Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 18:57, реферат
Наступление 21 в. можно представить как обычное течение времени. Но в жизни цивилизации этот период занимает особое место. Именно к этому рубежу человечество подошло с такими достижениями, противоречиями и проблемами, которые не столько разъединяют народы и государства, сколько объединяют их в многообразном, неоднородном, взаимосвязанном мире. И если решение современных глобальных проблем невозможно без участия всех народов земли, то решение проблем внутри каждой страны оказывается недостижимым без активной роли государства.
Введение 3
1. Характерные черты экономического развития США 4
1.1. Географическое положение, краткая история, политическое и административное устройство 4
1.2. Периоды развития 7
1.3. Особенности развития 10
2. Мирохозяйственное положение США 14
2.1. Внутренний рынок США 14
2.2. Научно-технический потенциал США 18
2.2.1. Высококвалифицированные кадры 21
2.3. Информационные услуги 21
3. Фактор мирового влияния США 23
3.1. Позиции США в мировой торговле 24
3.2. Движение капитала США 25
3.2.1. Доллар – мировая валюта 28
3.2.2. Рынок ссудного капитала 29
4. Американская экономика: итоги и перспективы 30
Заключение 36
Список использованных источников 37
Высоким обязательным уровнем характеризуется весь контингент рабочей силы в США. В начале 90-х гг. 38,7 % американцев в возрасте от 25 лет и старше имели законченное среднее образование, 21,1 % - законченное высшее и 17,3 – незаконченное высшее образование. Только 11,6 % взрослых американцев имеют образование ниже среднего, что составляет 8 и менее лет обучения в школе.
Мощный научно-технический потенциал страны и общий высокий уровень образованности и профессиональной подготовки американцев служит фактором силы для американский корпораций в их конкурентной борьбе с соперниками на отечественном и мировом рынках.
2.3. Информационные услуги
Качественно новой чертой сдвигов в общественном производстве США стало развитие информационной инфраструктуры, выполняющей функции Центрального информационного банка данных для всей экономики.
В основе информационной инфраструктуры лежит созданная комплексная индустрия обработки информации на базе новейшей электронной техники и средств связи. Помимо производства ЭВМ и их программного обеспечения эта отрасль охватывает создание устройств и систем для передачи информации (оборудование связи, Интернет, электронная почта и др.), ее размножение (светокопировальное оборудование, печатающее устройство для ЭВМ и персональных компьютеров), выпуск периферийного оборудования (дисплеи, терминалы, сканеры, и пр.). Кроме того, в ее состав включаются все виды услуг, поддерживающие функционирование ЭВМ и другого информационного оборудования.
Начиная с 80-х годов в США идет целенаправленный процесс формирования информационной инфраструктур. Он происходит на основе интегрирования информационной техники различных видов в информационной системы, каждая из которых контролирует определенную группу объектов, и последующее объединение этих систем в общенациональную и международную сеть.
Одним из наиболее впечатляющих примеров таких сетей является информационная система Интернет, пользователями которой стали десятки миллионов людей во всем мире.
О масштабах информационной инфраструктуры в США свидетельствуют тот факт, что во второй половине 90-х годов в стране на 1000 человек приходилось около 350 компьютеров, которые были установлены как в государственных учреждениях, так и в частных компаниях и университетах. Пара персональных компьютеров к концу десятилетия 22,6 млн. единиц. Всего на долю США (по состоянию на середину 90-х годов) приходилось более 41 % всех работающих в мире компьютеров. Только в средних школах за период с 1985 – 1997 г. их было установлено 6.2 млн. единиц. В 1997 г. 78 % всех государственных школ страны имело доступ к сети Интернет.
Больших масштабов достигла деятельность принципиально новой отрасли американской экономики – компьютерных специализированных услуг. Эти услуги предоставляли в середине 90-х годов более 75 тыс. фирм. Объем операций отрасли возрос с 3,4 млрд. в 1972 г. до 184,4 млрд. долл. в 1996 г. Ясно, что такого рода процессы создают принципиально новые возможности для функционирования всего общественного производства /12/.
3. ФАКТОРЫ МИРОВОГО ВЛИЯНИЯ США
3.1. Позиция США в мировой торговле
На современном этапе научно-технического прогресса размер и уровень развития отечественного рынка не только остается мощным фактором мирового влияния США, но и приобретает новое значение. В условиях высокой степени обеспеченности собственными сырьевыми ресурсами США получили новое преимущество благодаря внедрению ресурсосберегающих технологий. Тем самым существенно уменьшилась зависимость США от внешних источников снабжения сырьем. Более того, в современных условиях резко возрастает зависимость поставщиков сырья от экономики США и других развиты стран.
Масштабы и богатство американского рынка – мощный фактор роста мировой торговли. Это побуждает другие страны активно бороться за доступ на рынок США и укрепление своих позиций на этом рынке. Один из результатов этой борьбы – высвобождение ресурсов США для их использования на более прогрессивных направлениях благодаря удовлетворению части потребности общества за счет импорта.
Экспорт товара составляет сравнительно с другими странами невысокий удельный вес в национальном производстве США. Экспорт составляет всего около 1/10 валового продукта этой страны, тогда как для европейских стран его значение обычно в два – три раза выше. Главная причина в том, что США, будучи крупной страной с разнообразными районами, получают большие выгоды с помощью внутреннего территориального разделения труда, поэтому их нужды в международном разделении труда не так велики. В него вовлечены в основном прибрежные и приграничные штаты; 1/3 экспорта дают всего четыре из них – Калифорния, Техас, Вашингтон и Нью-Йорк, а если к ним добавить Мичиган, Луизиану, Огайо и Иллинойс, то на эти восемь штатов придется уже половина экспорта США (см. таблицу 7). В среднем на экспорт прямо или косвенно идет около 15 % продукции промышленности, в т. ч. 1/4 металлов, 1/5 химикалий и машины. Гораздо большую роль играет экспорт в сельскохозяйственном производстве: ради него выращивается 1/2 урожая пшеницы, 1/3 сои – бобов, 1/3 табака, 1/5 часть урожая кукурузы /11/.
Таблица 7 – Главные штаты – экспортеры в 1992 г.
Штат | Млрд. долл. | Процент | Нарастающий итог |
Экспорт из США | 448,2 | 100,0 | … |
в т.ч. Калифорния | 56,4 | 12,6 | 12,6 |
Техас | 43,5 | 9,7 | 22,3 |
Вашингтон | 28,0 | 6,3 | 28,6 |
Нью-Йорк | 22,6 | 5,0 | 33,6 |
Мичиган | 20,4 | 4,6 | 38,2 |
Луизиана | 16,1 | 3,6 | 41,8 |
Огайо | 16,3 | 3,6 | 45,4 |
Иллинойс | 15,3 | 3,4 | 48,8 |
Флорида | 14,4 | 3,2 | 52,1 |
Массачусетс | 10,4 | 2,3 | 54,3 |
Итого 10 ведущих | 243,6 | 54,3 | 54,3 |
Экспортная квота колеблется вокруг показателей 8 – 9 % ВНП. США экспортирует примерно 1/4 часть сельскохозяйственной продукции. В промышленности США сложился тесно связанный с внешним рынком сектор. Это отрасли в обрабатывающей промышленности, на них приходится почти 3/4 всего вывоза промышленной продукции. Экспортные рынки обеспечивают сбыт около 1/4 продукции общего машиностроения, более 1/5 – по двигателям и турбинам, свыше 2/5 - по самолетам /13/.
Импорт играет все более растущую роль в США, не только как источник снабжения страны товарами, но и как фактор мировой конкуренции, влияния которой охватывает ныне практически всю экономику США. За счет импорта удовлетворяется порядка 20 % потребностей США в текстиле, стали и ряде других видов важных для хозяйства продукции.
География внешней торговли США своеобразна. Крупнейшими торговыми партнерами и одновременно главными конкурентами США на мировом и внутреннем рынках остаются ФРГ и Япония. ФРГ направляет в США – 8-9 %, а Япония – 29-31 % своего экспорта. Устойчивый дефицит в торговле с этими странами стал характерной чертой США. Доступ на рынок США стал для этих стран одним из главных условий их экономического развития.
В последние годы экономика США стала одним из основных потребителей экспортной продукции не только ведущих стран Западной Европы, Японии, но и новых индустриальных стран – Южной Кареи, Сингапура, Тайваня. Торговые отношения в США с НИС – одно из наиболее динамичных звеньев мирохозяйственных связей. Объем торговли между ними за период 1970 – 1990 гг. увеличился более чем в 13 раз и достиг 22,5 % внешнеторгового оборота США /13/.
США остаются крупнейшим экспортером наукоемкой продукции – им принадлежало в 1990 г. 9 % всего рынка наукоемкой продукции за пределами США. Одновременно с этим США выступают главным рынком для ведущих экспортеров продукции высоких технологий. Доля наукоемкой продукции в стоимости всего импорта США составляет в эти годы около 14 %. Крупным потенциал экспортной деятельности содержат новейшие направления научно-технического прогресса. США принадлежит 70 % мирового рынка программного обеспечения для ЭАМ. Реализация интеллектуальной продукции, различных видов научно-технической информации становится все более перспективным видом международного бизнеса, служит важным проводником мирового влияния американских корпораций.
3.2 Движение капитала США
В последнее десятилетие произошли радикальные перемены в мировой позиции США, связанной с движением прямых заграничных инвестиций. На базе прямых инвестиций, осуществляемых преимущественно ТНК, в прогрессирующих масштабах происходит формирование международного производства, объединяющего экономику США с хозяйствами других стран более тесными связями, чем это делала торговля. Источником финансирования инвестиций в 80 – 90-е годы является чистый приток иностранного капитала.
Сеть международного производства, созданную посредством прямых заграничных инвестиций, принято называть в экономической литературе второй экономикой. По своему производственному, научно-техническому и финансовому потенциалу она существенно превосходит аналогичные сферы хозяйствований ближайших конкурентов США в этой области: Западной Европы и Японии. Уже в середине 80-х годов на 20 тыс. контролируемых американским капиталом зарубежных предприятиях было занято более 6,5 млн. рабочих и служащих, что составляло четверть всей рабочей силы, занятой на предприятиях, принадлежащих американским ТНК. Объем продаж товаров и нефинансовых услуг заграничными филиалами и подконтрольными фирмами соответствовал одной трети товарооборота материнских компаний и приносил порядка одной трети прибыли.
Интенсивное взаимодействие зарубежных предприятий американских ТНК с хозяйственными структурами США выражается в наиболее рельефной форме в растущей производственной кооперации зарубежных филиалов с материнскими. Среди машиностроительных компаний получили развитие "глобальные конвейеры" по выпуску унифицированной продукции на мировой рынок, а также производство по "замкнутому циклу" (выпуск товаров для американского рынка на зарубежных сборочных предприятиях, принадлежащих ТНК, из узлов и деталей, поставляемых с предприятий материнских компаний). Создание "замкнутого цикла" производства только в 12 развивающихся странах обеспечивает американским ТНК получение дополнительных прибылей в размере 2-3 млрд. долл. ежегодно.
Становление и развитие международного производства приводит к трансформации содержания внешней торговли. Благодаря развитию международной кооперации все более значительная часть внешней торговли представляет собой внутрифирменную торговлю – движение товаров и услуг через границы между подразделениями одной и той же компании, расположенными в разных странах. Так, создание на территориях развивающихся стран заграничный сборочных цехов привело к тому, что более 10 % товарооборота США с этими странами приходятся на внутрифирменные поставки по схеме "США – развивающиеся страны – США".
Процесс прямого заграничного инвестирования приобрел глобальные масштабы с точки зрения расширения участников этого процесса и усиления их позиций. В этом находит свое выражение интернационализация хозяйственной жизни. Позиции США в этом процессе продолжает расти.
Одновременно США как отдельная страна стала крупнейшим рецитентом прямых иностранных капиталовложений. Интенсивное иностранное инвестирование в американскую экономику служит важным признаком ее силы /13/.
Информация о работе Американская экономика: итоги и перспективы