Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:59, контрольная работа
В мировой экономической литературе и хозяйственной практике понятие «народное предприятие», за редким исключением, не встречается. Насколько известно авторам, впервые этот термин был использован во времена III Рейха при создании знаменитого «народного предприятия Фольксваген». В России этот термин появился в начале 90-х годов прошлого века в нескольких законопроектах, инициированных КПРФ и рядом других партий левого толка, а также в скандально известном проекте создания «народного автомобиля», который был затеян Б. А. Березовским с товарищами. Естественно, содержание этого понятия, как в перечисленных случаях, так и в упомянутом ранее законе о народных предприятиях, качественно различается.
Сам термин «народное предприятие» представляется неудачным, и не только с точки зрения его происхождения. Прежде всего, прилагательное «народное» применительно к хозяйствующему субъекту (предприятию) с точки зрения гражданского права выглядит не вполне корректным. Слово «народ» имеет скорее территориальную, чем производственную привязку. К тому же, сам термин «народное предприятие» уже приобрел чрезмерную политическую окраску. В случае, когда речь идет о предприятии, управляемом его работниками (всеми или большинством), использующими как собственное, так и привлеченное имущество (государственное, муниципальное, частное), более точным было бы употребление термина «коллективное предприятие».
Введение…………………………………………………………………………...3
Возникновение и назначение народного предприятия……………..………..5
Акционерное общество работников…………………………………………10
Проблемы становления народных предприятий в России…………………14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...18
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
В мировой экономической
литературе и хозяйственной практике
понятие «народное предприятие»
Сам термин «народное предприятие» представляется неудачным, и не только с точки зрения его происхождения. Прежде всего, прилагательное «народное» применительно к хозяйствующему субъекту (предприятию) с точки зрения гражданского права выглядит не вполне корректным. Слово «народ» имеет скорее территориальную, чем производственную привязку. К тому же, сам термин «народное предприятие» уже приобрел чрезмерную политическую окраску. В случае, когда речь идет о предприятии, управляемом его работниками (всеми или большинством), использующими как собственное, так и привлеченное имущество (государственное, муниципальное, частное), более точным было бы употребление термина «коллективное предприятие».
Даже если согласиться
с применением понятия «
24 июня 1998 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" (далее — Закон от 24 июня 1998 г.). Появление в системе гражданского законодательства подобного нормативного акта обусловлено, прежде всего, причинами социально-экономического характера. Это очередная попытка реализовать давнюю мечту о привлечении работников акционерного общества к участию в управлении организацией. Еще совсем недавно эту идею пытались воплотить в реальность с помощью программы приватизации, когда трудовые коллективы получали значительные льготы при приобретении акций акционерных обществ, создаваемых на базе государственных и муниципальных предприятий. Однако уже можно совершенно определенно сказать, что эта затея потерпела фиаско. В условиях перманентного экономического кризиса, влекущего за собой многомесячные задержки заработной платы, трудовым коллективам приходилось активно продавать свои акции, превращаясь из "совладельцев" в обычных наемных рабочих. И вот новая попытка.
Следует отметить, что идея
привлечения трудящихся к управлению
предприятием в целях создания заинтересованности
в повышении эффективности
Наибольшее развитие идея привлечения рабочих к участию в управлении акционерным обществом получила в законодательстве ФРГ. Доктор У. Зайберт характеризует немецкую систему участия как уникальную, не имеющую аналогов во всем Европейском сообществе. Она сводится главным образом к возможности рабочих оказывать влияние на решения, принимаемые наблюдательным советом, посредством участия в его деятельности (разд. 2 ч. 4 кн.1 Акционерного закона ФРГ от 6 сентября 1965 г.).
Изучая зарубежный цивилистический опыт и заимствуя институты иных правовых систем, следует, прежде всего, решить вопрос об их соответствии отечественному гражданскому праву, его принципам и структуре. Отсутствие критического подхода обычно приводит к появлению таких конструкций, как "акционерная собственность", "коллективная собственность" и, наконец, "акционерные общества работников". Так что же представляют собой эти новые юридические лица?
Федеральный закон "Об особенностях
правового положения
Прежде всего, следует обратить внимание на юридические основания нормотворчества в этой области. Согласно п.1 ст.2 Гражданского кодекса РФ, правовое положение участников гражданского оборота, каковыми в первую очередь являются граждане и юридические лица, определяет гражданское законодательство. В систему гражданского законодательства входят Гражданский кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы (п.2 ст.3 ГК РФ). Принцип соответствия заключается в следующем: во-первых, принятие федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п.1 и 2 ст.2 ГК РФ, должно быть предусмотрено самим Гражданским кодексом; во-вторых, нормы гражданского права, содержащиеся в любых федеральных законах, должны соответствовать ГК РФ. В п.3 ст.96 ГК РФ дан перечень источников правового регулирования деятельности акционерных обществ. Это Гражданский кодекс и Закон "Об акционерных обществах", принятый Государственной Думой 24 ноября 1995 г. Правда, применительно к обществам, созданным путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, установлены дополнительные источники, однако акционерные общества работников к таковым не относятся, что явно следует из п.1 ст.2 Закона от 24 июня 1998 г.
Специфика правового регулирования
акционерных обществ может быть
установлена иными нормативно-
Анализ норм Закона от 24 июня 1998 г. свидетельствует о том, что, по существу, им предусматривается создание новой, не известной ГК РФ, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, новой разновидности коммерческой организации. Налицо явное нарушение требования п.2 ст.50 ГК РФ.
Указание на то, что народное предприятие является отличной от акционерной формой коммерческой организации, содержится в некоторых статьях Закона от 24 июня 1998 г. В ряде случаев народное предприятие должно быть преобразовано в коммерческую организацию иной формы (п.2 ст.4; п. 1, 2, 4 ст.9 данного Закона). Что же представляет собой иная форма? С этой точки зрения особый интерес представляет положение п.4 ст.9 рассматриваемого закона, согласно которому число акционеров народного предприятия не должно превышать пяти тысяч, в противном случае оно обязано в течение одного года привести число своих акционеров в соответствие с требованием п.4 ст.9 Закона от 24 июня 1998 г. либо преобразоваться в коммерческую организацию иной формы. Очевидно, что этой организацией не может быть ни государственное, ни муниципальное унитарные предприятия, ибо инициатива в создании последних принадлежит соответственно государственным органам или органам местного самоуправления (п.1 ст.114, п.1 ст.115 ГК РФ). Создание на базе такого предприятия общества с ограниченной ответственностью или закрытого акционерного общества невозможно из-за ограничений численности состава участников обществ, установленных в п.3 ст.7 Закона об АО, в п.3 ст.7 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью". Сложно представить себе преобразование народного предприятия с таким количеством участников в хозяйственное товарищество или производственный кооператив, поскольку эти формы рассчитаны на сравнительно небольшой состав членов и за редким исключением предполагают их личное, а в кооперативах - еще и трудовое участие в деятельности организации. Остается открытое акционерное общество, рассматриваемое в Законе от 24 июня 1998 г. по отношению к народному предприятию как коммерческая организация иной формы. Эта линия достаточно четко прослеживается и применительно к статусу акционера.
Существует общее правило,
закрепленное в п.1 ст.31 Закона об АО,
согласно которому каждая обыкновенная
акция общества предоставляет акционеру
– ее владельцу одинаковый объем
прав. Права акционеров народного
предприятия, все акции которого
являются обыкновенными, напротив, могут
существенно различаться в
Что касается работников-акционеров, то их право распоряжаться акциями существенно ограничено. Во-первых, работник-акционер вправе продать по договорной цене часть принадлежащих ему на дату окончания отчетного финансового года акций только в течение следующего финансового года. Количество разрешенных к продаже акций устанавливается общим собранием акционеров, но не может быть выше 20% принадлежащих работнику-акционеру акций (п.3 ст.6 Закона от 24 июня 1998 г.). Во-вторых, владение акциями работниками-акционерами основано не только на титуле, но и обусловлено наличием трудовых отношений, поэтому с прекращением последних акции должны быть реализованы в порядке, предусмотренном п. 4-7 ст.6 Закона от 24 июня 1998 г.
Различия в статусе
работников–акционеров и
Наконец, для названных
групп акционеров народного предприятия
установлены разные способы приобретения
акций. Акционеры, не являющиеся работниками,
могут приобретать только акции,
продаваемые другими