Адресная социальная защита: проблемы, задачи и их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики[1].

Файлы: 1 файл

анализ.docx

— 63.53 Кб (Скачать файл)

Среднемесячная сумма  выплат в 2000 году составила 24030,2 тыс. руб., что на 4334,3 тыс. руб. меньше по сравнению  с 1999 годом  (28364,3 тыс. руб.). Всего в 2000 году выплачено 288362 тыс. рублей, в 1999 году - 340376 тыс. рублей.

Уменьшились по сравнению  с 1999 годом среднемесячные размеры  выплат и на одного получателя - 60,9 руб. (1999 - 92,9 руб.) и  пенсионера - 23,7 руб. (1999 - 47,2 руб.) за счет повышения  размеров пенсий, а средний размер выплат на одного ребенка  вырос до 145 руб. по сравнению с 127,9 руб. в 1999 году.

Среднемесячный размер целевых  выплат на молоко и хлебобулочные  изделия составил 24016,5 тыс. руб., количество получателей -  913,5 тысяч. Общая сумма выплат за 2000 год - 288198 тыс.  рублей.

В октябре 1998 года был принят новый порядок исчисления  среднего совокупного дохода на члена семьи в Республике  Татарстан, который предусматривает учет доходов от личного подсобного хозяйства, предпринимательской деятельности и льгот  и услуг, предоставляемых в соответствии с законодательством.

6 октября 2000 года принято  Постановление Кабинета Министров  Республики Татарстан "Об утверждении Положения о порядке учета  в совокупном доходе семьи доходов от предпринимательской  деятельности и от ведения личного подсобного хозяйства при  начислении ежемесячных пособий семьям с детьми и компенсаций  малообеспеченным категориям населения, предусмотренных  Программой адресной социальной защиты населения Республики Татарстан".

По расчетам Центра экономических  и социальных исследований  Республики Татарстан может быть получена экономия средств,  направляемых на выплату социальных пособий малообеспеченным  гражданам, проживающим в сельской местности, около 7 млн.  рублей в месяц. Численность получателей социальных пособий и компенсаций в рамках Программы адресной социальной защиты  населения в РТ при этом сократится в сельской местности на 70%.

Совершенствованию работы в  этом направлении способствовала  передача функций назначения и выплаты пособий (компенсаций) от  предприятий, организаций, учреждений в органы социальной  защиты населения по месту жительства. Это позволило  упорядочить систему назначения и выплаты ежемесячных пособий  семьям с детьми и компенсаций малообеспеченным трудоспособным  категориям граждан, предусмотренных Программой и усилить  контроль за использованием средств республиканского бюджета  Республики Татарстан.

По республике передача функций  по назначению и выплате пособий  и компенсаций работающим категориям граждан осуществлена полностью.

Передача функций назначения и выплаты пособий и компенсаций  с  предприятий в органы социальной защиты населения по итогам  проверок некоторых районов и городов республики позволяет  сделать выводы о сокращении в среднем численности получателей  пособий на 25%.

Основными причинами уменьшения количества получателей являются:

неправильное начисление компенсаций на предприятиях (необоснованное назначение, непредставление полного  набора  необходимых документов, сокрытие доходов, подделка документов, сокрытие установленного отцовства и т.д.); 

исключение двойных выплат.  

 

Социальная поддержка  семьи и детей.

Важным направлением государственной  социальной политики в  Республике Татарстан является поддержка семьи, в первую очередь - семей с детьми. С целью обеспечения эффективной реализации государственной политики в отношении семьи в  республике разработана и подготовлена к принятию Концепция семейной политики Республики Татарстан. Главной задачей сегодня становится создание условий для самореализации семьи.

В соответствии с Указом Президента РФ от 30.01.1998 г. "О дне  матери" третий год в республике проводятся мероприятия направленные на освещение и решение проблем  женщины-матери в современном обществе. Пропаганда образа матери, крепких  семейных традиций, трудовых династий - основная цель учреждения медали Республики Татарстан "Ана даны" - "Материнская  Слава".

Огромное значение в социальной защите семьи и детей имеют  гарантированные государством льготы.

Система социальных льгот  и гарантий семьям с детьми в нашей  республике предусматривает ряд  дополнительных мер социальной поддержки  по сравнению с РФ: 

ежемесячное денежное пособие, неработающим матерям, имеющим трех и более детей. В 1999 году воспользовались  данной  льготой 4351 человека, на что из местных бюджетов выделено 5478 тыс. рублей, в 1 полугодии 2000 года - около 4 тысяч на  сумму 2278 тыс. рублей; 

предприятиями и организациями  жилищно-коммунального  хозяйства представлены льготы в 1999 году 33 962 многодетным  семьям на общую сумму 11588 тыс. руб. и в 1 полугодии 2000 года 21,9 тысяч семей на сумму 3400 тыс. рублей; 

право на 1 свободный день в месяц полностью или частично  оплачиваемый за счет средств организаций женщинам, имеющим  детей до 16 лет.

В целях решения современных  проблем женщин, семьи и детей  в  республике принимаются меры по созданию комплексной системы  учреждений социального обслуживания семьи, предоставляющих  разнообразные целевые (психологические, социально-психологические, юридические), профилактические.  Сегодня в городах и районах республики функционируют 136 учреждений различной ведомственной принадлежности оказывающих  социальные услуги семьям и детям. За 1999 год услугами центров  и отделений социальной помощи семье и детям воспользовались  свыше 100 тысяч человек, в том числе более 9 тысяч  несовершеннолетних детей, около 7 тысяч многодетных семей,  почти 5 тысяч семей с детьми-инвалидами и др. Сегодня уже  почти 3,5 тысячи семей охвачено постоянным вниманием  социальных работников.

За 1999 год около 700 детей  прошли реабилитацию в  специализированных учреждениях для несовершеннолетних,  нуждающихся в реабилитации, из которых 270 детей возвращены в семьи после социальной реабилитации ребенка и членов семьи. В  2000 году из 657 детей в семьи были возвращены 287. Сохранение и укрепление системы санаторно-курортного лечения детей с ограниченными возможностями, оздоровление детей и  подростков из малообеспеченных семей - актуальное направление  государственной политики по улучшению положения детей в Республике Татарстан.

В 2000 году Министерству на эти  цели было выделено из  республиканского бюджета 3141,8 тысяч рублей (в 1999 г. - 2790  тыс. руб.). Благодаря тому, что на организацию оздоровления детей-инвалидов из федерального бюджета в 2000 г. было  выделено 800 тысяч рублей, 2259 тысяч руб. из Регионального  фонда социального страхования Российской Федерации Республики Татарстан организован отдых и оздоровление 2733 детей,  нуждающихся в государственной поддержке. В 1999 г. эта цифра  составила 1591 путевка на общую сумму 3290 тыс. рублей, в том числе 500 тысяч из федерального бюджета.

За период действия Президентской  программы "Дети России" с 1997 по 2000 год получено из федерального бюджета  на приобретение медицинского, реабилитационного, бытового оборудования, автотранспорта и сельхозтехники для учреждений социального обслуживания семьи  и детей:

по Федеральной целевой  программе "Профилактика  безнадзорности и правонарушений" на сумму 3720,2 тыс.  рублей, в том числе 3 денежных транша социальным приютам  республики в размере 850 тыс. рублей из резервного фонда  Президента Российской Федерации; 

по Федеральной целевой  программе "Развитие социального  обслуживания семьи и детей - 970,5 тыс руб.; 

по Федеральной целевой  программе "Дети-инвалиды" - 2887,9  тыс. рублей. 

 

Реабилитация  инвалидов.

Большие усилия в Республике Татарстан были направлены на  создание системы по реабилитации инвалидов. Последние годы  стали поворотным в решении проблем инвалидов, интеграции их в  общество, повышении социального статуса.

В значительной мере этому  способствовало принятие в последние  годы ряда постановлений Кабинета Министров  республики: от 20.08.1999 г. "Об утверждении  Гарантированного перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг,  предоставляемых инвалидам Республики Татарстан";  от 30.06.1999 г. "О перечне мероприятий по обеспечению  доступа инвалидов к информации и к объектам социальной  инфраструктуры";  от 10.11.1998 г. "Об утверждении Положения об индивидуальной  программе реабилитации инвалида на территории Республики  Татарстан";  от 30.12.2000 г. "Об утверждении индивидуальной программы  реабилитации ребенка-инвалида на территории Республики  Татарстан".

Сегодня в целом ряде городов  и районов реализуются программы  создания безбарьерной среды для инвалидов. Устанавливаются  пандусы или поручни в объектах социальной инфраструктуры. Так, например, только в Казани это сделано в Министерстве  социального обеспечения РТ, в зданиях администраций Кировского  и Ново-Савиновского районов, в Кировском, Приволжском,  Ново-Савиновском органах социальной защиты населения, в  комбинате "Здоровье", во Дворце спорта, а также в двух домах,  где проживают инвалиды.

Руководством ГТРК "Татарстан" организован сурдоперевод и  субтитрование передач для глухих.

На протяжении последних  лет устанавливается государственный  заказ на продукцию, выпускаемую предприятиями общественных  организаций инвалидов, что позволяет сохранять и создавать в  них рабочие места, и целом инфраструктуру. В 1999 году был  установлен в объеме 2,2 млн. рублей, выделено 3 млн. 043 тыс.  рублей, что составило 143% от плана. В 2000 году установлен и  профинансирован госзаказ для предприятий общественных  организаций, выпускающих швейную продукцию, в объеме 1907 тыс.  рублей. Кроме этого, предприятиями общественных организаций  инвалидов изготовлена подарочная продукция для ветеранов Великой Отечественной войны на общую сумму 3108,1 тыс. рублей.

В 1999-2000 г.г. была продолжена работа по представлению налоговых  и иных льгот предприятиям общественных организаций инвалидов. Только за 2 последних года принято 6 законодательных  и нормативных документов, предусматривающих  освобождение от налогов за землю, в  дорожный фонд, при проведении обязательной сертификации продукции и услуг, производимых предприятиями общественных организаций инвалидов и т.д. Сумма  высвобождаемых средств предприятий  за счет налоговых льгот ежегодно составляет более 8 млн. рублей только за счет документов принятых в 1999-2000 годах.

Реализация постановления  Кабинета Министров Республики Татарстан  от 30.12.97 года N 920 "О создании Государственной  медико-социальной экспертизе" позволило  создать дополнительные подразделения  Государственной медико-социальной экспертизы и повысить эффективность  их деятельности.

В последние 2 года полностью  ликвидирована очередность на освидетельствование  в учреждениях медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Созданы 3 состава Главного бюро, 5 подразделений Главного бюро, 6 бюро МСЭ для детского населения  и 8 первичных бюро для взрослого  населения.

Бюро медико-социальной экспертизы начата работа по разработке  на основании личного заявления индивидуальных карт  реабилитации. В зависимости от этапа реабилитационного процесса и потребности инвалида, ребенка-инвалида  разрабатываются программы медицинской,  психолого-педагогической, а также профессиональной и  социальной реабилитации. 

 

Заключение.

Социальное обеспечение  в государственно организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений  собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и  социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления  таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества.

Социальная защита, широкое  понятие, которое включает в себя: реализацию государственных социальных гарантий (минимальной заработной платы, минимального размера пенсий, стипендий  и других социальных выплат), сохранение существующих и создание новых рабочих  мест, поддержку предпринимательства, адресную социальную поддержку городского и сельского населения и других социально-демографических групп, проведение эффективной финансово-кредитной, налоговой политики, структурной перестройки экономики, создание рыночных механизмов

Целевое предназначение социального  обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в  источниках средств к существованию  престарелых и нетрудоспособных.

Важным принципом социального  обеспечения является адресность социальной помощи.

Адресная социальная защита – элемент социального обеспечения  включающий в себя: установление социальных нормативов, государственные гарантии предоставления этих нормативов нуждающимся, государственные гарантии в обеспечении  уровня доходов не ниже прожиточного минимума и другие немаловажные принципы.

Автор работы выяснил, что  состояние нормативных актов  в области социальной защиты в  Российской Федерации и Республике Татарстан – неплохое: с 1991 года почти вся нормативная база обновилась.

Важным моментом в социальном обеспечении было принятие Программы  адресной социальной защиты населения  на основе, которой фактически и  базируется социальная защита республики.

Основными направлениями  программы являются: повышение жизненного уровня населения Республики Татарстан; социальная поддержка городского и  сельского населения; обязательность выполнения работодателем гарантий обеспечения уровня заработной платы  работника не ниже минимального потребительского бюджета; адресность и упреждение оказания помощи жителям, имеющим на нее право; принцип комплексность помощи, предусматривающий  возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи (денежной, натуральной, в виде услуг или  льгот); и др.

И в настоящее время, можно  с уверенностью сказать, что программа  социальной адресной защиты, занимает ключевое положение в государственном  социальном обеспечении.

Информация о работе Адресная социальная защита: проблемы, задачи и их решения