Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 18:15, курсовая работа
Данная тема курсовой работы достаточно актуальна. В последнее время в экономической литературе много говорится о необходимости повышения конкурентоспособности, стоимости и капитализации предприятий, а такой важный показатель как фондоотдача остается в тени.
Введение……………………………………………………………….....3
1. Глава 1 Теоретические основы анализа фондоотдачи……….…..6-22
1.1 Основные фонды предприятия и показатели их использования.....6
1.2 Методика анализа фондоотдачи…………………………………....12
1.3 Формирование факторной модели фондоотдачи ………………....18
2. Глава 2 Анализ состояния фондоотдачи на предприятии ЗАО Амта………………………………………………………………....23-41
2.1 Краткая характеристика деятельности ЗАО Амта………………...23
2.2 Анализ состава, структуры и динамики основных средств………28
2.3 Факторный анализ фондоотдачи ЗАО Амта……………………….35
3. Пути увеличения выпуска продукции и фондоотдачи ЗАО Амта……………………………………………………………………42-50
3.1 Основные направления увеличения выпуска продукции………..42
3.2 Мероприятия по повышению фондоотдачи ЗАО Амта…..……..45
Заключение………………………………………………………………51
Список используемой литературы……………………………..………57
Для того, чтобы раскрыть влияние на фондоотдачу действия экстенсивных и интенсивных факторов использования основных фондов (в т.ч оборудования), необходимо использовать в анализе более полную модель:
F = Fa / F * Fмаш / Fa * Tсм / Qд * I * 1 / c? * Tч / Тсм * N / Tч, (3)
где: Fмаш - стоимость установленных (действующих машин) и оборудования;
Tсм - количество отработанных станко-смен;
c - средняя стоимость оборудования;
Q д - количество единиц действующего оборудования;
I - продолжительность отчетного (анализируемого) периода; в днях;
Tч - количество отработанных станко-часов.
Данная формула позволяет определить влияние на динамику фондоотдачи следующих факторов: доли активной части фондов в общей их стоимости (Fa / F), доли машин и оборудования в стоимости активных фондов (Fмаш / Fа); коэффициента сменности работы оборудования (Tсм / Qд * I); среднеи стоимости единицы оборудования ( c ); продолжительности станко - смены (Tч / Тсм); выработки продукции за один станко-час работы оборудования (N / Tч).
Одним из важных факторов, оказывающих влияние на эффективность использования ОФ, является улучшение использования производственных мощностей предприятия и его подразделений. Чтобы установить взаимосвязь между фондоотдачеЙ и уровнем использования производственной мощности, представим показатель фондоотдачи в следующем виде:
f = N/Nос * Nос/W * W/Fа * Fа/F, (4)
где Nос - основная (профильная) продукция предприятия;
W - среднегодовая производственная мощность;
Данная формула позволяет определить влияние на динамику фондоотдачи изменении в уровне следующих факторов: уровня специализации предприятия (N/Nос); коэффициента использования среднегодовой мощности предприятия (Nос/W); доли активной части фондов в общей их стоимости (Fа/F); фондоотдачи активной части фондов, исчисленной по мощности (W/Fа).
При расчете общего показателя фондоотдачи в стоимость ОФ учитываются собственные и арендуемые фонды. Не учитываются фонды, находящиеся на консервации или резервные, а также сданные в аренду другим предприятиям.
Использование ОФ признается эффективным, или прибыли превышает относительный прирост стоимости ОФ за анализируемый период.
Рост фондоотдачи ведет к относительной экономии производственных основных фондов и к увеличению объема выпуска продукции. Размер относительной экономии ресурсов и доля прироста продукции в результате роста фондоотдачи определяются специальным расчетом.
Так, относительная экономия ОФ определяется как разность между величиной среднегодовой стоимости основных фондов отчетного периода и среднегодовой стоимостью основных фондов базового (предшествующего) года, скорректированной на рост объема производства продукции.
Доля прироста продукции за счет роста фондоотдачи определяется по методу цепных подстановок: прирост фондоотдачи определяется по методу цепных подставок: прирост фондоотдачи за анализируемый период умножается на среднегодовую фактическую стоимость основных производственных фондов.
В настоящее время на предприятиях большое внимание уделяется проблеме сбыта произведенной продукции. В условиях жесткой конкуренции ценовой признак становится едва ли не самым главным при формировании потребительского спроса. Однако постоянно сдерживать цены и предоставлять покупателям скидки — путь, который может довести предприятие до кризиса, т.к. полученная выручка не будет покрывать понесенных затрат и в конечном итоге предприятие станет устойчиво неплатежеспособным. Выход видится один — в снижении затрат.
Многие руководители и специалисты предприятий считают, что, постоянно увеличивая выпуск продукции, за счет снижения условно-постоянных расходов можно снизить ее себестоимость. Проблема увеличения выпуска продукции, как правило, решается за счет приобретения нового оборудования (в кредит или лизинг) и лишь в малой степени за счет поиска внутренних резервов. Безусловно, новое оборудование позволит увеличить объемы производства, однако ожидаемый экономический эффект получат в основном те предприятия, у которых наращивание объемов вызвано необходимостью удовлетворения повышенного потребительского спроса на продукцию. Для других предприятий приобретение нового оборудования может привести к увеличению кредиторской задолженности, дополнительному вложению средств в приобретение основных и вспомогательных сырья и материалов, увеличению остатков готовой продукции на складах, т.е. к отвлечению средств из оборота.
Фактическая фондоотдача сравнивается в динамике за несколько лет, а если этот показатель планируется, то сопоставляется с плановым значением. Затем выявляются факторы, вызвавшие изменение этого показателя, и производится расчет их влияния.
Глава 2 Анализ состояния фондоотдачи на предприятии ЗАО Амта
2.1 Краткая характеристика деятельности ЗАО Амта
В 1977 году на базе Улан-Удэнской кондитерской фабрики было создано объединение кондитерской промышленности, в состав которой вошли Иволгинская кондитерская фабрика мощностью 6160 т в год и Тарбагатайская кондитерская фабрика мощностью 2160 т в год. В условиях объединения в подчинении Роскондитерпрома фабрика работала до 1986 года. На базе Агропрома Бурятской АССР в 1986 году создано объединение "Бурятпищеагропром", в состав которого и вошли все три кондитерские фабрики. В 1995 году фабрика была акционирована и переименована на название "АМТА", что в переводе с бурятского значит "сладость".
На сегодняшний день ЗАО «Амта» - это динамично развивающиеся предприятие на кондитерском рынке. Работает 38 лет и занимает достойные позиции среди производителей кондитерских изделий в Сибирском регионе и Дальнем Востоке. ЗАО «Амта» является закрытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства РФ.
За годы работы коллективом накоплен уникальный опыт в производстве высококачественных кондитерских изделий, пользующихся заслуженным спросом со стороны потребителя. Сегодня ЗАО «Амта» знают жители многих регионов Восточной Сибири, Дальнего Востока и Монголии. Общий ассортиментный перечень выпускаемой продукции включает в себя 10 групп кондитерских изделий более 300 наименований, изготовленных из 400 видов сырья: карамель, шоколадные конфеты и наборы, печенье, вафли, мармелад и многое другое, в производстве используется исключительно натуральное сырье, без добавок консервантов. Кондитерская фабрика выпускает эксклюзивную продукцию на основе кедрового ореха и облепихи, которая пользуется спросом не только на Востоке, но и в Европе.
Рис. 4 Организационная структура ЗАО Амта
Данное предприятие имеет свою организационную структуру. Под руководством генерального директора Пронина Сергея Ивановича, предприятие достигло больших успехов, - в невероятно сложных экономических условиях обеспечена работа предприятия, также увеличились объемы производства и улучшилось ее качество. Производство на предприятии делится на вспомогательное (Лаборатория, главный энергетик, главный механик, стройцех) и основное (цеха). Коммерческий директор возглавляет управление сбытом и снабжением (отдел сбыта маркетинга, отдел снабжения, магазин, столовая). Управление финансами и социальной сферой, а также управление кадрами осуществляет финансовый директор.
Усилия всех подразделений предприятия направлены на выявление и удовлетворение потребностей покупателей, постоянное повышение качества выпускаемой продукции, расширение ее ассортимента, модернизацию производства и его обновление. В настоящее время проводится работа по внедрению на предприятии системы качества на базе Международного стандарта ИСО 9000 и техническому перевооружению фабрики, причем не только на цикле производственного процесса, но и во всех подразделениях предприятия.
Рис.5 Фондоотдача за 2006-2011 гг. (в расчете на рубль реализации продукции)
Целью деятельности ЗАО «Амта» является завоевание популярности и доверия у покупателей, завоевание доминирующего положения на рынке по производству и продаже кондитерских изделий, оказание дополнительных услуг покупателям, связанных с ее доставкой, а также расширение торговой сети. Выжить в сегодняшних условиях сможет только тот, кто будет торговать товаром по конкурентным ценам. Для этого ЗАО «Амта» самостоятельно производят кондитерскую продукцию и реализуют как в своих магазинах, так и сотрудничает с другими магазинами.
Таблица 2.1 Основные технико-экономические показатели ЗАО Амта
Показатели | Ед.изм. | 2009г. | 2010г. | 2011г. | Отклонения 2010г. к 2009г. | Отклонения 2011г. к 2010г. | ||
Абс. | Отн.в % | Абс. | Отн.,в % | |||||
1.Товарная продукция | Тыс.руб. | 405672 | 413637 | 419812 | 7965 | 1,96 | 6175 | 1,49 |
2.Реализрванная продукция | Тыс.руб. | 400325 | 406239 | 407685 | 5914 | 1,48 | 1446 | 0,36 |
3.Стоимость основных фондов | Тыс.руб. | 196615 | 305016 | 306530 | 108401 | 55,1 | 1514 | 0,49 |
4.Фондоотдача основных фондов | Руб. /руб. | 2,06 | 1,36 | 1,37 | -0,7 | -33,9 | 0,01 | 0,74 |
5.Среднсписочная численность всего в т.ч.работающих | Чел. | 229 | 232 | 230 | 4 | 1,31 | -2 | -0,86 |
6.Среднегодовая выработка в т.ч. на одного работающего | Руб. | 1771,49 | 1782,91 | 1825,27 | 11,42 | 0,64 | 42,36 | 2,38 |
7.Фонд оплаты труда в т.ч. работающих | Тыс.руб. | 36884 | 38140,8 | 33672 | 1256,8 | 3,407 | -4468 | -11,72 |
8.Среднегодовой уровень оплаты труда в т.ч. на одного работающего | Руб. | 161,066 | 164,4 | 146,4 | 3,334 | 2,07 | -18 | -10,95 |
9.Себестоимость продукции (работ, услуг) | Тыс.руб. | 396999 | 399341 | 403327 | 2342 | 0,59 | 3986 | 0,99 |
10.Материало-емкость продукции (работ, услуг) | Руб. /руб | 0,98 | 0,97 | 0,96 | -0,01 | -1,02 | -0,01 | -1,03 |
11.Затраты на 1 руб.продукции | Руб. /руб | 0,485 | 0,982 | 0,971 | 0,497 | 102,5 | -0,011 | -1,12 |
12.Прибыль от реализации продукции | Тыс.руб. | 3326 | 6898 | 4358 | 3572 | 107,4 | -2540 | -36,8 |
Анализируя показатели деятельности предприятия, мы видим, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло увеличение выручки от реализации продукции на 1,48 %. Это было связано, прежде всего, с увеличением объема товарной продукции. Увеличение объема товарной продукции обусловлено тем, что денежные средства были вложены в основные фонды в меньших объемах, в 2010 году они возросли на 0,74%. Однако, уже в 2011 году наблюдается снижение выручки от реализации продукции на 0,36% по сравнению с 2010 годом.
Себестоимость продукции в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 0,59 %, а в 2011 году она увеличилась на 0,99 % по сравнению с 2010 годом.
В результате увеличения себестоимости продукции, в 2010 году наблюдалось увеличение прибыли. Это связано с увеличением объема производства, и, как следствие этого, с увеличением выручки от реализации. В 2011 году положение дел на предприятии улучшается, виден рост прибыли (валовой, чистой). Балансовая прибыль в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 109,4%, что также привело к улучшению дел на предприятии.
Среднегодовая стоимость основных средств повышается, по сравнению с 2009 годом в 2010 году она повысилась на 55,1 %, в 2010 году повысилась на 0,49 %.
Среднесписочная численность работников предприятия в 2008 году по сравнению с 2009 годом увеличивается на 1,31%,в 2010 году уменьшается на 0,86% по сравнению с 2010 годом. В 2011 году наблюдается увеличение выработки рабочего на 2,38% по сравнению с 2008 годом, в 2010 году увеличение среднесписочной численности работников привело к увеличению производительности труда всего на 0,64 % по сравнению с 2009 годом.
Фонд заработной платы, как и средняя заработная плата работников ЗАО «Амта», в 2010 году повышается на 3,4%, выручка от реализации продукции в 2010 году по сравнению с 2009 годом повысилась на 1,48 % по сравнению с 2009 годом. В 2011 году заработная плата снижается на 11,72%, это связано с незначительным увеличением выручки всего на 0,36%. Данный факт свидетельствует о том, что заработная плата работников ЗАО «Амта» не зависит от объема реализуемой продукции.
Таким образом, динамика основных финансово-экономических показателей деятельности ЗАО «Амта» указывает на улучшение экономического положения предприятия в 2011 году в сравнении с 2010 годом.
2.2 Анализ состава, структуры и динамики основных средств
На начальном этапе анализа изучаются состав и структура основных средств. Они зависят от характера и особенностей производства, типа его организации (серийное, массовое, индивидуальное), технологии, уровня специализации и кооперирования как производства в целом так и его подразделений.
Информация о работе Анализ фондоотдачи и пути ее повышения ЗАО "Амта"