Агропромышленный комплекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной проблемы заключается в том, что сельское хозяйство явилось предпосылкой возникновения государственности, объединению различных племен в одну страну. Поэтому развитие самого сельского хозяйство должно развиваться, чтобы обеспечить сырьем сопутствующие отрасли. Объектом работы является национальный аграрный рынок России. Предметом работы служит экономика аграрного сектора России, продовольственная проблема нашей страны.

Содержание работы

Введение 3
Экономическая стратегия аграрного развития в РФ 5
Динамика функционирования сельского хозяйства на современном этапе 11
Сельское хозяйство сегодня 11
Современные проблемы сельского хозяйства 14
Факторы, ограничивающие развитие АПК 16
Продовольственная проблема России 22
Роль и место аграрного сектора в решении проблем продовольственной отрасли 26
Пути совершенствования деятельности АПК в России 30
Последствия для АПК от вхождения России в ВТО 37
Заключение 42
Список использованной литературы 45

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 375.55 Кб (Скачать файл)

Отличие сельского  хозяйства как отрасли материального  производства от других отраслей проявляется, прежде всего, в том, что здесь  в качестве главного средства производства выступает земля.

Особенности земли  как главного средства производства в сельском хозяйстве, с одной  стороны, обусловливают своеобразие  технологического процесса в земледелии, с другой - являются естественными  предпосылками определенных экономических  отношений.

Аграрные отношения  как составная часть всей системы  экономических и социальных отношений  представляют собой отношения между  людьми, занятыми в аграрной сфере  по поводу производства, обмена, распределения  и потребления, материальных благ. Основное ядро социально-экономической структуры аграрных отношений образует система землевладения и землепользования, точнее - отношения собственности на землю.

Аграрные отношения  охватывают весь процесс расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве  в его взаимосвязях с другими  сферами АПК.

Субъектами аграрно-экономических  отношений выступают:

  • сельские товаропроизводители;
  • работники, занятые на предприятиях производственной и социальной инфраструктуры села;
  • работники отраслей, выпускающих средства сельскохозяйственного производства, перерабатывающих и доводящих до потребителя его продукцию.

Проблема продовольственного самообеспечения кроме экономических  аспектов имеет политические и социальные. В недалеком прошлом поставки продовольствия, и в первую очередь  зерна, превращались в средство решения  внешнеполитических задач. В связи  с этим наличие в необходимых  размерах собственных ресурсов продовольствия - одна из гарантий политической независимости  страны.

5. Пути совершенствования деятельности АПК в России

Можно выделить три основные долгосрочные цели аграрно-продовольственной  политики страны:19

  • экономический рост и повышение эффективности аграрно-продовольственной сферы как одной из важнейших отраслей национальной экономики;
  • повышение жизненного уровня и качества жизни сельского населения;
  • повышение уровня доступности продовольствия и продовольственного снабжения населения страны.

Указанные цели могут вступать в противоречие друг с другом. Так, повышение продовольственного обеспечения населения может  потребовать снижения или сохранения на низком уровне импортных и введения экспортных тарифов на продовольствие (что особенно важно в стране с  низкими доходами на душу населения, как Россия). А это противоречит задаче защиты доходов отечественного сельскохозяйственного производителя  и росту внутреннего производства.

В рамках достижения одной стратегической цели также  могут также иметь место противоречия. Так, многие отрасли отечественной  пищевой промышленности заинтересованы в низких импортных тарифах на продовольственное сырье и введении экспортных тарифов на продукцию  сельского хозяйства, а сельское хозяйство, напротив, заинтересовано в  высоких импортных тарифах на сельскохозяйственное сырье и отсутствии или минимальных экспортных тарифах  на собственную продукцию.

Поэтому позиция  государства неизбежно сводится к балансировке между противоречивыми  интересами участников внутреннего  рынка.

Меры внутренней аграрно-продовольственной политики должны быть направлены на поиски и  использование таких путей повышения  эффективности аграрно-продовольственной системы, которые не вступали бы в прямое противоречие с задачами вступления и членства в ВТО. Речь идет о постепенном переходе от нынешних условий фрагментарных (“неполных”) аграрных рынков к созданию полноценных рыночных институтов и систем. Среди таких мер внутренней аграрно-продовольственной политики можно отметить:20

Создание  системы кредитования отрасли.

За годы реформ в стране так и не создана рыночная система кредитования сельскохозяйственных производителей. Вместо этого действует  множество фрагментарных полугосударственных - получастных дорогостоящих и  низкоэффективных программ на федеральном  и, особенно, региональном уровне. Основная доля сельскохозяйственной продукции  сбывается в рамках бартерных  схем. Система кредитования должна строиться на создании комфортных условий  для кредитования сельского хозяйства  частными банками и сельскими  кредитными кооперативами, с чёткими  и прозрачными схемами господдержки.

Из-за дефицита кредитных ресурсов и их удорожания организации АПК испытывают трудности  как с получением краткосрочных  и долгосрочных кредитов, так и  с их возвратом. Банки повысили размеры  процентных ставок, в том числе  по уже заключенным кредитным  договорам. Растут требования финансистов  к залоговому обеспечению.

Тем не менее, по данным вице-премьера Виктора Зубкова, объем кредитов, предоставленных  банками организациям АПК на середину апреля 2011 года, достиг 171,5 млрд. руб. Из этих средств 71,4 млрд. рублей направлено в растениеводство и животноводство, 50,1 млрд. руб. - на весенние полевые работы. Согласованный объем кредитной  поддержки в 2011 году составит 904,9 млрд. рублей.21

Реструктуризация  сельскохозяйственных предприятий.

В результате первичной  приватизации аграрного сектора  в России появился еще один новый, уникальный для мировой экономики, тип “виртуальных ферм” (многие хозяйства  являются дочерними компаниями или  арендуют имущество у предприятий - банкротов, при этом основное средство производства - земля - отделена от других фермерских активов и находится  в собственности десятков и сотен  индивидуальных владельцев). Осуществление  инвестиций в такого рода “виртуальные фермы” крайне затруднено.22

Решение проблемы земли и задолженности аграрного  сектора.

Задолженность отечественного аграрного сектора  в настоящее время достигла 185 млрд. руб. Это примерно соответствует  официальному объему годовых продаж хозяйств. В США общая задолженность  ферм также примерно соответствует  общему объему годовых продаж ферм. Но в России основную массу составляет просроченная краткосрочная задолженность  и соответствующие штрафы. А в  США доля просроченной задолженности  исключительно низка и около  половины задолженности является долгосрочной под залог земли и недвижимости. Это указывает на кардинальное значение наличия рынка (“оборота”) земли  и недвижимости для эффективного развития сельскохозяйственного сектора.23

В качестве промежуточного этапа решения этой исключительно  сложной проблемы можно было бы задействовать  долгосрочную аренду и возможность  оборота сельскохозяйственных земель через ее залог. Обе меры нуждаются  в детальном законодательном  и правоприменительном обеспечении.

1.Резко понизить налоги на производство и переработку продуктов, оставив лишь небольшие налоги в целях учёта и статистики.

Это позволит перейти  к достоверной системе учета. Нынешняя система статистического  учета (тесно связанная с задачами сбора налогов) провоцирует массовые искажения (занижение показателей) отчетности. Необходимо перейти к  системе сельскохозяйственного  учета и отчетности, соответствующей  особенностям отечественных сельскохозяйственных предприятий (крупные размеры, большое  количество собственников и занятых).

Отдельной задачей  является создание государственной  системы рыночной информации. От отсутствия такой системы страдают, прежде всего, отечественные сельскохозяйственные производители, которые становятся объектом картельного сговора крупных  торговых компаний. (Необходимо было бы рассмотреть вопрос о запуске  отечественного проекта системы  космического слежения за сельскохозяйственными  посевами в мире. В стране имеются  высококвалифицированные специалисты  и накоплен значительный опыт. В  настоящее время монополию на этом перспективном высокотехнологичном  рынке держит США)24.

2.Изменение направлений и характера бюджетной поддержки сельского хозяйства.

За последнее  десятилетие на фоне общего сокращения доли бюджетных расходов на сельское хозяйство в совокупных бюджетных  расходах (с примерно 12 до 1%), произошла децентрализация бюджетной поддержки - в настоящее время около 2/3 государственных расходов осуществляется на региональном уровне. При этом основная доля расходов (около 9/10) приходится на текущую поддержку хозяйств. Такая структура поддержки резко отличается от подавляющего большинства стран - членов ВТО, где значительная доля затрат на сельское хозяйство приходится на развитие и поддержку рыночной инфраструктуры, аграрной науки и служб консалтинга и внедрения и др. При отсутствии реальной реструктуризации хозяйств бюджетная поддержка “проедается”. Необходимы:25

    • запуск федеральных программ бюджетной поддержки сельского хозяйства;
    • переориентация части программ с текущей на меры долгосрочной поддержки аграрно-продовольственного рынка и его инфраструктуры.

3.Создание единого рыночного аграрно-продовольственного пространства в стране путем развития рыночной инфраструктуры.

Внутренний аграрно-продовольственный  рынок оказался разделен на множество  слабо связанных и  региональных “квазирынков”. Как справедливо  замечают экономисты-аграрники, “в настоящее  время сложнее экспортировать партию зерна из Краснодара в Вологду, чем  из Греции в Финляндию”.26 Это связано как с прямыми административными ограничениями на вывоз продукции из регионов, так и с трудностями получения необходимых лицензий и сертификатов, подтверждающих качество и безопасность каждой партии товара. Указанные препятствия существенно увеличивают трансакционные издержки на отечественном рынке, повышают барьеры для входа для малых и средних операторов, уводят в теневой сектор значительную долю поступающего на рынок продовольствия.

Общая координация  и консолидация мер внутреннего  регулирования отечественного рынка  с задачами вступления и членства в ВТО.

В настоящее  время такой координации и  консолидации не наблюдается. Меры, принимаемые  государством для регулирования  отдельных рынков сельскохозяйственной продукции, зачастую не носят комплексного характера, дезориентируют инвесторов и производителей. Региональные власти разрабатывают систему мероприятий, направленных не на облегчение доступа на рынок частных отечественных операторов, а, наоборот, на усиление административного контроля, введение в рамках основных продуктовых сегментов “торговых режимов”, идущих в противоположном от целей вступления в ВТО направлении.

По словам Е.Б. Скрынник: «Современный агропромышленный комплекс России стоит на пороге нового этапа развития, который будет  связан с полным насыщением внутреннего  рынка основными сельскохозяйственными  продуктами собственного производства и ростом экспортных поставок на мировой  агропродовольственный рынок. Для  этого есть все предпосылки - мощная государственная поддержка, благоприятный  инвестиционный климат в отрасли, огромный ресурсный потенциал. Эффективное  решение поставленных ближнесрочных  и долгосрочных задач позволит перейти  к инновационной модели АПК, в  центре которой будет обеспечение  продовольственной безопасности страны и комплексное устойчивое развитие села.

В растениеводстве  предстоит освоить интенсивные  технологии, базирующиеся на новом  поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных  удобрений, переходе на посев перспективными высокоурожайными сортами и гибридами.

В животноводстве продолжится планомерное наращивание  производства мяса и молока. В этой связи необходимо активно использовать возможности селекции, совершенствования  кормовой базы, оптимизации технологических  процессов.

Это позволит уже  в ближайшие 2-3 года полностью обеспечить себя основными продуктами питания  и начать осваивать новые экспортные направления. В частности, к 2012 году мы полностью закроем внутренние потребности в мясе птицы, а в 2013 - свинины.

Учитывая текущую  динамику развития АПК России и комплекс реализуемых мер государственной  поддержки, среднегодовой темп роста  валовой продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. должен составлять не менее 2,4-2,5%, производства пищевых продуктов - 4,3-5%.27

Новые направления  Государственной программы до 2020 года: развитие перерабатывающих отраслей АПК, развитие мелиорации, стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития отрасли, развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка, поддержка  малых форм хозяйствования на селе, стимулирование эффективного использования  земель сельскохозяйственного назначения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Последствия для АПК от вхождения России в ВТО

Членами Всемирной торговой организации являются уже более 140 стран мира, и в ближайшие  годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически  всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики  и равноправное участие в мировой  торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение  и является целью присоединения  к ВТО. Конкретными целями присоединения  для России можно считать следующие:

  • Получение лучших в сравнении с существующими условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Информация о работе Агропромышленный комплекс