Анализ финансового регулирования экономики России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в наличии существенных дисбалансов в национальном хозяйстве России (катастрофическое снижение эффективности производства, неконкурентоспособность большей части выпускаемой продукции, резкое падение инвестиций в реальный сектор экономики, угроза мощных инфляционных процессов, сокращение потребления, низкий уровень жизни населения, масштабный рост внешнего и внутреннего государственного долга), которые обусловливают необходимость пересмотра методов осуществления реформ и совершенствования организационных форм управления экономикой страны.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты финансовой политики государства 5
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики 5
1.2 Структура финансовой системы РФ 10
Глава 2. Анализ финансового регулирования экономики России на современном этапе 17
2.1 Общая характеристика финансовой политики в РФ 17
2.2 Анализ финансовой политики РФ и ее перспективы на современном 20
этапе
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

мировая экономика на совреенном этапе.docx

— 433.55 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение            3

Глава 1.Теоретические аспекты финансовой политики государства  5

1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики     5

1.2 Структура финансовой системы РФ       10

Глава 2. Анализ финансового регулирования экономики России на современном этапе           17

2.1 Общая характеристика финансовой политики в РФ    17

2.2 Анализ финансовой политики РФ и ее перспективы на современном  20

этапе             

Заключение           30

Список использованной литературы       32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере. Финансовая политика государства – одна из составных частей экономической политики. Главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Актуальность темы курсовой работы заключается в наличии существенных дисбалансов в национальном хозяйстве России (катастрофическое снижение эффективности производства, неконкурентоспособность большей части выпускаемой продукции, резкое падение инвестиций в реальный сектор экономики, угроза мощных инфляционных процессов, сокращение потребления, низкий уровень жизни населения, масштабный рост внешнего и внутреннего государственного долга), которые обусловливают необходимость пересмотра методов осуществления реформ и совершенствования организационных форм управления экономикой страны.

Механизм государственного регулирования социально-экономических процессов должен быть нацелен на поддержание рыночного равновесия и на обеспечение возможности производства товаров и услуг, необходимых для поступательного развития страны. Реализация потребности в централизованном воздействии на экономику и социальную сферу во многом зависит от степени обеспеченности ресурсами проводимых мероприятий, вследствие чего немаловажную роль играет процесс формирования и использования денежных фондов государства, которые оказывают существенное воздействие на ход воспроизводства.

Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что, отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства.

Следовательно, необходимость грамотной финансовой политики является очень важным элементом управления экономикой государства.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику в Российской Федерации.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

  • изучить сущность, цели и задачи финансовой политики;
  • рассмотреть финансовую политику РФ на современном этапе;
  • выявить проблемы и перспективы дальнейшего её развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

 

1.1 Сущность, цели  и задачи финансовой политики

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования экономики и финансовой сферы страны, на мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

 В  то же время финансовая политика  выступает относительно самостоятельной  сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное  содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы  регулирования [3, с. 334].

Содержание финансовой политики включает в себя широкий комплекс мероприятий:

  • разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;
  • создание адекватного финансового механизма;
  • управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основными целями финансовой политики являются:

  • обеспечение устойчивого экономического роста,
  • эффективное использование государственных финансов,
  • обеспечение надежного и устойчивого функционирования кредитного и финансового рынка.

К основным задачам финансовой политики можно отнести:

  • обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  • установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  • организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  • выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  • создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами [3, с. 334].

Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

 К элементам финансового  механизма относятся формы финансовых  ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм  и нормативов, которые используются  при определении доходов и  расходов государства, организации  и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей [5, с. 457].

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует.

Такие отношения имеют большое значение для реализации либо всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одной из сторон этих отношений – агента государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан [2, с. 264].

В зависимости от длительности периода и характера задач финансовой политики, она подразделяется на:

  • финансовую стратегию;
  • финансовую тактику.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия определяет направление, в котором должно происходить решение тактических задач. Тактика путем применения эффективных способов организации финансовых связей позволяет с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намеченные финансовой стратегией.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами приоритетных экономических программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, укреплению и развитию экономических связей со странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.

Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить три ее основных типа:

  1. Классическая
  2. Регулирующая
  3. Планово-директивная.

Классическая

Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.

Регулирующая

Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского ученого экономиста Дж. Кейнса  и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

Планово-директивная

Планово - директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана [10, с. 674].

 

1.2 Структура финансовой  системы РФ

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение и регулирование.

Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными хозяйствующими субъектами.

Информация о работе Анализ финансового регулирования экономики России на современном этапе