Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 10:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение перспектив развития естественных монополий на основе изучения теоретического материала и анализа статистической информации.
В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
изучить теоретические основы деятельности естественных монополий, раскрыть их сущность, особенности и методы регулирования;
выявить основные проблемы регулирования естественных монополий в Российской Федерации и предложить пути их решения.
Объектом исследования являются естественные монополии Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………3
1 Теоретико-методологические аспекты исследования естественных монополий……………………………………………....5
Естественные монополии: понятие, сущность, виды……………..5
Методы регулирования деятельности естественных монополий……………………….……………………………………..10
2 Анализ деятельности естественных монополий в Российской Федерации…………………..…………………………...18
2.1 Естественные монополии в России...………………………….....18
2.2 Государственное регулирование естественной монополи….….25
Заключение………..……………………………….…………………30
Библиографический список…………………………..………….….32
Однако подобный подход лишь частично позволяет решить поставленные задачи, с одной стороны, «регулируемая» монополия не может устанавливать цены, позволяющие ей извлекать монопольные сверхприбыли. Но, с другой стороны, такой метод государственного воздействия препятствует достижению уровня цен, равного предельному уровню издержек производства, а также оптимальных отклонений от этого уровня цен на уникальные, ранее не выпускавшиеся товары и услуги. Искусственный характер установления и фиксирования цен во времени также нарушает механизм оптимизации распределения ресурсов8.
3. Регулирование верхнего предела тарифа (дефлятор – X).
Суть данной модели заключается в установлении на согласованный срок (4–5 лет) формулы расчета верхнего тарифа, который содержит дефлятор и так называемый фактор повышения производительности (X).
В Российской Федерации законы, регулирующие деятельность естественных монополий, можно условно классифицировать по следующим группам:
1. Законы, предметом регулирования которых являются непосредственно естественные монополии и условия их деятельности на рынке: федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (ред. от 19.07.2011 года).
2. Отраслевые законы. Федеральный закон от 31.03.1999 №69-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О газоснабжении в Российской Федерации», федеральный закон от 10.01. 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ред. от 28.07.2012г. №131-ФЗ), федеральный закон от 26.03.2003г. N 35 -ФЗ «Об электроэнергетике» (ред. от 30.12.2012г. №291-ФЗ), Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 31.12.2004) "О несостоятельности (банкротстве)" (ред. от 29.12.2012 №282-ФЗ).
3. Законы, регулирующие
различные аспекты
Нормативно-правовая основа
естественных монополий также тесно
связана с нормативно-правовой основой
конкуренции и
Федеральный закон «О естественных монополиях» определяет правовые основы федеральной политики в сфере естественных монополий и направлен на баланс интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающий эффективное функционирование субъектов естественных монополий и доступность реализуемых товаров для потребителей.
Органы регулирования естественных монополий вправе:
- принимать обязательные
для субъектов естественных
- принимать в соответствии
со своей компетенцией решения
по фактам нарушения
- направлять субъектам
естественных монополий
- принимать решения
о включении в реестр
- направлять органам
исполнительной власти и
- принимать решения о наложении штрафа на субъект естественной монополии;
- привлекать к административной
ответственности в виде
- обращаться в суд
с иском, а также участвовать
в рассмотрении в суде дел,
связанных с применением или
с нарушением настоящего
- осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами12.
Основания для принятия органами регулирования естественных монополий решений о применении методов регулирования:
1. Орган регулирования
естественной монополии
- издержки производства
(реализации) товаров, в том числе
заработная плата, стоимость
- налоги и другие платежи;
- стоимость основных
производственных средств,
- прогнозируемая прибыль
от возможной реализации
- соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;
- государственные дотации и другие меры государственной поддержки Федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147 "О естественных монополиях".
2. При принятии решения
о применении методов
Органы регулирования естествен
Федеральным законом от 17 августа 1995 г. №147 "О естественных монополиях" установлено, что органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
1) ценовое регулирование,
осуществляемое посредством
2) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей14.
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.
2 Анализ деятельности естественных монополий в Российской Федерации
2.1 Естественные монополии в России
Естественные монополии выполняют важные функции в российской экономике: системообразующую, инфраструктурную, бюджетообразующую, затратообразующую, стабилизационную и социальную. От их состояния зависит место России на мировых рынках энергоресурсов, конкурентоспособность ее продукции, перспективы экономического развития страны. В то же время российские естественные монополии функционируют в специфической макроэкономической и институциональной среде, определяющей особенности их функционирования, развития и реформирования.
Согласно Федеральному закону от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», к ним относятся следующие сферы хозяйствования: транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей 15. Таким образом, в России предприятиями, содержащими естественно-монопольные виды деятельности, являются федеральные компании: ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС»), ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть»», а на некоторых сегментах рынка также ФГУП «Почта России» и ОАО «Ростелеком». Примерами естественных монополий на региональных рынках являются коммунальные службы, Водоканал.16 Российские естественные монополии характеризуются рядом особенностей, отражающих специфику их функционирования. Рассмотрим их по отдельности.
Одной из основных особенностей естественных монополий в России является то, что некоторые из них (ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО «Транснефть») занимают важное стратегическое положение в мировом масштабе, обусловленное значительными поставками продукции и услуг на мировые рынки, что определяется также их транснациональным характером.
Поскольку многие из естественных монополий связаны с циклом производства минерально-сырьевых ресурсов и их экспортом, особую значимость приобретает их бюджетообразующая функция.
Налог на добычу полезных ископаемых и доходы от внешнеэкономической деятельности с учетом сырьевого и экспортно ориентированного характера российской экономики в настоящее время составляют большую долю доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.
Кроме того, государство получает от естественно-монопольных секторов и обычные налоги: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, а работники предприятий платят налог на доходы физических лиц. Хотя точно выделить долю естественных монополий в формировании государственного бюджета достаточно сложно, косвенные доказательства все-таки свидетельствуют об их значительной роли в осуществлении фискальной функции государства17. Анализ особенностей функционирования естественных монополий в современной России.
Одним из монопольных объединений в России является ОАО «Газпром». Оно создано путем начального преобразования в феврале 1993 г. Государственного газового концерна, а затем в 1999 г. РАО «Газпром».
«Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 18%, в российских — 70%. На «Газпром» приходится 15% мировой и 78% российской добычи газа. За рубежом он располагает огромными активами в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. "Газпром" включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие "Газэкспорт". Все они вместе взятые осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа. Компания входит в пятерку крупнейших производителей нефти в РФ, а также является крупнейшим владельцем генерирующих активов на ее территории. Их суммарная установленная мощность составляет 17% от общей установленной мощности российской энергосистемы.
Основная часть акций
ОАО «Газпрома» принадлежит государству.
Главный акцент в реформировании
газовой отрасли сделан на создание
системы государственного регулирования
и улучшения применяемых
Информация о работе Анализ деятельности естественных монополий в Российской Федерации