Анализ деятельности естественных монополий в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение перспектив развития естественных монополий на основе изучения теоретического материала и анализа статистической информации.
В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
изучить теоретические основы деятельности естественных монополий, раскрыть их сущность, особенности и методы регулирования;
выявить основные проблемы регулирования естественных монополий в Российской Федерации и предложить пути их решения.
Объектом исследования являются естественные монополии Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3

1 Теоретико-методологические аспекты исследования естественных монополий……………………………………………....5

Естественные монополии: понятие, сущность, виды……………..5

Методы регулирования деятельности естественных монополий……………………….……………………………………..10

2 Анализ деятельности естественных монополий в Российской Федерации…………………..…………………………...18

2.1 Естественные монополии в России...………………………….....18

2.2 Государственное регулирование естественной монополи….….25


Заключение………..……………………………….…………………30

Библиографический список…………………………..………….….32

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ МИКРОЭКОНОМИКА_03_06_00000.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Однако подобный подход лишь частично позволяет решить поставленные задачи, с одной стороны, «регулируемая» монополия не может устанавливать цены, позволяющие ей извлекать монопольные сверхприбыли. Но, с другой стороны, такой метод государственного воздействия препятствует достижению уровня цен, равного предельному уровню издержек производства, а также оптимальных отклонений от этого уровня цен на уникальные, ранее не выпускавшиеся товары и услуги. Искусственный характер установления и фиксирования цен во времени также нарушает механизм оптимизации распределения ресурсов8.

3. Регулирование  верхнего предела тарифа (дефлятор  – X).

Суть данной модели заключается  в установлении на согласованный  срок (4–5 лет) формулы расчета верхнего тарифа, который содержит дефлятор и так называемый фактор повышения производительности (X).

В Российской Федерации законы, регулирующие деятельность естественных монополий, можно условно классифицировать по следующим группам:

1. Законы, предметом регулирования которых являются непосредственно естественные монополии и условия их деятельности на рынке: федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (ред. от 19.07.2011 года).

2. Отраслевые законы. Федеральный закон от 31.03.1999 №69-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О газоснабжении в Российской Федерации», федеральный закон от 10.01. 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ред. от 28.07.2012г. №131-ФЗ), федеральный закон от 26.03.2003г. N 35 -ФЗ «Об электроэнергетике» (ред. от 30.12.2012г. №291-ФЗ), Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 31.12.2004) "О несостоятельности (банкротстве)" (ред. от 29.12.2012 №282-ФЗ).

3. Законы, регулирующие  различные аспекты хозяйственной  области. К этим законам можно отнести Гражданский Кодекс (например, параграф 6 регулирует отношения, возникающие в процессе оборота электрической энергии), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 19.8 определяет санкции за непредставление сведений, установленных законом, в антимонопольный орган, в орган регулирования естественных монополий)9.

Нормативно-правовая основа естественных монополий также тесно  связана с нормативно-правовой основой  конкуренции и монополистической  деятельности. Естественные монополии окружает конкурентная рыночная среда, но сами они могут осуществлять монополистическую деятельность, и в начале экономических реформ высказывалось мнение, что нет необходимости создавать специальную нормативно-правовую систему в области естественных монополий, а их регулирование должно стать составной частью единого закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. В конце концов, Законодательство о естественных монополиях получило самостоятельное развитие, но действует оно не изолированно от конкурентного. В частности, отдельные статьи Федерального закона «О естественных монополиях» содержат ссылки на Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а многие положения последнего, как акта более общего порядка, применяются к естественным монополиям, что создает некоторые трудности в реализации обоих федеральных законов10.

Федеральный закон «О естественных монополиях» определяет правовые основы федеральной политики в сфере естественных монополий и направлен на баланс интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающий эффективное функционирование субъектов естественных монополий и доступность реализуемых товаров для потребителей.

Органы регулирования естественных монополий вправе:

- принимать обязательные  для субъектов естественных монополий  решения о введении, об изменении  или о прекращении регулирования,  о применении методов регулирования,  предусмотренных настоящим Федеральным  законом, в том числе об установлении цен (тарифов);

- принимать в соответствии  со своей компетенцией решения  по фактам нарушения настоящего  Федерального закона;

- направлять субъектам  естественных монополий обязательные  для исполнения предписания о  прекращении нарушений настоящего Федерального закона, в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменений, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной ими в результате действий, нарушающих настоящий Федеральный закон;

- принимать решения  о включении в реестр субъектов  естественных монополий либо  об исключении из него;

- направлять органам  исполнительной власти и органам  местного самоуправления обязательные  для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих настоящему Федеральному закону, и (или) о прекращении нарушений настоящего Федерального закона;

- принимать решения  о наложении штрафа на субъект  естественной монополии;

- привлекать к административной  ответственности в виде предупреждения  или штрафа руководителей субъектов  естественных монополий, должностных  лиц органов исполнительной власти  и органов местного самоуправления  в случаях, предусмотренных настоящим  Федеральным законом11;

- обращаться в суд  с иском, а также участвовать  в рассмотрении в суде дел,  связанных с применением или  с нарушением настоящего Федерального  закона;

- осуществлять иные  полномочия, установленные федеральными законами12.

Основания для принятия органами регулирования естественных монополий решений о применении методов регулирования:

1. Орган регулирования  естественной монополии принимает  решение о применении методов  регулирования, предусмотренных  настоящим Федеральным законом  и иными федеральными законами, применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:

- издержки производства (реализации) товаров, в том числе  заработная плата, стоимость сырья  и материалов, накладные расходы;

- налоги и другие  платежи;

- стоимость основных  производственных средств, потребности  в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления;

- прогнозируемая прибыль  от возможной реализации товаров  по различным ценам (тарифам);- удаленность различных групп  потребителей от места производства  товаров;

- соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;

- государственные дотации  и другие меры государственной  поддержки Федеральный закон  от 17 августа 1995 г. №147 "О естественных монополиях".

2. При принятии решения  о применении методов регулирования деятельности конкретного субъекта естественной монополии, орган регулирования естественной монополии обязан рассматривать информацию, предоставленную заинтересованными лицами, о деятельности данного субъекта естественной монополии.

Органы регулирования естественных монополий самостоятельно принимают решение о включении/исключении субъектов естественных монополий из своего реестра. Если хозяйствующий субъект определен как монополист и включен в реестр, то к нему будет применено государственно-правовое регулирование, какой метод конкретно следует выбрать относительно того или иного монополиста определяет орган регулирования естественных монополий13.

Федеральным законом  от 17 августа 1995 г. №147 "О естественных монополиях" установлено, что органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

1) ценовое регулирование,  осуществляемое посредством определения  (установления) цен (тарифов) или  их предельного уровня;

2) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Право доступа к системе  российских магистральных трубопроводов  и терминалов при вывозе нефти  за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей14.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ деятельности естественных монополий в Российской Федерации

2.1 Естественные монополии в России

Естественные  монополии выполняют важные функции в российской экономике: системообразующую, инфраструктурную, бюджетообразующую, затратообразующую, стабилизационную и социальную. От их состояния зависит место России на мировых рынках энергоресурсов, конкурентоспособность ее продукции, перспективы экономического развития страны. В то же время российские естественные монополии функционируют в специфической макроэкономической и институциональной среде, определяющей особенности их функционирования, развития и реформирования.

Согласно Федеральному закону от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», к ним относятся следующие  сферы хозяйствования: транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей 15. Таким образом, в России предприятиями, содержащими естественно-монопольные виды деятельности, являются федеральные компании: ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС»), ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть»», а на некоторых сегментах рынка также ФГУП «Почта России» и ОАО «Ростелеком». Примерами естественных монополий на региональных рынках являются коммунальные службы, Водоканал.16 Российские естественные монополии характеризуются рядом особенностей, отражающих специфику их функционирования. Рассмотрим их по отдельности.

Одной из основных особенностей естественных монополий в России является то, что некоторые из них (ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО  «Транснефть») занимают важное стратегическое положение в мировом масштабе, обусловленное значительными поставками продукции и услуг на мировые рынки, что определяется также их транснациональным характером.

Поскольку многие из естественных монополий связаны с циклом производства минерально-сырьевых ресурсов и их экспортом, особую значимость приобретает их бюджетообразующая функция.

Налог на добычу полезных ископаемых и доходы от внешнеэкономической  деятельности с учетом сырьевого  и экспортно ориентированного характера российской экономики в настоящее время составляют большую долю доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Кроме того, государство  получает от естественно-монопольных  секторов и обычные налоги: налог  на добавленную стоимость, налог  на прибыль, а работники предприятий  платят налог на доходы физических лиц. Хотя точно выделить долю естественных монополий в формировании государственного бюджета достаточно сложно, косвенные доказательства все-таки свидетельствуют об их значительной роли в осуществлении фискальной функции государства17. Анализ особенностей функционирования естественных монополий в современной России.

Одним из монопольных  объединений в России является ОАО  «Газпром». Оно создано путем  начального преобразования в феврале 1993 г. Государственного газового концерна, а затем в 1999 г. РАО «Газпром».

«Газпром» располагает  самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 18%, в российских — 70%. На «Газпром» приходится 15% мировой и 78% российской добычи газа. За рубежом он располагает огромными активами в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. "Газпром" включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных   газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие "Газэкспорт". Все они вместе взятые осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа. Компания входит в пятерку крупнейших производителей нефти в РФ, а также является крупнейшим владельцем генерирующих активов на ее территории. Их суммарная установленная мощность составляет 17% от общей установленной мощности российской энергосистемы.

Основная часть акций  ОАО «Газпрома» принадлежит государству. Главный акцент в реформировании газовой отрасли сделан на создание системы государственного регулирования  и улучшения применяемых методов  ценообразования.

Информация о работе Анализ деятельности естественных монополий в Российской Федерации