Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:11, реферат
Госрегулирование – это система рычагов и стимулов, с помощью которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства. Это особенно важно иметь в виду, поскольку кризис в сельском хозяйстве вызван не только объективными природными условиями (например, для восстановления потерянного плодородия почв может потребоваться жизнь целого поколения), но и рядом экономических просчетов в проведении аграрной политики.
Тем не менее, для России европейский рынок является привлекательным благодаря его близости и высоким ценам на сельскохозяйственное сырье и продукты питания.
Основной дефицит, который
в ЕС традиционно покрывается
за счет торговых связей с Россией
– это морская рыба и морепродукты.
В перспективе Россия могла бы
найти свою нишу на рынке востребованных
в ЕС масличных культур и
Говоря о сотрудничестве, нельзя не сказать и о заинтересованности в анализе Единой сельскохозяйственной политики Евросоюза, т.к.:
- во-первых, опираясь
на опыт ЕС по поддержке
своего АПК, Россия имеет
- во-вторых, текущий процесс
реформирования Единой
- в-третьих, предпринимая
сходные с Европой меры
II. Направления государственного регулирования АПК РФ
2.1 Международные методы государственного регулирования аграрной сферы
Эффективное государственное регулирование
аграрной сферы России в условиях
переходной экономики требует изучения
опыта стран с развитыми
Наибольший интерес в этом плане представляет опыт стран северной Америки и ЕС.
В развитых странах мира, особенно
в Европейском Сообществе, сложились
четыре направления бюджетной
В странах ЕС особое место занимает
ценовая поддержка
Один из важнейших показателей государственного регулирования сельского хозяйства в странах ЕС - уровень бюджетной поддержки фермерских цен на произведенную продукцию. Этот показатель отражает отношение всех ценовых и внеценовых бюджетных дотаций на производство и реализацию (в том числе на экспорт) определенной сельскохозяйственной продукции к ее фермерской цене.
Бюджетными дотациями
В целом в странах ЕС, где наблюдение за ценами на рынке на подавляющую часть (86 - 96%) сельскохозяйственной продукции (пшеница, ячмень, рожь, кукуруза, молоко, мясо крупного рогатого скота, сахар, оливковое масло) осуществляется национальными органами ЕС постоянно, «оздоровление» рынка достигается на основе как создания баланса между спросом и предложением, так и регулирования рыночных цен путем поддержания их в определенных пределах.
В современных условиях практически во всех странах ЕС наблюдается рост цен на продовольственные товары, но в большинстве из них он компенсируется опережающими темпами увеличения доходов населения. Потребительский спрос на продукты питания диктуется не только доходами населения, но и ценами на продовольственные товары и услуги. При этом возрастает значение бюджетной поддержки фермерских цен. Создана и правовая основа государственного регулирования цен в виде законов, указов, постановлений. Налажена систематическая публикация статистической информации о ценах, их уровне и динамике. Эти же данные, как правило, используются при регулировании уровня доходов, их индексации. Субсидии в странах ЕС достигли 45-50% стоимости произведенной фермерами товарной продукции, в Японии и Финляндии - 70%.
Одна из важнейших концепций
ценообразования на продукты питания
в развитых странах заключается
в отходе от традиционного принципа
производить и реализовать
В этом контексте особый интерес
представляет опыт канадцев, где обеспечивается
разумное сочетание систем государственного
и кооперативного управления агропромышленным
производством. Такая деятельность
направлена на то, чтобы обеспечить
реализацию произведенной продукции
и получить для фермеров как можно
больше дохода. Во всех провинциях существуют
так называемые маркетинговые советы
(союзы), которые создаются
С точки зрения изучения опыта зарубежных
стран в области
Закон о сельском хозяйстве США от 1949 года с корректировками, внесенными законом о Защите сельского хозяйства и инвестициях в развитие сельских территорий, принятым в 2002 году включает программы страхования, поддержки цен, льготные займы и выплаты в рамках многочисленных защитных программ и мероприятий по охране окружающей среды и поддержанию плодородия почв.
В 30-х годах XX века конгресс США
принял решение о финансировании
федеральной программы
Таким образом, как показывает опыт
США, на протяжении последних нескольких
десятилетий, страхование получило
бурное развитие и превратилось в
мощную индустрию. Научно обоснованная
и эффективная организация
Таким образом, в странах с развитой экономикой сложились многоканальные системы поддержки сельского хозяйства. Аграрная политика большинства стран направлена на гарантированную максимальную обеспеченность государства продовольствием и продуктами питания; на поддержку стабильной экономической ситуации в сельском хозяйстве; достижение определенного минимального уровня доходности отрасли, создающего его привлекательность для инвестиций; ограничение избыточного производства; защиту внутреннего рынка; гарантии конкурентоспособного участия отечественных производителей в международном разделении труда и т.д.
2.2 Перспективы развития аграрной сферы в РФ
Как уже отмечалось ранее, в настоящее время сельское хозяйство России находится в весьма тяжелом положении. Для вывода отрасли из кризиса А. Зельднер предлагает следующие направления усиления госрегулирования :
1. Аграрный сектор экономики
России в начале третьего
2. Отраслевые приоритеты тесно
связаны с необходимостью
3. Дальнейшее развитие должен получить процесс интеграции и кооперации.
4. Важнейшим приоритетом
5.Одной из приоритетных
6. Следует усилить на
7. Необходим жесткий
Особое внимание должно уделяться
государством развитию и регулированию
внешнеэкономической
В этом контексте многие экономисты поднимают вопрос о перспективах вступления нашей страны в ВТО, его положительных и отрицательных последствиях.
В процессе обсуждения данного вопроса отечественные ученые разделились на два лагеря: противников и сторонников вступления России в ВТО. При этом каждая из сторон выдвигает свои аргументы.
Исследователи, считающие, что вступление
РФ в ВТО отрицательно скажется на
отечественном сельском хозяйстве,
обосновывают свою позицию следующим
образом: вступление в ВТО откроет
рынки дешевым импортным
Сторонники же вступления в ВТО приводят контраргументы в защиту данного мероприятия. Они считают, что:
1.Сельское хозяйство сегодня не защищено от внешней конкуренции ничем, кроме обменного курса рубля и транспортных издержек.
2.Необходима продуманная политика тарифной защиты и субсидий и улучшение работы таможни.
3.Вопрос состоит не в том, вступать или не вступать в ВТО, а в том, что делать для развития сектора. Существующая система является неэффективным средством социальной поддержки крестьян и не дает никаких стимулов к развитию.
4.Российское сельское хозяйство может встроиться в глобальную экономику, специализируясь в производстве тех культур, по которым у него есть сравнительные преимущества.
Основные цели России, которые она
преследует, присоединяясь к ВТО,
заключаются в том, что вступление
в эту международную
Государственное вмешательство может иметь как позитивное, так и негативное воздействие. Если из-за этого вмешательства региональные сельскохозяйственные цены превышают мировые, то существует субсидирование аграрного сектора, так называемое позитивное отклонение от равновесных цен. Если региональные цены оказываются ниже мировых, то можно говорить о чрезмерном налогообложении сельского хозяйства, то есть о негативном отклонении.
Изучив теоретические и
- абсолютное большинство как российских, так и зарубежных ученых, занимающихся вопросами государственного вмешательства в экономику, сходятся во мнении о необходимости такого вмешательства для аграрного сектора в силу специфических особенностей последнего;
- сложившаяся за годы рыночных реформ ситуация в аграрном секторе России наглядно показала несостоятельность политики невмешательства и необходимость выработки эффективного механизма государственного регулирования аграрного сектора;
- перспективы вступления нашей страны в ВТО накладывают определенные ограничения на перечень форм и методов регулирования, и поэтому необходима выработка комплексной программы развития сельского хозяйства России с учетом требований ВТО.
Заключение
Подводя итог, следует подчеркнуть, что госрегулирование – это система рычагов и стимулов, с помощью которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства. Это особенно важно иметь в виду, поскольку кризис в сельском хозяйстве вызван не только объективными природными условиями (например, для восстановления потерянного плодородия почв может потребоваться жизнь целого поколения), но и рядом экономических просчетов в проведении аграрной политики.
Информация о работе Анализ государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства РФ