Анализ финансового регулирования экономики России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в наличии существенных дисбалансов в национальном хозяйстве России (катастрофическое снижение эффективности производства, неконкурентоспособность большей части выпускаемой продукции, резкое падение инвестиций в реальный сектор экономики, угроза мощных инфляционных процессов, сокращение потребления, низкий уровень жизни населения, масштабный рост внешнего и внутреннего государственного долга), которые обусловливают необходимость пересмотра методов осуществления реформ и совершенствования организационных форм управления экономикой страны.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты финансовой политики государства 5
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики 5
1.2 Структура финансовой системы РФ 10
Глава 2. Анализ финансового регулирования экономики России на современном этапе 17
2.1 Общая характеристика финансовой политики в РФ 17
2.2 Анализ финансовой политики РФ и ее перспективы на современном 20
этапе
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

мировая экономика на совреенном этапе.docx

— 433.55 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ финансовой политики РФ и ее перспективы на современном этапе

Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ.

В России директивно проводится политика сокращения финансового потенциала государства (табл. 1), и вся перспектива экономического роста отдается "на откуп" частному бизнесу без должного учета его возможностей и присущих ему в России органических недостатков, связанных с исторической незрелостью, незавершенностью рыночной трансформации, криминализацией [13].

Таблица 1

Доходы, расходы и дефицит федерального бюджета на 2015-2017 годы,

 в % к ВВП

 

2012

2013

2014

2015

2016

2017

отчет

отчет

оценка

прогноз

прогноз

прогноз

Доходы

20,7

19,5

19,9

19,4

18,9

18,3

Расходы

20,7

20

19,5

20

19,5

18,9

Дефицит

-0,1

-0,5

0,4

-0,6

-0,6

-0,6


 

Доходы снижаются, а расходы снизить не удается. Напротив, потребности бюджета диктуют необходимость их увеличения. При сохранении бюджетного правила и заданных параметрах нефтегазовых доходов, увеличение расходов бюджета возможно только при увеличении не нефтегазовых доходов.

 Минфин стремился решить  эту задачу всеми доступными  и недоступными средствами. Для начала в базовый макропрогноз на 2015 год был заложен оптимистический прогноз в части инфляции (5,5%) и предположение об ограниченном действии санкций. Затем не нефтегазовые доходы были дополнительно увеличены на 100 млрд рублей путем зачисления в них средств от продажи в 2015 году акций «Роснефти». Затем Минфин согласился с предложением социального блока о конфискации 600 млрд рублей накопительной части пенсий в 2015 году. Правда, при этом правительство решило не повышать в будущем году налоговую нагрузку. 

Не решена и проблема инфраструктурных монополий, которые не показывают высокой эффективности, перераспределяют экономические ресурсы в пользу монопольного сектора и душат конкурентный сектор национальной экономики.

При подготовке бюджета были приложены титанические усилия по оптимизации структуры расходов и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях. Некоторые предложения Минфина, например, об отмене выплат фиксированной части пенсии, не были поддержаны правительством.

В структуре расходов федерального бюджета монотонно увеличивается доля расходов на управление, поскольку невозможно сокращать расходы на самих себя, данные отражены в таблице 2.

Таблица 2

Структура расходов федерального бюджета в 2012-2015 гг.,

в % к общему объему расходов

 

2012

2013

2014

2015

Общегосударственные вопросы

6,25

6,38

7,04

7,18

Национальная оборона

14,06

15,77

17,73

19,37

Национальная безопасность

14,3

15,45

14,85

13,91

Национальная экономика

15,27

13,86

15,71

17,58

ЖКХ

1,77

1,33

0,9

0,82

Образование

4,68

5,04

4,65

3,95

Здравоохранение

4,76

3,76

3,84

2,72

Социальная политика

29,94

28,73

24,99

25,38

Межбюджетные трансферты

4,65

5,01

5,6

4,38

Обслуживание государственного долга

2,48

2,7

3,1

2,95

Прочие разделы

1,83

1,98

1,59

1,76


 

Ожидаемо, на 1,6 процентных пункта по сравнению с 2014 годом, увеличиваются расходы на оборону. По сравнению с 2012 годом эта доля выросла более чем 5 процентных пунктов. Еще одним бенефициаром в 2015 году стала национальная экономика. Расходы по данному направлению в 2015 году увеличиваются по сравнению с 2014 годом на 1,9 процентных пункта.

Доли расходов на социальную политику, включающие в себя трансферт Пенсионному фонду, в 2014-2015 годах ниже соответствующих показателей 2012-2013 года на 3-4 процентных пункта из-за приостановки отчислений страховых взносов на накопительную часть пенсии.

При этом доля расходов на образование сократится в будущем году по сравнению с текущим на 0,7%. Доля расходов на здравоохранение за тот же период должна сократится на 1,1%, несмотря, но то, что на финансирование отрасли будут дополнительно направлены трансферты из бюджета ФОМС.

Наконец, доля расходов на межбюджетные трансферты сокращается по сравнению с 2014 годом на 1,2%. 

Таблица 3

Структура расходов на национальную экономику по подразделам,

млрд. руб.

 

2014 г.

2015 г.

Всего

2193

2722

Открытая часть

2161

2529

Общеэкономические вопросы

363

172

Топливно-энергетический комплекс

8

7

Исследование космического пространства

28

37

Воспроизводство минерально-сырьевой базы

40

40

Сельское хозяйство и рыболовство

159

155

Водное хозяйство

17

16

Лесное хозяйство

7

33

Транспорт

254

333

Дорожное хозяйств

498

635

Связь и информатика

35

31

Прикладные научные исследования в области национальной экономики

206

207

Другие вопросы в области национальной экономики

545

862


 

Рост расходов по разделу «национальная экономика» связан с двумя подразделами: «Дорожное хозяйство» и «Другие вопросы национальной экономики». По подразделу «Дорожное хозяйство» рост связан с финансированием строительства московского транспортного узла и является, по заявлению министра финансов Антона Силуанова, компенсацией Москве и Московской области за отказ от введения налога с продаж.

Увеличение расходов по подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики» связан с новыми для российской экономики расходами на ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополь до 2020 года» в объеме 373 млрд рублей. 

В 2015 году на Крым потрачено 14% средств по разделу «Национальная экономика» или 2,4% от общего объема расходов, что сравнимо с расходами на здравоохранение.  

На что конкретно будут потрачены деньги, понять невозможно, речь идет о неких непрограммных расходах в рамках ФЦП, подчеркнули экономисты. 

Денежно-кредитная политика – это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

Основные направления денежно-кредитной политики включают:

  • концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики;
  • краткую характеристику состояния экономики РФ;
  • прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
  • сценарный прогноз развития экономики РФ на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта;
  • основные показатели денежной программы на предстоящий финансовый год;
  • план мероприятий ЦБ РФ на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы и т.п.

Основные тенденции денежно-кредитной сферы в первые месяцы 2014 года формировались в условиях продолжающегося экономического роста, опирающегося на расширение внутреннего спроса.

По состоянию на 1 января 2015 года денежный агрегат М2, который показывает объем денежной массы РФ в национальном определении, составил 32,1 трлн руб. Денежная масса в национальном определении представляет собой объем наличности в обращении вне банковской системы, остатки средств в рублях на счетах до востребования, счетах срочных вкладов физлиц, нефинансовых и финансовых (за исключением кредитных) организаций – резидентов РФ.

По сравнению с 2014 годом объем денежной массы РФ в национальном определении вырос 2,2%: с 31,4 млрд руб. по состоянию на 1 января 2014 года до 32,1 трлн руб. по состоянию на 1 января 2015 года.

Причем в декабре объем денежной массы показал рост в 4,8% или 1,5 трлн руб.

Согласно официальным данным, предоставленным Минэкономразвития, инфляция в России в 2014 году составила 11,4%. При этом рост уровня цен на разные группы товаров был неравномерным. Больше всего инфляция 2014 года сказалась на ценах продовольственных товаров: в общем эта продукция подорожала за год на 15,4%. При этом непродовольственные товары стали дороже на лишь 8,1%.

Весьма заметно подорожала плодоовощная продукция: по данным Росстата цены на эту группу товаров выросли на 22%. Увеличились и цены на топливо: подорожание бензина составило около 7,6%. Цены на платные услуги за год возросли в среднем на 10,5%, а за жилищно-коммунальные услуги население к концу года стало платить больше на 9,6%.

В октябре 2015 года уровень инфляции в России составил 0,74%, что на 0,17 больше, чем в сентябре 2015 года и на 0,08 меньше, чем в октябре 2014 года. Вместе с этим, инфляция с начала 2015 года составила 11,21%, а в годовом исчислении - 15,59%.

В 2015 Россия занимает 14 место по уровню инфляции в мире.

Налоговая политика государства – это совокупность экономических, финансовых и правовых мер, проводимых государством в области формирования налоговой системы страны и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.

Принцип обязательности уплаты налога закреплён в ст. 57 Конституции РФ и в ст.3 первой части НК РФ: «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы».

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения налоговых доходов в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходов населения.

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

 Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального дохода (ВНД) страны.

Налоговый механизм используется для выравнивания уровня развития страны по регионам, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых районах путём частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренной амортизации основных средств и т.д.

Информация о работе Анализ финансового регулирования экономики России на современном этапе