Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 16:44, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть агропромышленный комплекс Республики Беларусь и пути повышения его эффективности.
Задачи курсовой работы:
– определение сущности АПК и его места в национальной экономике;
– анализ опыта функционирования АПК в зарубежных странах;
– оценка состояния и выделение основных направлений развития АПК Республики Беларусь.
Введение 3
1 Агропромышленный комплекс и его место
в национальной экономике 5
2 Опыт функционирования АПК в зарубежных
странах 14
3 АПК в системе народного хозяйства
Республики Беларусь 23
3.1 Состояние развития АПК 23
3.2 Направления развития АПК 33
Заключение 39
Список использованных источников 42
Решая проблему продовольственной безопасности на национальном уровне, нельзя игнорировать усиливающиеся тенденции глобализации мировой экономики, быстро развивающиеся связи и либерализацию торговли сельскохозяйственной продукцией. В то же время отношения государств, базирующиеся на взаимодействии экономик, обусловлены, в первую очередь, созданием в сфере национального хозяйства внутренних возможностей устойчивого и эффективного развития. Важнейшие составляющие устойчивости – социальная, экономическая и экологическая сферы в их рациональном взаимодействии представлены триадой «человек – экономика – окружающая среда».
Стратегия устойчивого инновационного развития агропромышленного производства определяет приоритетные направления, сущность важнейших из которых заключаются в следующем:
В целом реализация стратегии устойчивого инновационного развития агропромышленного комплекса предполагает проведение комплекса мер, обеспечивающих решение ряда задач. Одна из таких важнейших задач, решение которой все еще проблематично, – повышение эффективности производства и достижение самоокупаемости и самофинансирования АПК. Выполнение этой задачи настолько важно, насколько и сложно .
Рассматривая проблемы развития агропромышленного комплекса республики, решение которых требует соответствующей дифференциации мер, включая программное регулирование, следует выделить три группы вопросов:
Из наиболее актуальных, типичных для большинства отраслей и предприятий, в т. ч. и сельского хозяйства, выделяются проблемы, сущность которых заключается в следующем.
Высокая стоимость заемных средств, которая напрямую зависит от политики Национального банка Республики Беларусь. В агропромышленном комплексе большинство инвестиционных программ осуществляется на основе заимствований (кредитные ресурсы выделяются на строительство жилья на селе, реконструкцию и строительство животноводческих объектов, техническое переоснащение). Удешевление процентных ставок проводится за счет бюджетных средств, расходы по которым в связи с высокой ставкой рефинансирования и увеличением объемов инвестиций постоянно растут. При этом доля собственных средств в кредитах может быть незначительной.
Высокая процентная ставка ограничивает возможности привлечения заемных средств для инвестирования в сельское хозяйство.
Повышение экономической эффективности агропромышленного производства предполагает развитие экономических методов хозяйствования, усиление экономического прагматизма, стимулирование предпринимательской инициативы и постепенное замещение прямых (директивных) методов государственного управления косвенными, предусматривающими «управление интересами через интересы». В этой связи требуется предусмотреть разрешение противоречий, в первую очередь в использовании государственной поддержки АПК, эффективность которой все еще остается низкой
Зачастую поддержка выделяется районам и предприятиям, не обеспечивающим высокие показатели урожайности культур, продуктивности животных и, как следствие, окупаемости бюджетных вложений. В конечном итоге это и приводит к тому, что субъекты хозяйствования, формирующие основной объем товарной сельскохозяйственной продукции республики (валообразующие), получают меньше бюджетных выплат в расчете на единицу продукции, чем предприятия с незначительным производством и низкой рентабельностью деятельности.
Основную часть средств правомерно направлять на поддержку сельскохозяйственного производства в виде дотаций за реализованную продукцию (надбавок к закупочным ценам), дифференцировав их в зависимости от условий хозяйствования. Что позволит сельскохозяйственным организациям, наряду с повышением эффективности хозяйственной деятельности, повысить устойчивость производства.
Во-первых, это будет стимулировать рост объемов производства и реализации продукции.
Во-вторых, предлагаемый порядок позволяет сосредоточить средства в эффективно работающих хозяйствах, имеющих наибольший объем реализации продукции, удешевить за счет этого продукцию и повысить ее конкурентоспособность.
В-третьих, за счет дифференциации дотаций можно выравнивать экономические условия развития отраслей (можно будет преодолеть хроническую убыточность выращивания КРС) .
За счет государственной поддержки формируется более трети совокупных доходов предприятий АПК (прямо и косвенно). Это придает первостепенное значение мерам по совершенствованию порядка централизованного финансирования села.
Рыночное развитие экономики Беларуси и ее аграрной сферы требует построения адекватной системы государственного экономического регулирования, призванной предотвращать и сглаживать специфические несовершенства аграрного рынка. Не создав экономических рычагов регулирования, отечественный АПК несет серьезные экономические потери.
Экспортная направленность агропромышленного производства и успехи в развитии отдельных направлений зарубежных поставок способствуют росту внешнеторгового оборота продукции сельскохозяйственного происхождения, который увеличивается из года в год.
В то же время, несмотря на положительную динамику, во внешнеторговой деятельности сохраняются проблемы. К негативным тенденциям в этой сфере относится и то, что в структуре экспорта преобладает продукция животноводства, на растениеводство приходится менее 20 %. В импорте, наоборот, продукция растительного происхождения составляет около 65 %. В данной связи важно стимулировать экспортные поставки продукции растениеводческого происхождения (картофеля, овощей, овощных соков и т. д.)
Естественно, что продукция должна быть высокого качества. Делая ставку в экспорте на один вид продукции или на продукцию одной отрасли, страна рискует попасть в серьезную зависимость как от конъюнктуры рынка, так, как ни странно, и от импортера. Это необходимо иметь в виду, наращивая экспортный потенциал сельскохозяйственной продукции, в частности молока .
Сохраняя в принципе специализацию республики в животноводческом направлении, необходимо диверсифицировать производство в направлении расширения экспортного потенциала растениеводства, повышения его товарности и замещения импорта. В контексте повышения уровня независимости в решении продовольственной проблемы необходимы меры по наращиванию объемов производства таких видов зерна, как просо и гречиха, энергоемкого корма, белковосодержащего сырья и добавок, балансирующих корма. Требует пристального внимания и инновационного развития кормопроизводство, ставшее для ряда стран непреодолимой проблемой в наращивании продукции животноводства. Республике сложно конкурировать на рынке кормового и продовольственного зерна. В то же время, широко используя научный потенциал, неплохую селекционную базу и систему семеноводства, можно значительно расширить экспортные поставки инновационной продукции – семян зерновых культур. Для этого следует провести модернизацию материально-технической базы отрасли и обеспечить строительство заводов по производству семян.
Не менее значимый вопрос – формирование и совершенствование рынка картофеля и замещение импорта картофелепродуктов. С ориентацией на экспорт необходимо развивать и другие отрасли растениеводства, в особенности такие, как овощеводство и плодоводство.
Одной из приоритетных задач развития экспорта – укрепление товаропроводящей сети на основных рынках за рубежом. Учитывая региональный принцип формирования рыночной инфраструктуры, обусловленный историческими, экономическими и иными факторами, а также опыт зарубежных стран, товародвижение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия организуется, как правило, по гибкой схеме. Значительная часть производителей в современных условиях на рынок непосредственно не выходит. Состав, структура, выполняемые функции посредников определяются институтами, на которых базируется экономика, и трансакционными издержками. Все это следует заинтересованно отслеживать для определения оптимальной цены поставок и повышения эффективности экспорта. Зачастую складывается ситуация, когда цены на белорусские агропромышленные товары, поставляемые по экспорту, в два раза ниже розничных цен этого рынка. Такая тенденция характерна для российского рынка, причем в последнее время соотношение цен усугубляется. В результате основная доля добавленной стоимости и прибыли в цене переходит к иностранным компаниям .
В современных условиях экономическая эффективность функциониро-вания сельскохозяйственных организаций во многом определяется активностью на рынке, что предполагает наличие товарной продукции высокого качества, пользующейся спросом, и успешное продвижения ее к потребителю. В условиях недостаточной устойчивости агропромышленного производства и нестабильности продовольственного рынка немаловажное значение имеет расширение спектра реализуемых товаров и оказания услуг, что позволяет упредить производственные риски или снизить их негативное влияние.
Анализируя опыт развитых стран и стран с переходной экономикой, следует отметить, что система продвижения продукции от сельских товаропроизводителей до конечных и розничных потребителей построена на кооперации или объединениях товаропроизводителей, сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, торговых и сбытовых структур снабженческих подразделений, включая финансовые организации. В виде агрофирм, агрокомбинатов, кооперативных и иных объединений действуют такие структуры и в Беларуси. Консолидируя интересы всех контрагентов рынка по технологии создания конечного продукта и его реализации, эти структуры имеют возможность сосредоточить ресурсы и усилия на главных направлениях повышения конкурентоспособности продукции. Кооперативно-интеграционные объединения в республике находятся на стадии становления, их недостаточно, хотя в принципе на их основе должен перестраиваться весь агропромышленный комплекс. Во главе таких объединений могут быть специализированные перерабатывающие и торговые предприятия или другие организации. В составе таких объединений можно концентрировать ресурсы, согласуя интересы участников, создавать фонды развития, работать на коммерческой основе и самоуправлении. Их главная цель – эффективность производства, конкурентоспособность, ориентация на спрос, рыночная устойчивость на основе модернизации и финансовая стабильность [25, с.19].
Можно подвести итог: главными целями сельскохозяйственного производства являются обеспечение продовольственной безопасности страны, ориентация на удовлетворение спроса внутреннего рынка и увеличение поставок на экспорт, повышение уровня и качества жизни сельского населения.
Для достижения этих целей требуется осуществить комплекс мер и мероприятий, связанных с технико-технологическим перевооружением сельского хозяйства, укреплением производственного потенциала, интенсификацией растениеводства и животноводства на основе внедрения энергоресурсосберегающих технологий и соответствующей сельскохозяй-ственной техники, социально-экономическими преобразованиями на селе.
Необходимо создать систему хозяйствования, обеспечивающую устойчивое развитие аграрного производства с выведением его рентабельности на более высокий уровень. Это будет гарантировать самофинансирование и при сложившемся уровне государственной поддержки создаст экономическую основу решения социальных задач на селе.
Рассмотрев и проанализировав теоретические аспекты сущности и структуры агропромышленного комплекса и его состояние и перспективы развития в современной экономике Республики Беларусь можно сделать следующие выводы.
Во второй половине XX в. в сельском хозяйстве многих развитых стран мира происходила техническая и социальная революция, связанная с формированием и развитием агропромышленного комплекса (АПК). Развитию аграрного сектора экономики способствовала научно-техническая революция, а позитивные изменения в нем связаны прежде всего с формированием АПК. Он стал важнейшим результатом индустриальной перестройки производительных сил сельского хозяйства и организации его межотраслевых связей.
Аграрно-промышленный комплекс – совокупность отраслей национальной экономики, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственного сырья, насыщение внутреннего рынка продовольствием и обеспечивающих экспорт продовольствия и сырья.
Агропромышленный комплекс выступает как вертикально интегрированная и координированная совокупность отраслей и предприятий, так или иначе участвующих в производстве и распределении конечной продукции из аграрного сырья Он состоит как бы из трех основных секторов
1) отрасли, производящие все необходимое для аграрного сектора – машины, удобрения, химические и биологические средства для борьбы с сорняками и вредителями и др.;
2) само сельское хозяйство;
3) предприятия по переработке аграрной продукции и поставке ее потребителю.
Цель функционирования АПК состоит в удовлетворении общественных потребностей в продовольствии и сельскохозяйственном сырье.
Информация о работе Агропромышленный комплекс Республики Беларусь