Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:07, курсовая работа
Актуальность данной проблемы заключается в том, что сельское хозяйство явилось предпосылкой возникновения государственности, объединению различных племен в одну страну. Поэтому развитие самого сельского хозяйство должно развиваться, чтобы обеспечить сырьем сопутствующие отрасли. Объектом работы является национальный аграрный рынок России. Предметом работы служит экономика аграрного сектора России, продовольственная проблема нашей страны.
Введение 3
Экономическая стратегия аграрного развития в РФ 5
Динамика функционирования сельского хозяйства на современном этапе 11
Сельское хозяйство сегодня 11
Современные проблемы сельского хозяйства 14
Факторы, ограничивающие развитие АПК 16
Продовольственная проблема России 22
Роль и место аграрного сектора в решении проблем продовольственной отрасли 26
Пути совершенствования деятельности АПК в России 30
Последствия для АПК от вхождения России в ВТО 37
Заключение 42
Список использованной литературы 45
Отличие сельского
хозяйства как отрасли
Особенности земли как главного средства производства в сельском хозяйстве, с одной стороны, обусловливают своеобразие технологического процесса в земледелии, с другой - являются естественными предпосылками определенных экономических отношений.
Аграрные отношения как составная часть всей системы экономических и социальных отношений представляют собой отношения между людьми, занятыми в аграрной сфере по поводу производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ. Основное ядро социально-экономической структуры аграрных отношений образует система землевладения и землепользования, точнее - отношения собственности на землю.
Аграрные отношения охватывают весь процесс расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве в его взаимосвязях с другими сферами АПК.
Субъектами аграрно-
Проблема продовольственного
самообеспечения кроме
5. Пути совершенствования деятельности АПК в России
Можно выделить три основные долгосрочные цели аграрно-продовольственной политики страны:19
Указанные цели
могут вступать в противоречие друг
с другом. Так, повышение продовольственного
обеспечения населения может
потребовать снижения или сохранения
на низком уровне импортных и введения
экспортных тарифов на продовольствие
(что особенно важно в стране с
низкими доходами на душу населения,
как Россия). А это противоречит
задаче защиты доходов отечественного
сельскохозяйственного
В рамках достижения
одной стратегической цели также
могут также иметь место
Поэтому позиция государства неизбежно сводится к балансировке между противоречивыми интересами участников внутреннего рынка.
Меры внутренней
аграрно-продовольственной
Создание системы кредитования отрасли.
За годы реформ
в стране так и не создана рыночная
система кредитования сельскохозяйственных
производителей. Вместо этого действует
множество фрагментарных
Из-за дефицита кредитных ресурсов и их удорожания организации АПК испытывают трудности как с получением краткосрочных и долгосрочных кредитов, так и с их возвратом. Банки повысили размеры процентных ставок, в том числе по уже заключенным кредитным договорам. Растут требования финансистов к залоговому обеспечению.
Тем не менее, по
данным вице-премьера Виктора Зубкова,
объем кредитов, предоставленных
банками организациям АПК на середину
апреля 2011 года, достиг 171,5 млрд. руб. Из
этих средств 71,4 млрд. рублей направлено
в растениеводство и
Реструктуризация сельскохозяйственных предприятий.
В результате первичной приватизации аграрного сектора в России появился еще один новый, уникальный для мировой экономики, тип “виртуальных ферм” (многие хозяйства являются дочерними компаниями или арендуют имущество у предприятий - банкротов, при этом основное средство производства - земля - отделена от других фермерских активов и находится в собственности десятков и сотен индивидуальных владельцев). Осуществление инвестиций в такого рода “виртуальные фермы” крайне затруднено.22
Решение проблемы
земли и задолженности
Задолженность
отечественного аграрного сектора
в настоящее время достигла 185
млрд. руб. Это примерно соответствует
официальному объему годовых продаж
хозяйств. В США общая задолженность
ферм также примерно соответствует
общему объему годовых продаж ферм.
Но в России основную массу составляет
просроченная краткосрочная задолженность
и соответствующие штрафы. А в
США доля просроченной задолженности
исключительно низка и около
половины задолженности является долгосрочной
под залог земли и
В качестве промежуточного
этапа решения этой исключительно
сложной проблемы можно было бы задействовать
долгосрочную аренду и возможность
оборота сельскохозяйственных земель
через ее залог. Обе меры нуждаются
в детальном законодательном
и правоприменительном
1.Резко понизить налоги на производство и переработку продуктов, оставив лишь небольшие налоги в целях учёта и статистики.
Это позволит перейти
к достоверной системе учета.
Нынешняя система статистического
учета (тесно связанная с задачами
сбора налогов) провоцирует массовые
искажения (занижение показателей)
отчетности. Необходимо перейти к
системе сельскохозяйственного
учета и отчетности, соответствующей
особенностям отечественных
Отдельной задачей
является создание государственной
системы рыночной информации. От отсутствия
такой системы страдают, прежде всего,
отечественные
2.Изменение направлений и характера бюджетной поддержки сельского хозяйства.
За последнее десятилетие на фоне общего сокращения доли бюджетных расходов на сельское хозяйство в совокупных бюджетных расходах (с примерно 12 до 1%), произошла децентрализация бюджетной поддержки - в настоящее время около 2/3 государственных расходов осуществляется на региональном уровне. При этом основная доля расходов (около 9/10) приходится на текущую поддержку хозяйств. Такая структура поддержки резко отличается от подавляющего большинства стран - членов ВТО, где значительная доля затрат на сельское хозяйство приходится на развитие и поддержку рыночной инфраструктуры, аграрной науки и служб консалтинга и внедрения и др. При отсутствии реальной реструктуризации хозяйств бюджетная поддержка “проедается”. Необходимы:25
3.Создание единого рыночного аграрно-продовольственного пространства в стране путем развития рыночной инфраструктуры.
Внутренний аграрно-
Общая координация и консолидация мер внутреннего регулирования отечественного рынка с задачами вступления и членства в ВТО.
В настоящее
время такой координации и
консолидации не наблюдается. Меры, принимаемые
государством для регулирования
отдельных рынков сельскохозяйственной
продукции, зачастую не носят комплексного
характера, дезориентируют инвесторов
и производителей. Региональные власти
разрабатывают систему
По словам Е.Б.
Скрынник: «Современный агропромышленный
комплекс России стоит на пороге нового
этапа развития, который будет
связан с полным насыщением внутреннего
рынка основными
В растениеводстве
предстоит освоить интенсивные
технологии, базирующиеся на новом
поколении тракторов и
В животноводстве
продолжится планомерное
Это позволит уже в ближайшие 2-3 года полностью обеспечить себя основными продуктами питания и начать осваивать новые экспортные направления. В частности, к 2012 году мы полностью закроем внутренние потребности в мясе птицы, а в 2013 - свинины.
Учитывая текущую
динамику развития АПК России и комплекс
реализуемых мер
Новые направления
Государственной программы до 2020
года: развитие перерабатывающих отраслей
АПК, развитие мелиорации, стимулирование
инвестиционной деятельности и инновационного
развития отрасли, развитие инфраструктуры
агропродовольственного рынка, поддержка
малых форм хозяйствования на селе,
стимулирование эффективного использования
земель сельскохозяйственного
6. Последствия для АПК от вхождения России в ВТО
Членами Всемирной торговой организации являются уже более 140 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие: