Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 13:00, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в наличии существенных дисбалансов в национальном хозяйстве России (катастрофическое снижение эффективности производства, неконкурентоспособность большей части выпускаемой продукции, резкое падение инвестиций в реальный сектор экономики, угроза мощных инфляционных процессов, сокращение потребления, низкий уровень жизни населения, масштабный рост внешнего и внутреннего государственного долга), которые обусловливают необходимость пересмотра методов осуществления реформ и совершенствования организационных форм управления экономикой страны.
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты финансовой политики государства 5
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики 5
1.2 Структура финансовой системы РФ 10
Глава 2. Анализ финансового регулирования экономики России на современном этапе 17
2.1 Общая характеристика финансовой политики в РФ 17
2.2 Анализ финансовой политики РФ и ее перспективы на современном 20
этапе
Заключение 30
Список использованной литературы 32
2.2 Анализ финансовой политики РФ и ее перспективы на современном этапе
Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ.
В России директивно проводится политика сокращения финансового потенциала государства (табл. 1), и вся перспектива экономического роста отдается "на откуп" частному бизнесу без должного учета его возможностей и присущих ему в России органических недостатков, связанных с исторической незрелостью, незавершенностью рыночной трансформации, криминализацией [13].
Таблица 1
Доходы, расходы и дефицит федерального бюджета на 2015-2017 годы,
в % к ВВП
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 | |
отчет |
отчет |
оценка |
прогноз |
прогноз |
прогноз | |
Доходы |
20,7 |
19,5 |
19,9 |
19,4 |
18,9 |
18,3 |
Расходы |
20,7 |
20 |
19,5 |
20 |
19,5 |
18,9 |
Дефицит |
-0,1 |
-0,5 |
0,4 |
-0,6 |
-0,6 |
-0,6 |
Доходы снижаются, а расходы снизить не удается. Напротив, потребности бюджета диктуют необходимость их увеличения. При сохранении бюджетного правила и заданных параметрах нефтегазовых доходов, увеличение расходов бюджета возможно только при увеличении не нефтегазовых доходов.
Минфин стремился решить эту задачу всеми доступными и недоступными средствами. Для начала в базовый макропрогноз на 2015 год был заложен оптимистический прогноз в части инфляции (5,5%) и предположение об ограниченном действии санкций. Затем не нефтегазовые доходы были дополнительно увеличены на 100 млрд рублей путем зачисления в них средств от продажи в 2015 году акций «Роснефти». Затем Минфин согласился с предложением социального блока о конфискации 600 млрд рублей накопительной части пенсий в 2015 году. Правда, при этом правительство решило не повышать в будущем году налоговую нагрузку.
Не решена и проблема инфраструктурных монополий, которые не показывают высокой эффективности, перераспределяют экономические ресурсы в пользу монопольного сектора и душат конкурентный сектор национальной экономики.
При подготовке бюджета были приложены титанические усилия по оптимизации структуры расходов и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях. Некоторые предложения Минфина, например, об отмене выплат фиксированной части пенсии, не были поддержаны правительством.
В структуре расходов федерального бюджета монотонно увеличивается доля расходов на управление, поскольку невозможно сокращать расходы на самих себя, данные отражены в таблице 2.
Таблица 2
Структура расходов федерального бюджета в 2012-2015 гг.,
в % к общему объему расходов
2012 |
2013 |
2014 |
2015 | |
Общегосударственные вопросы |
6,25 |
6,38 |
7,04 |
7,18 |
Национальная оборона |
14,06 |
15,77 |
17,73 |
19,37 |
Национальная безопасность |
14,3 |
15,45 |
14,85 |
13,91 |
Национальная экономика |
15,27 |
13,86 |
15,71 |
17,58 |
ЖКХ |
1,77 |
1,33 |
0,9 |
0,82 |
Образование |
4,68 |
5,04 |
4,65 |
3,95 |
Здравоохранение |
4,76 |
3,76 |
3,84 |
2,72 |
Социальная политика |
29,94 |
28,73 |
24,99 |
25,38 |
Межбюджетные трансферты |
4,65 |
5,01 |
5,6 |
4,38 |
Обслуживание государственного долга |
2,48 |
2,7 |
3,1 |
2,95 |
Прочие разделы |
1,83 |
1,98 |
1,59 |
1,76 |
Ожидаемо, на 1,6 процентных пункта по сравнению с 2014 годом, увеличиваются расходы на оборону. По сравнению с 2012 годом эта доля выросла более чем 5 процентных пунктов. Еще одним бенефициаром в 2015 году стала национальная экономика. Расходы по данному направлению в 2015 году увеличиваются по сравнению с 2014 годом на 1,9 процентных пункта.
Доли расходов на социальную политику, включающие в себя трансферт Пенсионному фонду, в 2014-2015 годах ниже соответствующих показателей 2012-2013 года на 3-4 процентных пункта из-за приостановки отчислений страховых взносов на накопительную часть пенсии.
При этом доля расходов на образование сократится в будущем году по сравнению с текущим на 0,7%. Доля расходов на здравоохранение за тот же период должна сократится на 1,1%, несмотря, но то, что на финансирование отрасли будут дополнительно направлены трансферты из бюджета ФОМС.
Наконец, доля расходов на межбюджетные трансферты сокращается по сравнению с 2014 годом на 1,2%.
Таблица 3
Структура расходов на национальную экономику по подразделам,
млрд. руб.
2014 г. |
2015 г. | |
Всего |
2193 |
2722 |
Открытая часть |
2161 |
2529 |
Общеэкономические вопросы |
363 |
172 |
Топливно-энергетический комплекс |
8 |
7 |
Исследование космического пространства |
28 |
37 |
Воспроизводство минерально-сырьевой базы |
40 |
40 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
159 |
155 |
Водное хозяйство |
17 |
16 |
Лесное хозяйство |
7 |
33 |
Транспорт |
254 |
333 |
Дорожное хозяйств |
498 |
635 |
Связь и информатика |
35 |
31 |
Прикладные научные исследования в области национальной экономики |
206 |
207 |
Другие вопросы в области национальной экономики |
545 |
862 |
Рост расходов по разделу «национальная экономика» связан с двумя подразделами: «Дорожное хозяйство» и «Другие вопросы национальной экономики». По подразделу «Дорожное хозяйство» рост связан с финансированием строительства московского транспортного узла и является, по заявлению министра финансов Антона Силуанова, компенсацией Москве и Московской области за отказ от введения налога с продаж.
Увеличение расходов по подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики» связан с новыми для российской экономики расходами на ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополь до 2020 года» в объеме 373 млрд рублей.
В 2015 году на Крым потрачено 14% средств по разделу «Национальная экономика» или 2,4% от общего объема расходов, что сравнимо с расходами на здравоохранение.
На что конкретно будут потрачены деньги, понять невозможно, речь идет о неких непрограммных расходах в рамках ФЦП, подчеркнули экономисты.
Денежно-кредитная политика – это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.
Основные направления денежно-кредитной политики включают:
Основные тенденции денежно-кредитной сферы в первые месяцы 2014 года формировались в условиях продолжающегося экономического роста, опирающегося на расширение внутреннего спроса.
По состоянию на 1 января 2015 года денежный агрегат М2, который показывает объем денежной массы РФ в национальном определении, составил 32,1 трлн руб. Денежная масса в национальном определении представляет собой объем наличности в обращении вне банковской системы, остатки средств в рублях на счетах до востребования, счетах срочных вкладов физлиц, нефинансовых и финансовых (за исключением кредитных) организаций – резидентов РФ.
По сравнению с 2014 годом объем денежной массы РФ в национальном определении вырос 2,2%: с 31,4 млрд руб. по состоянию на 1 января 2014 года до 32,1 трлн руб. по состоянию на 1 января 2015 года.
Причем в декабре объем денежной массы показал рост в 4,8% или 1,5 трлн руб.
Согласно официальным данным, предоставленным Минэкономразвития, инфляция в России в 2014 году составила 11,4%. При этом рост уровня цен на разные группы товаров был неравномерным. Больше всего инфляция 2014 года сказалась на ценах продовольственных товаров: в общем эта продукция подорожала за год на 15,4%. При этом непродовольственные товары стали дороже на лишь 8,1%.
Весьма заметно подорожала плодоовощная продукция: по данным Росстата цены на эту группу товаров выросли на 22%. Увеличились и цены на топливо: подорожание бензина составило около 7,6%. Цены на платные услуги за год возросли в среднем на 10,5%, а за жилищно-коммунальные услуги население к концу года стало платить больше на 9,6%.
В октябре 2015 года уровень инфляции в России составил 0,74%, что на 0,17 больше, чем в сентябре 2015 года и на 0,08 меньше, чем в октябре 2014 года. Вместе с этим, инфляция с начала 2015 года составила 11,21%, а в годовом исчислении - 15,59%.
В 2015 Россия занимает 14 место по уровню инфляции в мире.
Налоговая политика государства – это совокупность экономических, финансовых и правовых мер, проводимых государством в области формирования налоговой системы страны и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.
Принцип обязательности уплаты налога закреплён в ст. 57 Конституции РФ и в ст.3 первой части НК РФ: «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы».
В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения налоговых доходов в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходов населения.
Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального дохода (ВНД) страны.
Налоговый механизм используется для выравнивания уровня развития страны по регионам, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых районах путём частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренной амортизации основных средств и т.д.
Информация о работе Анализ финансового регулирования экономики России на современном этапе