Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Его основные задачи:
- оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
- разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов.

Содержание работы

Введение 3
1 Технико-экономическая характеристика предприятия 5
2 Аналитическая часть 8
2.1 Анализ динамики выпуска продукции 8
2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции 10
2.3 Расчет влияния основных факторов на производство и реализацию продукции 13
2.4 Анализ качества продукции 18
2.5 Анализ состава и динамики финансового результата предприятия 20
2.6 Влияние изменения показателей выпуска и реализации продукции, их состава, ассортимента и качества на величину финансовых результатов 21
3 Выводы и предложения 23
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

курсовая работа АХД 06.12.2012.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 2.1  видно, что за три года  объем производства вырос на 66,3%, в то время как   объем реализации возрос на 65,1%. Это свидетельствует о том, что   происходит  накопление остатков нереализованной продукции на складах  ООО «Энергопроект» и не оплаченной покупателями.

В абсолютных показателях  объем произведенной продукции  ООО «Энергопроект» вырос на 372009 тыс.руб., объем реализованной продукции на 354194 тыс.руб.

На рисунке 1 представлена динамика показателей объема производства и реализации продукции.

Рисунок 1 -   Динамика показателей объема производства и  реализации продукции                    ООО «Энергопроект» за 2009-2011 гг (%)

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции рассчитаем по среднегеометрической:

Среднегодовой темп роста выпуска продукции составил 29,0%, а реализации продукции составляет  28,4%.

Таким образом, проведенный  анализ динамики и структуры продаж показал, что за три года  объем производства опередил  объем реализации на 1,2%. Это свидетельствует о том, что    происходит  накопление остатков нереализованной продукции на складах ООО «Энергопроект» и не оплаченной покупателями.

2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции

Проведем  анализ ассортимента и структуры продукции ООО «Энергопроект».

Необходимым элементом  аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту продукции.

Ассортимент продукции (услуг) анализируют, используя данные об объеме выпуска и реализации по видам изготовляемых изделий. При этом определяют отклонение фактического объема продукции от плана и данных прошлых лет, изучают причины и основные тенденции изменения ассортимента продукции, работ, услуг [11].

Анализ ассортимента продукции имеет важное значение для выработки мер по его улучшению, обоснования плановых показателей, изучения влияния ассортиментных сдвигов на объем выпуска и реализации продукции.

Оценка выполнения плана  по ассортименту может производится:

а) по способу наименьшего  процента;

б) по удельному весу в  общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции;

в) по среднему проценту (коэффициенту ассортиментности Кас:

Анализ выполнения  плана по ассортименту  ООО «Энергопроект» проведем в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции ООО «Энергопроект»   за 2011 год

Изделие

Объем производства продукции  в плановых ценах, тыс. руб.

Реализация продукции  в плановых ценах, тыс. руб.

план

факт

+, -

%

план

факт

+, -

о/ /о

к плану

к плану

электррозетки двойные  встроенные

44288

51998

7710

17,4

46502

53854

7352

15,8

электророзетки одинарные встроенные

77105

76381

-724

-0,9

79705

81564

1859

2,3

электророзетки для  компьютера

144077

152117

8040

5,6

141195

146843

5648

4,0


Продолжение таблицы 2.2

Изделие

Объем производства продукции  в плановых ценах, тыс. руб.

Реализация продукции  в плановых ценах, тыс. руб.

план

факт

+, -

%

план

факт

+, -

о/ /о

к плану

к плану

выключатели тройные

104882

110791

5909

5,6

112224

99221

-13003

-11,6

выключатели двойные

142637

144276

1639

1,1

148342

149643

1301

0,9

электродвигатели мощ. 20 квтч

307121

312145

5025

1,6

297907

277984

-19923

-6,7

электродвигатели мощ.  4 квт

81091

85089

3998

4,9

76225

89534

13309

17,5

Всего

901200

932796

31596

3,5

902101

898643

-3458

-0,4


 

По данным таблицы 2.2 видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 3,5%, а по реализации — не выполнен на 0,4%. Это свидетельствует о значительном росте остатков нереализованной продукции.

Вся товарная продукция  при планировании и учете себестоимости на предприятиях подразделяется на сравнимую и несравнимую. Сравнимой считается продукция, выпускавшаяся в предыдущем (по отношению к плановому) году, а также изделия с длительным циклом производства, которые выпускались в прошлом году в единичных экземплярах. В состав сравнимой продукции не включаются работы по заказам на сторону, услуги, оказанные своему капитальному строительству, работы по капитальному ремонту и продукция, изготовлявшаяся в опытном порядке. К несравнимой относится продукция, освоенная производством в текущем году.

В ООО «Энергопроект» вся продукция относится к  сравнимой.

Проведем анализ структуры  продукции, производимой ООО «Энергопроект».

Структурные сдвиги характеризуются  изменением процентного соотношения  отдельных видов или групп  изделий, услуг в общем объеме производства (реализации) по сравнению с планом или предыдущими периодами. Выполнение план по структуре –сохранение в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Структурные сдвиги вызываются различиями в степени выполнения плана и в динамике объема продукции (услуг) по отдельным их группам и видам.

Отдельные виды изделий  и услуг различаются трудоемкостью  их выполнения, материалоемкостью и рентабельностью, поэтому структурные сдвиги оказывают заметное влияния на степень выполнения плана выпуска продукции (оказания услуг). При одних и тех же трудовых и материальных затратах на выполнение услуг объем их реализации растет, если относительно увеличивается доля менее трудоемких и более материалоемких изделий и работ. Наоборот, при наращивании выпуска более трудоемких и менее материалоемких видов продукции объем выпуска уменьшается независимо от изменения трудовых и материальных затрат на выпуск продукции. При этом об уровне трудоемкости и материалоемкости судят по затратам рабочего времени и материальным затратам, приходящимся на 1 руб. отпускной стоимости продукции, работ, услуг. Объем выпуска и реализации продукции зависит и от соотношения изделий с разным уровнем рентабельности. Он увеличивается при повышении доли услуг, имеющих рентабельность выше среднего уровня по предприятию и уменьшается при ее снижении [11].

Дадим оценку структуре  выпускаемой продукции предприятия в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Анализ структуры продукции

Изделие

плановая опт. цена за единицу продукции, руб.

факт цена за ед. продукцию

Объем производства продукции в натуральных измерителях, тыс.ед.

Товарная продукция в ценах  плана, тыс. руб.

Изменение

План.

Факт.

План.

Факт пересч.план структуру

Факт.

ТП за счет структуры, тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9=8- 7

электррозетки двойные встроенные

320

327

138,400

159,015

44288

46231

51998

5767

электророзетки одинарные встроенные

186

186

414,545

410,651

77105

78765

76381

-2384

электророзетки для компьютера

112

115

1286,400

1322,756

144077

151120

152117

997

выключатели тройные

201

209

521,800

530,099

104882

111404

110791

-613

выключатели двойные

136

136

1048,800

1060,853

142637

145707

144276

-1431

электродвигатели мощ. 20 квтч

38950

38950

7,885

8,014

307121

313731

312145

-1586

электродвигатели мощ.  4 квт

15700

16100

5,165

5,285

81091

84946

85089

142

Всего

   

3422,995

3496,673

901200

931904

932796

892


 

Сдвиги в структуре  продукции оказывают влияние  на динамику обобщающих показателей  деятельности предприятия: объема товарной и реализованной продукции, производительности труда, себестоимости, прибыли.

Структурные сдвиги, вытекающие из потребностей покупателей и заказчиков, обоснованные техническим прогрессом и экономическими расчетами, получают положительную оценку. Изменения в составе продукции, связанные с неорганизованностью в работе, недостатками снабжения и оперативного планирования и управления, получают отрицательную оценку.

Для расчета влияния структурных  сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используем метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.

,                                                  (1)

где     – изменения объема выпуска продукции за счет структуры;

ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре;

ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.

Фактический выпуск продукции при  плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции  или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия. Коэффициент пересчета составил : 1,035 (932791/901200).

По данным таблицы можно сделать  следующий вывод:  отклонение за счет изменения структуры составило 892 тыс. руб. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 3,5% по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 931904  тыс. руб., при фактической структуре он выше на 892 тыс. руб.

Таким образом, проведенный  анализ показал, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен, а по реализации — не выполнен. Это свидетельствует о значительном росте остатков нереализованной продукции.

2.3 Расчет влияния основных факторов на производство и реализацию   продукции

Проведем анализ влияния  факторов использования производственных ресурсов на объем реализации ООО «Энергопроект».

При проведении анализа и оценки влияния на объем продукции эффективности использования производственных ресурсов применим  две группы показателей: 

- количественные, характеризующие  динамику экстенсивные факторов, связанные с увеличением затрат данного вида ресурсов и привлечением дополнительных финансов ресурсов;

- качественные, отражающие динамику интенсивных факторов, повышение эффективности использования производственных ресурсов. Их рост не требует таких дополнительных финансовых ресурсов, как увеличение экстенсивных факторов.

Все факторы, влияющие прямо  или косвенно на производство и сбыт продукции, можно условно разделить на непроизводственные и производственные.

Непроизводственные факторы: реклама  и стимулирование сбыта, сроки выполнения заказов (для сферы услуг), размещение предприятий (близость к источникам ресурсов), наличие удобной инфраструктуры обслуживания для потребителей, режим работы предприятий и др.

К производственным факторам, определяющим объем выпуска и реализации продукции, относятся: качество продукции, ритмичность  и сезонность производства.

Вторая объединяет факторы, от которых зависит обеспечение производства материальными ресурсами и уровень их использовании.

 К третьей группе относят  факторы, определяющие наличие  ОПФ и уровень их использования.

Каждая из перечисленных групп  включает количественные факторы, связанные  с наличием ресурсов, и качественные, характеризующие уровень использования ресурсов. Предприятия финансово "заинтересованы" в ограничении количества используемых ресурсов путем улучшения качественных показателей и обеспечения опережающего роста результатов производства по сравнению с затратами трудовых и материальных ресурсов, стоимостью ОПФ.

Объем выпуска продукции, ее качество, эффективность использования производственных ресурсов во многом зависят от равномерности  производства, его ритмичности и сезонности [11].

Ритмичная работа предприятия предполагает равномерный выпуск продукции, работ, услуг в течение месяца в соответствии с графиком. Неритмичная работа проявляется в невыполнении плана по выпуску продукции в начале месяца, развертывании производства к середине месяца и в работе с максимальным напряжением в конце месяца, когда выпускается значительная часть месячного объема продукции (работ, услуг). Ритмичность работы предприятия зависит от равномерности выпуска продукции отдельными подразделениями, поэтому анализ ритмичности проводят не только по предприятию в целом, но и по его производственным подразделениям.

Неритмичная работа вызывается различными причинами, от глубины изучения которых зависит эффективность рекомендуемых мероприятий по обеспечению равномерного выпуска продукции. Основными причинами неритмичной работы являются: отсутствие четкого планирования выпуска продукции, работ, услуг; неравномерное поступление заказов на продукцию, деталей, сырья, полуфабрикатов; недостаток рабочей силы, который может компенсироваться в конце месяца сверхурочной работой, аварии, внутрисменные потери рабочего времени, тяжелое финансовое положение  и др. Неритмичная работа отрицательно сказывается на выполнении плана по объему выпуска продукции (при заключенных договорах),что приводит к несвоевременному поступлению выручки и уменьшению прибыли, снижению качества продукции, вызывает простои рабочей силы и оборудования в начале периода и сверхурочные работы в конце него, приводит к снижению производительности труда, перерасходуется фонд оплаты труда в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце - за сверхурочные работы, повышается себестоимость  и т.д. Поэтому важно в процессе анализа выявить причины неритмичной работы предприятия и разработать конкретные мероприятия по их предупреждению.

Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности