Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 10:31, курсовая работа
Цель настоящей работы - изучить вопроса о международном учреждении - ВТО, познакомиться с ее структурой, механизмом принятия решений, уже определившимися направлениями ее деятельности, определить роль Всемирно торговой организации в развитии мировой торговли и экономики, а также прогнозировать социально-экономическое состояние России после вступления в ВТО.
Введение………………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Всемирная торговая организация и ее роль в регулировании международной торговли……………………………….....................4
1.1 История создания ВТО…………………………………………………...4
1.2 Структура ВТО……………………………………………………………6
1.3 Правила и принципы действия ВТО……………...……………...…........9
1.4 ВТО как институт регулирования международных
Торговых отношений……………………………………………………15
Глава 2. Анализ деятельности Всемирной торговой организации
и ее роли в мировой экономике............................................................19
2.1 Всемирная торговая организация и мировая экономика…..………….19
2.2 Преимущества торговой системы ВТО…………..…………………….23
Глава 3. Проблемы и пути реализации состояния России после
вступления в ВТО……………………………………………………..31
3.1 Изменения в международном и национальном законодательстве
в связи с вступлением России в ВТО…………………………………..31
3.2 Прогноз социально-экономического состояния России
после вступления в ВТО……………………………………..………….35
Заключение…………………………………………….………..….…………….44
Приложения………………………………………………………………..…….47
Список использованных источников…………………….………………..……51
Принцип наибольшего благоприятствования или принцип недискриминации требует, чтобы любое преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, предоставленные любой страной-участницей любому продукту, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, были распространены немедленно и безусловно на аналогичный продукт, происходящий из или предназначенный для всех других стран-участниц. Режим наибольшего благоприятствования носит безусловный характер, и страны, вступившие в ВТО, обязаны применять данную статью в ее полном объеме. Это означает, что если в ходе двусторонних переговоров Договаривающаяся сторона предоставляет другой стороне тарифные льготы, то такие же льготы в принципе имеют право требовать все остальные Договаривающиеся стороны, т.е. ни одна страна не должна предоставлять особые торговые преимущества другой стране или применять в отношении нее дискриминационный подход.
Принцип национального режима устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю.
Принцип зашиты национальной промышленности – заключается в том, что через импортные тарифы в интересах развития национальной промышленности страна может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах, включая количественные ограничения (квоты), стандарты и др. В статье первой части первой оговорено, что «ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий и других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов».
Принцип создания устойчивой основы торговли обеспечивается обязательностью соблюдения тарифных уровней, согласованных Договаривающимися сторонами. Другими словами, тарифы должны сокращаться посредством многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии. В принцип содействия справедливой конкуренции идет речь о решении вопросов субсидий и демпинга. В антидемпинговом кодексе ГАТТ содержатся правила, используемые правительствами с целью реагирования на демпинг, осуществляемый на их внутреннем рынке заграничными конкурентами. В ВТО может быть поставлен вопрос о наличии экспортных и внутренних субсидий и об использовании компенсационных пошлин с целью уменьшения негативных последствий субсидий. Необходимость многостороннего регулирования в данной сфере обусловлена прежде всего тем, что субсидирование производства и экспорта продукции обеспечивает экспортерам определенные преимущества в кoнкурентной бoрьбе на мировом рынке. Применение данных мер в oдной стране вызывает oтветную реакцию со стороны других стран, которым, ка они полагают, наносится ущерб. Это привoдит к взаимным oбвинениям в недобросовестной конкуренции, введению так называемых кoмпенсационных мер. Отсюда следует, что ВТО стремится не допустить ведение «войны субсидий» и использовать компенсационных мер в протекционистских целях.
Общее запрещение количественных ограничений импорта до сих пор оказывают влияние на торговлю сельскохозяйственными товарами, текстилем, сталью и некоторыми другими товарами. Исключение сoставляют случаи применения количественных ограничений в целях защиты платежного баланса и предoтвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной спросом на импoртные товары в связи с развитием внутреннего производства.
Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах предусматриваются «изъятия» и применение «защитнoй оговорки». «Изъятия», если вызвано экономическими или торговыми обстоятельствами означают возможность отмены кoнкретных обязательств в рамках ВТО. «Защитная оговорка» предполагает возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в увеличивающихся количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям.
Принцип региональных торговых договоренностей, в рамках которых группа стран соглашается ликвидировать или снизить барьеры в отношении друг друга допускается в качестве исключения из общего правила режима наибольшего благоприятствования при условии соблюдения определенных жестких критериев. Предполагaется, что региональные торговые группировки могут выступать как таможенный союз или зона свободной торговли. В обоих случаях пошлины и другие барьеры практически во всей торговле между странами группировки должны быть устранены. В зoне свободнoй торгoвли каждая страна-член прoводит свою собственную внешнетoрговую политику, включая установление тарифов в отношении третьих стран. В случае тамoженного сoюза устанавливается единый таможенный тариф для третьих стран. Региoнальная интеграция призвана дoпoлнять многoсторoннюю тoрговую систему.
Специальные условия для развивающихся стран предусматривают поощрение оказания помощи развивающимся странам и обеспечение им более благоприятных условий доступа их товаров на мировые рынки, а также освобождение этих стран от взаимности по обязательствам о сокращении или устранении тарифов и других торговых барьеров. По итогам Токийского раунда было принято положение о предоставлении развивающимся странам режима всеобщей системы преференций (ВСП), которая допускает специальный торговый режим для наименее развитых стран.
Исключение в отношении текстиля и одежды предполагает регулирование (в соответствии с Соглашением о многих видах волокон) торговли этими товарами путем установления промышленно развитыми странами квот на импорт текстиля и одежды из более конкурентоспособных развивающихся стран.5
Высшим органом ВТО является Конференция на уровне министров, состоящая из представителей государств-членов, которая собирается раз в два года. Первая Конференция состоялась в Сингапуре в декабре 1996 г., вторая - в Женеве (Швейцария) в мае 1998 г. Заключительная декларация первой Конференции министров подтвердила курс ВТО на либерализацию торговли и осуществление контроля за торговой политикой, а также приоритет многосторонней торговой системы перед региональными торговыми соглашениями. Вторая конференция была посвящена 50-летию ГАТТ/ВТО. На ней присутствовали помимо министров главы государств и правительств, в частности, США, Швейцарии, ЮАР, Кубы.
За выполнение текущей работы ВТО отвечает Генеральный совет, состоящий из представителей членов ВТО. Генеральный совет, созываемый по мере необходимости — обычно 8-10 раз в год. Он также проводит заседания в качестве Комиссии по урегулированию споров (рассмотрение процедур урегулирования споров) и Комиссии по контролю за торговой политикой (регулярный контроль торговой политики членов ВТО). Четыре соглашения ВТО, обязательные только для заинтересованных стран (о торговле гражданской авиатехникой, о правительственных закупках по молочным продуктам и говядине), привели к созданию особых органов управления, подотчетных Генеральному совету. Генеральный совет делегирует функции трем советам: Совету по торговле товарами; Совету по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность и Совету по торговле услугами.6
Совет по торговле товарами осуществляет контроль за действием многосторонних соглашений по торговле товарами, содержащихся в Приложении 1А Соглашения о создании ВТО. Он руководит деятельностью 14 комитетов, которые занимаются контролем за соблюдением принципов ВТО и соглашений ГАТТ-1994 по важнейшим направлениям деятельности ВТО в сфере торговли товарами, занимающихся вопросами доступа на товарные рынки, мерами по санитарии и фитосанитарии, проблемами, связанными с торговыми аспектами инвестиций, вопросами субсидий и компенсаций, оценки таможенных пошлин, технических барьеров в торговле, антидемпинговой практики, лицензирования импорта, мониторинга торговли текстилем.
В 1996 г. был создан Комитет по региональным торговым соглашениям. Он контролирует соглашения о зонах свободной торговли и таможенными союзами, относящимися к ВТО, обеспечивая форум для проведения переговоров и дискуссий во взаимоотношениях между региональными соглашениями и многосторонней торговой системой. Ввиду региональной экономической интеграции и создания более гибких механизмов в форме зон свободной торговли и таможенных союзов, признанных ГАТТ, некоторые группы стран действуют в ВТО совместно, имея единого представителя, выступающего на заседаниях и переговорах. Это относится к таким региональным организациям, как ЕС, МЕРКОСУР, СЕЛА.
Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) осуществляет контроль за соблюдением соответствующего соглашения, содержащегося в Приложении 1С к Соглашению о создании ВТО. Он занимается также вопросами, связанными с избежанием конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.7
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соответствующего соглашения, содержащегося в Приложении 1В (Annex 1В), а также оказывает помощь группам переговоров по таким вопросам, как базовые телекоммуникации, передвижение физических лиц, услуги по морским перевозкам. Он имеет в своем составе Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочую группу по профессиональным услугам.
Генеральному совету подотчетны 4 комитета: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с платежным балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Кроме того, в его ведении находятся 2 специальных органа: по проведению периодических обзоров торговой политики и по рассмотрению спорных вопросов.
Секретариат возглавляется Генеральным директором и четырьмя его заместителями. Он несет ответственность за обеспечение деятельности органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и предоставления технической помощи развивающимся странам. Входящий в Секретариат отдел технического сотрудничества и профессиональной подготовки кадров оказывает помощь развивающимся странам путем предоставления информации, справочной и технической документации; проведения семинаров; организации миссий и курсов подготовки кадров в области торговой политики для государственных служащих из развивающихся стран и стран Восточной и Центральной Европы.
ВТО имеет статус юридического лица и пользуется всеми привилегиями и иммунитетами, предоставленными специализированным учреждениям ООН. Бюджет ВТО и размер индивидуальных взносов стран-членов основываются на традиционной практике и правилах ГАТТ-1994, а именно, на основе долей стран-членов ВТО в общем объеме осуществляемой ими торговли.8
Информация о работе Анализ деятельности Всемирной торговой организации и ее роли в мировой экономике