взаимодействие Министерства социального обеспечения  с общественными организациями  ветеранов.

Разрабатывались совместные Программы. Все решения по вопросам социальной защиты граждан старшего поколения принимаются при участии  общественных объединений ветеранов (пенсионеров).

Укрепилась практика заключения соглашений о взаимодействии органов  власти с общественными организациями  ветеранов.

В республиканском бюджете  на 2000 год были предусмотрены значительные средства на решение основных социальных проблем ветеранов войны, в том  числе: на санаторно-курортное лечение  участников войны - 33,6 млн. руб., что  в 3,4 раза больше по сравнению с 1999 годом, на обеспечение инвалидов войны, стоящих на учете на первичное  получение автомобиля бесплатно - 20,75 млн. руб. против 6 млн. руб. в 1999 году, расходы  на организацию праздничных подарков - 91,5 млн. рублей.

Особые проблемы старшего поколения обсуждались на отраслевых и республиканских конференциях, семинарах-совещаниях, консультативных  встречах и заседаниях круглого стола.

13 марта 2000 года состоялось  заседание Кабинета Министров  Республики Татарстан с повесткой  дня "Об итогах проведения  Международного года пожилых  людей в Республике Татарстан  и дополнительных мерах по  социальной поддержке граждан  пожилого возраста". Постановлением  Кабинета Министров Республики  Татарстан, предусмотрен комплекс  мер, направленных на совершенствование  существующих механизмов социальной  защиты и  установление дополнительных видов помощи пожилым людям. Кроме  указанных выше мер адресной поддержки пенсионеров  (компенсационные выплаты) принято решение: 

о разработке и принятии программы дополнительного  пенсионного обеспечения граждан Республики Татарстан на  2000-2001 годы; 

о разработке и принятии программы материально-технического укрепления домов-интернатов для престарелых  и инвалидов,  развития больниц сестринского ухода и хосписов на 2001-2005  годы; 

о предоставлении дополнительной льготы ветеранам труда - 50%  скидки со стоимости проезда на железнодорожном,  автомобильном и водном транспорте пригородного сообщения в летний период; 

о поддержке в республике семей, принимающих на обслуживание  граждан старшего поколения.

Отличительные особенности:  

 

Компенсационные выплаты и пособия.

Важное место в системе  мер по поддержке малообеспеченных  категорий граждан в Республике Татарстан занимает выплата  пособий и компенсаций в рамках республиканской Программы адресной социальной защиты населения.

В Республике Татарстан сверх  установленных федеральными  законами, предусмотрены льготы различным категориям граждан в  соответствии с законодательными и нормативными актами  Республики Татарстан за счет средств республиканского бюджета:

лицам, награжденные медалями "За победу над Германией в  1941-1945 гг." и медалью "За победу над Японией"  предоставляются льготы, установленные для участников войны Федеральным законом "О ветеранах";  

дополнительно к льготам, установленным Федеральным законом  "О ветеранах" для лиц, награжденных медалью "За доблестный  труд в годы Великой Отечественной войны", предусмотрена  льгота на оплату жилья и коммунальных услуг; 

обеспечение инвалидов труда  и инвалидов с детства  автомобилем (при наличии медицинских показаний на получение спецавтотранспортом и отсутствия противопоказаний к его вождению) с зачетом стоимости мотоколяски со скидкой в  размере 50% остаточной стоимости. (В России в размере  остаточной стоимости автомобиля); 

обеспечение инвалидов Великой  Отечественной войны и  инвалидов Вооруженных сил РФ автомобилем с ручным  управлением за наличный расчет (при отсутствии медицинских показаний на получение бесплатного спецавтотранспорта, но по  состоянию здоровья годных к вождению автомобиля с ручным  управлением) со скидкой 50% от стоимости. (В России за полную стоимость);  

50% скидка членам семьи  инвалидов Советской армии  (инвалидность установлена вследствие заболевания,  полученного в период прохождения воинской службы) на оплату  жилья и коммунальных услуг. 

ежегодная компенсация за неиспользованные  санаторно-курортные путевки реабилитированным и лицам,  пострадавшим от политических репрессий; 

бесплатное обеспечение  автомобилем при наличии медицинских  показаний, бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год  ж/д транспортом, 50% скидка на проезд воздушным, водным, автомобильным транспортом, бесплатная установка телефона  детям, родители которых расстреляны по политическим мотивам  и реабилитированы. 

бесплатный проезд общественным транспортом пенсионерам по  возрасту, не имеющим льгот по другим основаниям;  

50% скидка на оплату  жилья и коммунальных услуг  одиноким  престарелым и нуждающимся в постороннем уходе;

В Татарстане решен вопрос с предоставлением льгот по  лекарственному обеспечению. В соответствии с действующими  законодательными и нормативными актами, свыше 1 млн. человек в  Татарстане имеют льготы на лекарственное обеспечение. В 1999  году из аптечных учреждений отпущено на льготных условиях  медикаментов на сумму более 90 млн. рублей, что составило 136%  от плана. За 11 месяцев 2000 года произведен отпуск  лекарственных средств на 159,112 млн. рублей, при том, что  ограничений в отпуске на льготных условиях не было.

За период 1999-2000 годы продолжалась работа по совершенствованию Программа  адресной социальной защиты  населения Республики Татарстан, цель которой заключалась в  усилении адресности в оказании социальной поддержки семьям с  детьми, пенсионерам и другим малообеспеченным категориям населения. В частности, были дважды увеличены социальные  нормативы пособий (компенсаций) в рамках программы.

В отличие от Российской Федерации Программой адресной  социальной защиты населения Республики Татарстан предусмотрена  выплата компенсаций и пособий не только на детей, но и другим  категориям малообеспеченных граждан (неработающие пенсионеры,  инвалиды, безработные, студенты, беременные женщины, участники  ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и ПО "Маяк", ветераны  подразделений особого риска, беременные женщины с 20 недель  беременности, неработающие женщины, воспитывающие ребенка в  возрасте до трех лет, неработающие трудоспособные лица,  воспитывающие трех и более детей в возрасте до 16 лет и т.д.).

Всего Программой охвачено 30 категорий малообеспеченных  граждан республики.

Выплаты производятся с учетом среднедушевого дохода и  социальных нормативов, установленных для каждой категории  граждан (от 270 до 820 рублей).

Среднемесячное количество получателей компенсаций в 2000 году  составило 340,8 тыс. человек или 9,7 % от общего количества  жителей (в 1999 году соответственно 305,5 тыс. или 8,1%)[10].

Притом, что общее количество получателей увеличилось на 35,3  тыс. человек, количество детей сократилось на 19,5 тысяч,  число пенсионеров увеличилось на 54,6 тысяч.

Информация о работе Адресная социальная защита: проблемы, задачи и их решения