Анализ государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:11, реферат

Описание работы

Госрегулирование – это система рычагов и стимулов, с помощью которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства. Это особенно важно иметь в виду, поскольку кризис в сельском хозяйстве вызван не только объективными природными условиями (например, для восстановления потерянного плодородия почв может потребоваться жизнь целого поколения), но и рядом экономических просчетов в проведении аграрной политики.

Файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 44.40 Кб (Скачать файл)

 

Ведение

В современных условиях развития экономики  страны усиливается роль государства  как принципиально важного фактора  в достижении экономического роста  и повышения социальной стабильности в стране. Сельское хозяйство ввиду  специфики его функционирования и развития еще больше нуждается  в регулировании и поддержке  со стороны государства.

Существующий уровень развития аграрной сферы, низкая инвестиционная привлекательность отрасли, рискованный  характер ведения предпринимательской  деятельности объективно обуславливают  необходимость более взвешенного  и системного подхода со стороны  федеральных и региональных властей  к проведению аграрной политики, позволяющего смягчить отрицательное воздействие  рыночного механизма, сформировать конкурентную среду, создать условия  для долгосрочного экономического роста и обеспечить продовольственную  безопасность страны.

 

I.Анализ государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства РФ

1.1 Оценка состояния аграрной сферы в России

От состояния агропромышленного  комплекса во многом зависит развитие экономики страны, ее национальная безопасность, жизненный уровень  населения. В России в сельском хозяйстве  и пищевой промышленности работает каждый пятый, занятый в сфере  материального производства, удельный вес этих отраслей в ВВП составляет около 9%, на долю продовольственных  товаров приходится 46% общего объема розничного товарооборота. В сельской местности проживает 27% населения  страны. Сельское хозяйство является потребителем продукции многих отраслей промышленности и сферы услуг, обеспечивая  занятость миллионов трудоспособного  населения.

АПК в современной  России имеет множество важных и  острых проблем, например, из года в  год уменьшается поголовье крупного рогатого скота, в том числе и  коров. В результате снижаются возможности  наращивания производства мяса и  молока. Финансово-экономическое положение  сельскохозяйственных предприятий  животноводства остается сложным. Неконтролируемый, экономически необоснованный рост цен  на энергетические ресурсы, машины и  оборудование, используемые в животноводстве, негативно влияет на себестоимость  продукции. Некоторый рост цен на реализуемую продукцию не компенсирует сделанных затрат. В результате в  целом по стране производство продукции  животноводства продолжало оставаться убыточным. И такое положение  остается, к сожалению, стабильным на протяжении многих лет. Нерентабельное производство мяса всех видов, предельно  малая выручка от реализации молока вынуждают сельскохозяйственные предприятия, которые производят 50% объема скота  и птицы, около 60% молока, сокращать  поголовье скота. Эти данные представлены в таблице 1:

 

Таблица 1 Поголовье скота  в хозяйствах всех категорий (на конец  года) (млн. голов)

Поголовье

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Крупный рогатый скот

Из них коровы

Свиньи

Овцы и козы

21,0

9,1

16,2

21,6

22,2

9,2

18,3

24,7

20,7

8,9

18.6

21,8


 

Важное значение для развития сельскохозяйственного производства отводится мелиорации земель. В стране мелиорированных земель осталось немногим более 9 млн. га. Количество орошаемых и осушенных земель делится примерно поровну. По ряду объективных причин (недостаток финансовых средств, слабое техническое переоснащение систем, потеря кадров) в последние годы резко ухудшилось состояние мелиорированной системы, гидротехнических сооружений, насосно-силового оборудования, поливной техники. Все это способствует дальнейшему выбытию мелиорированных земель, ведет к потерям их продуктивности. И в связи с этим выделенных в 2008 г. федеральным бюджетом средств на финансирование мелиоративных мероприятий было недостаточно.

Невозможно улучшать положение дел в отраслях агропромышленного  комплекса без использования  современных технологий и необходимого количества новой техники. Однако еще  при плановой экономической системе  в 1980-е и 1990-е гг. сельское хозяйство  было хуже оснащено тракторами, комбайнами и другой сельскохозяйственной техникой, чем страны Европы и США.

В 2008 г. машинотракторный парк продолжал сокращаться, его  физический и моральный износ  стремительно усиливался. С каждым годом обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей основными видами сельскохозяйственной техники падает на 1-3%. Около 70% имеющихся машин и  тракторов выработали свой срок амортизации. При этом лишь 4-10% объемов работ по ремонту сложной техники выполняется на ремонтных заводах и в специализированных мастерских.

По данным Минсельхоза  России, поступление новой техники  в сельское хозяйство по стране составляет 2-4% в год, списание - 6-10%. На эти цели необходимо ежегодно выделять до 70 млрд. руб. Пока же хозяйства всех форм собственности  в истекшем году приобрели сельскохозяйственной техники на сумму около 800 млн. руб.

 

1.2 Методы государственного регулирования аграрной сферы РФ

Проблемы  государственного регулирования аграрного  сектора в России приобрели немаловажное значение в связи с переходом  к рынку. Как известно, сельское хозяйство  – особая отрасль, доходы которой, исходя из ее немонопольной природы, всегда отстают от других отраслей.

Практически во всех странах сельское хозяйство является одной из наиболее поддерживаемых государством отраслей.

Государственное регулирование представляет собой систему типовых мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально – экономической  системы к изменяющимся условиям.

Весомый аргумент в пользу государственной  поддержки сельского хозяйства  – падение доходов сельхозпроизводителей  по сравнению с другими отраслями. Вмешательство государства –  попытка восстановления справедливости.

По мнению специалистов в настоящее  время стабилизация в сельском хозяйстве  сама по себе не может произойти. Сельское хозяйство способно возродиться  только при активной государственной  поддержке.

Наиболее полно практикуемые в  мире меры государственной поддержки  агропромышленного комплекса, сгруппированные  по целевому признаку.

Выделяет меры прямого и косвенного государственного регулирования. К  мерам прямого государственного регулирования относится поддержка  доходов сельхозпроизводителей: прямые государственные компенсационные  платежи; платежи при ущербе от стихийных  бедствий; платежи за ущерб, связанный  с реорганизацией производства выплаты  за сокращение посевных площадей. Вынужденный  забой скота и т.д.

К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся:

  1. Ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установления квот и тарифов, установления налогов на экспорт и импорт продовольствия;
  2. Компенсация издержек сельхозпроизводителей по приобретению средств производства путем предоставления;
  3. Содействие развитию рынка, предусматривающее выделение государственных средств на разработку и осуществление рыночных программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции;
  4. Содействие развитию производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства – субсидии на строительство производственных помещений, рекультивацию земель.

Государственную поддержку классифицирует по формам бюджетной и не бюджетной  поддержки субъектов агропродовольственной  политики.

К бюджетным формам поддержки относятся  предоставление бюджетных услуг  за счет средств бюджетов всех уровней, а также разработка и реализация программ регулирования сельского  хозяйства.

К не бюджетным формам поддержки  относятся меры агропродовольственной  политики, не требующие расходования средств государственных или  муниципальных бюджетов, в том  числе регулирование цен и  тарифов, установление льгот, запретов и ограничений.

Бюджетные услуги – это те функции, осуществление которых государство  берет на себя в обязательном порядке. Эти обязательства государства  вытекают из целей, функций и задач, стоящих перед соответствующими органами управления в сельском хозяйстве.

Существует ошибочное представление  о том, что уровень государственной  поддержки сельского хозяйства  определяется размером суммы средств, выделяемой государством на сельское хозяйство, и что увеличение этой суммы приведет к улучшению положения в аграрном секторе.

Программы государства по поддержке  цен не всегда эффективны, так как  эта проблема решается за счет саморегулирования  экономической системы, например сокращения числа занятых в сельскохозяйственном производстве.

Согласно Бюджетному посланию Президента РФ в 2007 году, в агропромышленной сфере  необходимо обеспечить доступность  и адресный характер мер государственной  поддержки, расширение ее форм. Особое внимание следует уделять внедрению  современных технологий, дальнейшему  развитию кредитования на селе. (См. Приложение 2).

Со вступлением России в ВТО  возможно резкое изменение цен на сельскохозяйственную продукцию. В  связи с этим проводимые меры по государственной поддержке направлены на улучшение качества продукции  и поддержание конкурентоспособности  российского производителя. В этих условиях роль государственной поддержки  сельского хозяйства значительно  возрастает.

 

1.3 Партнерство России с другими странами в области аграрной сферы

Создание  в последнее пятилетие нового формата агропродовольственной  и сельской политики России привлекло  в сектор АПК новых предпринимателей, новые инвестиции и технологии, обеспечило модернизацию производственной базы отрасли  и, в конечном счете, экономический  рост. В сельском хозяйстве, в основном, завершились институциональные  преобразования, сложился новый предпринимательский  корпус, возникли современные механизмы  бюджетирования, кредитования, информационного  обеспечения отрасли, регулирования  основных продуктовых и ресурсных  рынков.

Вместе с тем, выявились  и проблемы, от решения которых  в немалой степени зависит  дальнейший прогресс. Это, во-первых, развитие материально-технической базы агропродовольственного рынка (мощностей по переработке и хранению продукции, логистических центров, торговых площадок, специализированного транспорта и других элементов рыночной инфраструктуры); во-вторых, технологическое переоснащение отрасли, что, с одной стороны, требует инвестиций, а, с другой, - формирования в секторе современной инновационной системы; в-третьих, это социальное обустройство деревни и диверсификация сельской экономики, расширение сферы несельскохозяйственной занятости.

Для решения этих задач  и совершенствования аграрной политики в целом важно развивать международное  сотрудничество по всем направлениям.

Вместе с тем в  сельском хозяйстве России, по последним  данным, работает 515 предприятий с  иностранным участием, что составляет 3,1% от всех подобных предприятий. Среди  них такие крупные и эффективно работающие компании, как «Данон», «Каргил», «Нестле», «Юнилевер» и другие.

В условиях расширения связей между Россией и ЕС взаимовыгодное сотрудничество в области сельского  хозяйства и развития сельских территорий имеет большое значение. Важно развивать все направления совместной работы, но особенно актуально в данный момент сотрудничество в инвестиционно-инновационной сфере. Необходимо создать все условия для практической реализации в сельскохозяйственной области принятой на 25 саммите Россия-ЕС инициативы «Партнерство для модернизации».

Лидирующая роль здесь  принадлежит отечественным деловым  структурам, которые, используя тенденции  коммерциализации западной науки, могли  бы более активно содействовать  привлечению инновационных технологий для совместных предприятий на территории России, чего зачастую не удается достичь  за счет государственных программ научно-технических  обменов.

Для России доступность  импортного продовольствия из ЕС в  принципе является хорошей страховкой при проведении реконструкции и  модернизации собственного сельскохозяйственного  и пищевого производства, при понимании, что доля импортного продовольствия должна снижаться. Российский рынок  является крайне привлекательным для  ЕС в условиях стагнации мировых  продовольственных рынков.

Однако серьезную озабоченность  России вызывает диспаритет в торговле сельскохозяйственной продукцией с ЕС. Внешняя торговля Российской Федерации со странами ЕС характеризуется отрицательным сальдо российского торгового баланса по сельскохозяйственной продукции и продовольствию (- 8 522 млн. долл. США). Экспорт в Россию (по данным торговой статистики за 2009 г.) составил около 8,0 млрд. евро, что в 9 раз превышает объем импорта из России в ЕС.

Импорту российского  зерна в ЕС, несмотря на наличие  спроса, препятствуют маленькие квоты  на поставки низкобелкового зерна (2,3 млн. тонн для всех третьих стран, кроме  США и Канады).

Фактором, сдерживающим допуск отечественных товаров на европейские рынки, остается также  высокий уровень субсидирования сельского хозяйства ЕС. По официальным  оценкам ОЭСР, доля совокупной поддержки в доходах европейских фермеров от реализации сельскохозяйственной продукции составляет в последние годы 22-24%. В России аналогичный показатель находится на уровне 13-15%.

Информация о работе Анализ государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства РФ