Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Понятие «анализ» происходит от греческого и означает расчленение, разложение изучаемого на части, элементы внутренне присущи этому объекту.
В широком смысле анализ представляет метод исследования явлений и процессов хозяйственной жизни. Он может выступать как самостоятельная процедура, так как составляет часть общего процесса управления.
Анализ, как функция управления - это относительно обоснованный вид управленческой деятельности. Суть которого состоит в изучении, обобщении и систематизации различной информации о структуре и количестве изучаемого объекта.

Файлы: 1 файл

ахд.doc

— 586.00 Кб (Скачать файл)

Московский государственный  университет природообустройства

 

Институт выходного  дня

 

 

 

 

РАБОТУ ПРИНЯЛ

 

___________ Рожкова О.Н.

 

                            ___________

   дата


  

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: «Анализ хозяйственной  деятельности предприятия»

 

 

 

 

Исполнитель:

 

Студент _________  _____  ________ _______________

                      номер курса     группа       подпись                  Ф.И.О.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2009

ВВЕДЕНИЕ

Теоретические основы

 экономического  анализа хозяйственной деятельности.

 

Понятие «анализ» происходит от греческого и означает расчленение, разложение изучаемого  на части, элементы внутренне присущи этому объекту.

В широком смысле анализ представляет метод  исследования явлений и процессов хозяйственной жизни. Он может выступать как самостоятельная процедура, так как составляет часть общего процесса управления.

Анализ, как функция управления   - это относительно обоснованный вид управленческой деятельности. Суть которого состоит в изучении, обобщении и систематизации различной информации о структуре и количестве изучаемого объекта.

 

Функции управления

реализуются в  следующей последовательности

 

  1. Анализ закономерности функционирования объекта управления (ОУ)
  2. Планирование (реальные цели)
  3. Текущее и оперативное планирование (на основе текущего анализа)
  4. Контроль и учет 
  5. Регулирование
  6. Анализ результатов

 

Анализ, как  функция управления

 применяется  на всех управленческих уровнях

 

  1. Народное хозяйство
  2. Отрасли
  3. Регионы
  4. Предприятия
  5. Структуры, подразделения предприятий

В рыночных условиях, когда рыночная единица обладает относительной самостоятельностью и обособленностью, особое значение приобретет экономический анализ на уровне отдельного предприятия.

Таким образом, объектом экономического анализа  является производственно-хозяйственная единица предприятия  претворяющее в жизнь современное экономическое закономерное создание производства, реализацию товаров, услуг и работ.

Предметом  являются хозяйственные процессы и конечные экономические результаты деятельности предприятия, отраженные в системе различных показателей.

Задачи экономического анализа

 

  1. Объективная оценка результатов работы предприятия, контроль за выполнением планов.
  2. Выявление внутренних резервов, повышение эффективности деятельности.
  3. На этой основе анализа готовят научное обоснование бизнес-планирования на предстоящий период.
  4. Оценка отклонений от стандартных нормативов, многоотраслевых показателей для подготовки информации их пересмотра.
  5. Определение количественных характеристик (оценки) действия определенных факторов на конечные результаты деятельности.

 

Виды анализа

Различаются своеобразием цели  приемов проведения и рядом  других особенностей.

Виды анализа группируются по:

  1. периодичности проведения:

- однократные;

- регулярные.

  1. времени принятия решений:

- предварительный;

- перспективный;

- ретроспективный;

- текущий.

  1. направления деятельности:

- производственная деятельность;

- бытовая;

- маркетинговая.

  1. средствам и приемам:

- сравнительный;

- системный;

- с применением ЭММ.

  1. условиям управления.
  2. характеру используемой их форм:

- внутренний;

- внешний.

Внешний анализ — проводится по открытой, публикуемой информации (как правило, бухгалтерская отчетность в налоговой), т.е. по весьма ограниченной части их форм по деятельности предприятия.

Внутренний анализ — базируется на всей имеющейся их форм о деятельности предприятия, проводится специальным подразделением или особо доверительными лицами в администрации предприятия. Информация является конфиденциальной и не подлежит широкому распространению. И другие виды анализа.

Методы экономического анализа

  Под общим методом экономического анализа понимается диалектический подход  к изучению хозяйственных подходов и процессов в их взаимосвязи  и развитии.

Характерными особенностями  метода экономического анализа является использование системы показателей, всесторонне характеризующие хозяйственную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязей между этими показателями в целях повышения эффективности хозяйственной деятельности.

 В процессе экономического анализа, в обработке аналитических, экономических их форм применяется ряд специфических приемов и способов, отраженный системный, комплексный характер хозяйственной деятельности. К ним относятся:

  1. Использование абсолютных, относительных и средних величин (размер прибыли — абсолют., рентабельность — относит.).
  2. Сравнение — универсальный, логический прием, характеризующий одно явление через другое (конечный результат деятельности всегда сравнивают с базой, за которую  могут приниматься планы, стандарты, предыдущие годы, нормативы, средние величины, лучшие показатели других предприятий, сравнивают с предыдущим годом определяет динамику показателя, которая оценивается  следующими показателями.
  3. Группировка значений показателей позволяет изучить взаимосвязи и взаимозависимости, и предполагает определенную классификацию явлений и процессов, а также факторов их обуславливающих.
  4. Расчет коэффициента как способ сопоставления экономических показателей.
  5. Индексный метод позволяет оценивать степень влияния различных факторов по результатам.
  6. Элиминирование  (устранение) позволяет использовать вычисления для оценки влияния отдельных факторов на обобщающий показатель используется в методе разниц и ценных постановок.
  7. Балансовый метод позволяет выявить влияние одного из факторов как разницу между обобщающим отклонением и сумму отклонений по другим факторам (баланс использования рабочего времени).

Информационным источником анализа выступает система учетных  и отчетных документов, существующие в организации нормативы, стандарты, среднеотраслевые показатели и т.п.

Для анализа хозяйственной  деятельности, необходимо иметь представление  об экономическом механизме деятельности предприятия, системе показателей  его отражающих и совокупности факторов, влияющих на уровни этих экономических показателей.

Производственные ресурсы  предприятия определяют его потенциал, т. е. максимальные возможности характеризуются  двумя видами фактора:

  • экстенсивности (характеризуют количество, размер, использование ресурса);
  • интенсивности (отражают то, как используются ресурсы, т.е. эффективность использования ресурсов).

Схема получения 

конечных результатов  в деятельности предприятия

 

 

Производственные  ресурсы

Факторы использования

Элементы  себестоимости

 

Экстенсивн

Интенсивн

 

 

 

 

 

 

О

основные средства (средства труда)

 

 

трудовые ресурсы 

 

 

оборотные средства

 

 

 

ОПФ (основной производствен-ный  фонд)

 

 

 

ч (численность)

 

 

 

ОБС (оборотные средства)

 

 

 

ПРИ

%опф = Фо

фондоотдача

 

 

 

 

о/ч = В

выработка

 

 

%осб = Коб

коэффициент оборачиваемости

 

 

БЫЛЬ

Амортизация

 

фонд оплаты труда

 

сырье и материалы

 

+

 

косвенные затраты

 

 

 

 

С


Показатели эффективности  можно назвать ресурсо-отдачей, т.к. они показывают величину результата (отдачи) получаемого предприятием с каждой единицы ресурса.

Интенсивные факторы — всегда расчетные показатели.

Степень влияния этих факторов определяет соотношение в  объеме реализации (выручка между  себестоимостью и прибылью).

Большее влияние экстенсивных факторов приводит к росту уровня затрат и соответственно снижает уровень прибыли. И наоборот, преимущественное влияние интенсивных факторов позволяет снизить уровень затрат и повысить, таким образом, уровень прибыли.

Уз=С/С:О

Упр=Пр/О

Упр х 100% = R (рентабельность).

Таким образом, для повышения  эффективности деятельности предприятия необходимо максимально эффективно использовать имеющиеся производственные ресурсы.

  1. повышать фондоотдачу
  2. увеличивать производительность труда
  3. ускорять оборачиваемость оборотных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица исходных данных

п/п

Показатели

Ед.

измерения 

Обозначение

Начало  года

(н.г.)

Конец года

(к.г.)

1

2

3

4

5

6

1

Объем реализации

(выручка)

т.р.

О

106701,0

98105,0

2

Трудовые ресурсы (численность работников)

 

чел.

 

чч

 

267

 

280

3

Основные средства

т.р.

ОПФ

1374,0

 

3525

4

Оборотные средства

т.р.

ОБС

7790

 

9337

5

Себестоимость

т.р.

С/С

105225

 

96628

6

Прибыль:

т.р.

Пр

 

 

 

от продаж

   

1476

 

1477

 

балансовая

59

 

1765

   
 

чистая

   

36

 

1567

Расчетные данные

7

Выработка

т.р./чел.

В

399,6

 

350,4

8

Фондоотдача

руб./руб.

Фо

77,7

 

27,8

9

Коэффициент оборачиваемости  ОБС

руб./руб

Коб

13,7

10,5

10

Уровень затрат

руб./руб

Уз

0,99

 

0,98

11

Уровень прибыли 

руб./руб

Упр

 

0,01

0,02


 

ФЗПНГ = Онг х 0,3 (30%) : 12 : 10 = 267 чел.

ФЗПКГ= 267 чел. Х 1,05 = 280 чел.

I. Анализ выполнения производственной программы

 

Основными задачами экономического анализа объектов производства и  реализации продукции является следующее:

  • оценка динамики по основным показателям  объема, структуры и качества продукции;
  • проверка сбалансированности  и напряженности плана  ПП, а также его реальности;
  • выявление степени влияния основных факторов производства на объемы реализации;
  • разработка мероприятий по использованию внутренних хозяйственных резервов, повышение темпов прироста продукции, ее качества и улучшение ассортимента.

 

1.1. Оценка динамики  объемов реализации по основным  направлениям.

 

 ТР = к.г./н.г. Х 100%  (+).

отклонение (дельта) = к.г. - н.г. (+/-)

таблица 1.1.

п/п

Показатели

Структура объема на н.г.

Н.Г.

К.Г.

Δ

ТР, %

1

2

3

4

5

6

7

1.

Объем реализации

100%

106701,0

98105,0

-8596,0

91,9

 

По видам  продукции

         

1.1.

Мороженое в  стак.

60%

64020,6

62036,0

-1984,6

(+5%)96,9

1.2

Мороженое весов.

30%

32010,3

27330,2

-4680,1

85,4

1.3

Прочее

10%

10670,1

8738,8

-1931,3

(-10%)81,9

2.

По видам  финан-я

         

2.1.

Гос.бюджет

50%

53350,5

42627,1

-10723,4

(-12%)79,9

2.2.

Коммерч.орг-ции

30%

32010,3

34372,4

2362,1

107,4

2.3.

Частные лица

20%

21340,2

21105,5

-234,7

(+7%)98,9

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности предприятия