Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 18:44, реферат
Одной из наиболее важных форм международных экономических отношений является международная торговля. На ее долю приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений.
Международная торговля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.
Введение ……………………………….………………………………………………..……3.
1. Международная торговля. Классические теории международной торговли .......................................……………..……………………………..5.
2. Альтернативные теории международной торговли второй половины ХХ века.……… …………………………….….……….......10.
Заключение…………………………………………………………26.
Список литературы………………….…………………………………………………...27.
Совмещение рассмотренных двух графиков достигается следующим образом. В нижнем левом углу (квадрант III ) на кривой LL показаны различные варианты распределения трудовых ресурсов между производством товаров Х и У (на графике это изображено пунктирными линиями). В верхнем правом углу (квадрант II) показано, как изменяется соотношение выпуска товара Х и товара Y (в точках Е1, E2 и E3)на кривой производственных возможностей в соответствии с различными вариантами распределения трудовых ресурсов между отраслями их производства (соответственно точки L1, L2 и L3).
Теперь рассмотрим, как развивается внешняя торговля между странами в соответствии с теорией специфических факторов.
Эта теория исходит из тех же допущений, что и теория Хекшера—Олина: наличия равного спроса в обеих странах и различного предложения каждого из товаров, обусловленного неодинаковой наделенностью стран факторами производства. Исходя из этих допущений предположим, что в стране А относительно больше предложение товара X, в создании которого используется относительно избыточный в этой стране специфический фактор — капитал, а в стране B относительно больше предложение товара Y, в создании которого используется изобильный в данной стране специфический фактор — земля.
В отсутствии внешней торговли относительная цена товара X (PX/Py) в стране А будет меньше, чем в стране В, а в последней соответственно относительная цена товара Y (Py/Px) будет меньше, чем в первой. Это различие в относительных ценах на товары и является главным стимулом развития внешней торговли.
Однако с развитием внешней
торговли относительные цены выравниваются.
В то же время происходит рост производства
в экспортоориентированных
Согласно теореме Хекшера—
Применительно к теории специфических
факторов суть этого процесса раскрывается
в теореме Самуэльсона—Джонса: развитие
внешней торговли приводит к росту
цен на факторы, специфические для
экспортных отраслей, и увеличению
доходов их владельцев, а также
снижению цен на факторы, специфические
для отраслей, конкурирующих с
импортом, и соответственно к снижению
доходов их владельцев.
Внешняя торговля на основе эффекта масштаба
В начале 80-х гг. XX века П. Крюгман и К. Ланкастер предложили еще одно объяснение международной торговле, основанное на эффекте масштаба.
Эффект масштаба возникает в том случае, когда с ростом объема выпускаемой продукции средние издержки на единицу продукции снижаются . Экономия на масштабе позволяет объяснить торговлю между странами в случаях, не поддающихся объяснению на основе классических теорий международной торговли. Это, в первую очередь, относится к торговле между странами, в одинаковой степени наделенными основными факторами производства, и к торговле технологически однородными товарами, внутриотраслевой торговле дифференцированными товарами (например, автомобилями, изделиями электронной промышленности и др.).
Рассмотрим на конкретном примере, как развивается международная торговля на основе эффекта масштаба.
Предположим, что две страны, А и В, обладают примерно одинаковым экономическим потенциалом и в равной мере наделены факторами производства. В отсутствии внешней торговли каждая страна производит по 30 ед. товара Х и товара Y, что обозначено точкой Е на графике рис. 34.6. В этом случае граница производственных возможностей обеих стран и кривые безразличия могут быть выражены одними и теми же сливающимися кривыми. Соотношение цен товара Х (Рx) и товара У(Ру) представлено вектором относительных цен Pх/Pу.
Рис. 2. Международная торговля на основе эффекта масштаба
С началом торговли каждая страна начинает специализироваться на выпуске того товара, в производстве которого она может получить эффект масштаба. Для страны А — это товар X, а для страны В — товар Y. Рост выпуска товара Х в стране A отражен на графике движением вниз от точки Е в направлении точки К, где будет достигнута полная специализация страны A на выпуске этого товара, который будет доведен до 90 ед. Рост выпуска страной В товара Y отражен движением вверх от точки Е до точки N, где достигается полная специализация страны В на производстве этого товара (90 ед.).
Как видно из графика, в условиях торговли на основе эффекта масштаба кривая производственных возможностей (общая для обеих стран) является вогнутой в сторону начала координат. Такая форма кривой объясняется тем, что при экономии на масштабе рост выпуска экспортного товара приводит к снижению средних издержек на каждую единицу продукции в пересчете на другой товар, от выпуска которого приходится отказываться. В приведенном на рис. 2 графике для страны А: при отсутствии торговли — 1Х= 1Y, по мере роста выпуска товарами сокращения выпуска товара Y- 1Х= 0,8 Y, 0,6 Y и т.д.
В результате использования высвобождаемых от сокращения производства товара Y ресурсов выпуск товара X расширяется в большем объеме, чем сокращается производство товара Y .
По мере развития внешней торговли и углубления международной специализации на основе использования эффекта масштаба происходит относительное снижение цен на экспортируемые товары. Так, в стране А уменьшается цена товара Х относительно цены товара Y, что отражается в сдвиге вектора цен Рх/Py для страны А — влево, а для страны В — ответственно вправо от ее положения при отсутствии внешней торговли.
В результате обе страны получают выигрыш от участия в международной торговле по мировым ценам, увеличивают потребление товарам Х и товара У с 30 до 45 ед. Это отражается точкой Е1. Соответственно общая, сливающаяся для обеих стран кривая безразличия смещается вправо (кривая безразличия D1 отражает рост уровня потребления обоих товаров в равной пропорции).
Внешняя торговля на основе эффекта
масштаба приводит к изменениям в
рыночной структуре
Торгуемые и неторгуемые товары и услуги
Последствия участия во внешней
торговле для национальной экономики
были конкретизированы экономистами на
основе использования концепции
торгуемых и неторгуемых
В соответствии с этой концепцией все товары и услуги подразделяются на торгуемые, т.е. участвующие в международном обмене (вывозимые и ввозимые), и неторгуемые, т.е. потребляемые только там, где они производятся, и не являющиеся объектом международной торговли. Уровень цен на неторгуемые товары складывается на внутреннем рынке и не зависит от цен на мировом рынке.
Исключение неторгуемых
На практике большинство товаров и услуг, произведенных в сельском хозяйстве, добывающей и обрабатывающей промышленности, являются торгуемыми. Напротив, большая часть товаров и услуг, производимых в сфере строительства, транспорта и связи, коммунальных, общественных и личных услуг, относится к неторгуемым. Разделение товаров и услуг на торгуемые и неторгуемые имеет условный характер и может изменяться под воздействием научно-технических достижений.
Отмеченное деление товаров
и услуг влияет на структурные
сдвиги в экономике, происходящие под
воздействием участия страны в международной
торговле. Это обусловлено тем, что
спрос на неторгуемые товары и
услуги может быть удовлетворен только
за счет внутреннего производства,
а спрос на торгуемые товары и
услуги — также и за счет импорта.
Теорема Рыбчинского
Английский экономист
Он доказал теорему, согласно которой при неизменных мировых ценах и наличии только двух секторов в экономике расширение использования избыточного фактора в одном из них ведет к сокращению производства и выпуска товаров в другом. Рассмотрим теорему Рыбчинского на конкретном примере.
Рис. 3. Влияние роста использования фактора производства на доходы от него
Допустим, что в стране производятся два товара: Х и Y с использованием двух факторов производства — капитала и труда (рис. 3). Причем товар X является относительно более трудоемким, а товар Y — относительно более капиталоемким. Вектор OF показывает оптимальное сочетание труда и капитала на основе использования наиболее эффективной технологии при производстве товара X, а вектор ОЕ — соответственно при производстве товара Y. Обеспеченность страны в целом трудовыми ресурсами и капиталом показана точкой G, означающей, что в стране имеется OJ труда и GJ капитала. При отсутствии внешней торговли товар Х производится в объеме F, а товар Y — в объеме Е.
С включением страны в международный
товарообмен увеличивается
«Голландская болезнь»
Концепция торгуемых и неторгуемых товаров и теорема Рыбчинского позволяют объяснить проблемы, с которыми в последние десятилетия XX в. столкнулись многие страны, начавшие интенсивную разработку новых сырьевых экспортных ресурсов: нефти, газа и др., так называемую голландскую болезнь. Своим названием этот феномен обязан тому, что в конце 60-х — начале 70-х гг. в Голландии началась разработка природного газа в Северном море с расширением в дальнейшем его экспорта. Экономические ресурсы стали перемещаться в добычу газа.
Происшедший в результате этого рост доходов привел к увеличению спроса на неторгуемые товары и росту их производства. В то же время имело место свертывание производства в традиционных экспортных отраслях обрабатывающей промышленности и расширение импорта недостающих товаров. «Голландская болезнь» в различные периоды поразила Норвегию, Великобританию, Мексику и другие страны.
Последующее снижение цен на сырьевые товары вызвало новую фазу «голландской болезни». Произошло снижение доходов населения, сокращение производства неторгуемых товаров, отток ресурсов из отраслей сырьевого экспорта. Вновь укрепились позиции традиционных экспортных отраслей обрабатывающей промышленности. Структурные сдвиги, вызываемые «голландской болезнью», порождают серьезные социальные проблемы.
Опыт промышленно развитых стран
должен учитываться при разработке
экономической стратегии
Теория конкурентных преимуществ страны Майкла Портера
Дальнейшее развитие на качественно новой основе теория сравнительных преимуществ получила в трудах известного американского экономиста Майкла Портера.
На основании анализа
Рис. 4, Детерминанты конкурентного преимущества страны («национальный ромб»)
«Национальный ромб» выявляет систему
детерминантов, которые, находясь во взаимодействии,
создают благоприятную или
Параметры факторов представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и ее ведущих экспортоориентированных отраслей.
Рассматривая факторы
Информация о работе Альтернативные теории международной торговли