Анализ маркетинговой деятельности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследуемой темы является маркетинг деятельность как цельная система, предназначенная для планирования ассортимента и объема вы¬пускаемых продуктов, определения цен, распределения продуктов между выбранными рынками и стимулирования их сбыта, с тем чтобы достигну¬тое при этом разнообразие благ приводило к удовлетворению интересов как производителей, так и потребителей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «БЭЗРК»…………….5
1.1. История создания и развития ………………………………………………….5
1.2. Организационная структура…………………………………………………...7
1.3. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности…………...10
2. Маркетинг в промышленности.………………………………………………..13
2.1. Цели и задачи промышленного маркетинга…………………………………13
2.2. Функции промышленного маркетинга……………………………………….15
2.3. Организация маркетинга на предприятии……………………………………17
3. Анализ в системе маркетинга…………………………………………………...20
3.1. Анализ сильных и слабых сторон предприятия……………………………..20
3.2. Анализ риска невостребованности продукции………………………………22
3.3. Анализ конкурентоспособности продукции…………………………………24
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………30
Приложение………………………………………………

Файлы: 1 файл

анализ маркетинговой деятельности организации.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

- организацию оптовой торговли продукцией;

- составление оперативной и статистической отчетности о выполнении поставок;

4) отдел технического обслуживания выпускаемой продукции выполняет:

- фирменное обслуживание выпускаемой продукции;

- разработку предложений и организацию работ по обслуживанию техники в гарантийный период;

- обучение покупателей правилам эксплуатации выпускаемой продукции;

- обеспечение своевременной отправки запасных частей в опорные пункты;

5) отдел прогнозирования и планирования маркетинга обеспечивает:

- разработку прогнозов конъюнктуры рынка и стратегии маркетинга;

- разработку стратегии маркетинга;

- изучение потребностей покупателей;

- выявление основных тенденций развития производства.

Взаимодействие отдела маркетинга с коммерческим отделом необходимо во избежание ситуации, при которой заказы не могут быть выполнены из-за непредвиденной нехватки важных сырьевых материалов и компонентов. Такое может иметь место, если отдел маркетинга своевременно не проинформирует специалистов коммерческого отдела о перспективах, планах и заключенных договорах. Образование чрезмерных запасов материалов из-за ошибочного прогноза или из-за того, что отдел маркетинга не сообщил коммерческому отделу об уменьшении потребностей, приводит к замораживанию средств, которые могли бы успешно использоваться по другому назначению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ в системе  маркетинга

3.1. Анализ сильных  и слабых сторон предприятия

Особую роль играет всесторонний анализ внутренних факторов для принятия управленческих решений на предприятии. Такой анализ позволяет увидеть границы производственных и сбытовых возможностей предприятия при краткосрочном планировании и определить те направления преобразований, развитие которых даст максимальный хозяйственный эффект в долгосрочной перспективе.

Среди множества инструментов анализа рыночной позиции предприятия одним из наиболее наглядных является SWOT-анализ. Сущность этого метода заключается в оценке перспектив финансово-хозяйственной деятельности предприятия в двух аспектах. Говоря о сегодняшнем положении предприятия, определяют его достоинства и недостатки, а взгляд на перспективу выявляет возможности продолжения дальнейшей деятельности и угрозы успешному выполнению планов. Результаты сводятся в таблицу, которая дает наглядный материал для планирования дальнейшей деятельности по преодолению недостатков и реализации рыночных преимуществ предприятия с учетом выявленных возможностей и угроз.

SWOT-метод был разработан американскими экономистами и называется так по первым буквам английских слов, составляющих основ содержание анализа (Strength - достоинство, сила; Weakness - недостаток, слабость; Opportunity - возможность; Threat - угроза). Использование SWOT -анализа для комплексной оценки рыночного положения и перспектив деятельности ОАО «БЭЗРК».

Потенциальные внутренние сильные стороны:

- надежное обеспечение  предприятия сырьем, в частности  зерновым и соевым шротом;

- 94 % выпускаемых предприятием  комбикормов потребляется птицеводческими,  свиноводческими и животноводческими подразделениями агропромышленного холдинга «БЭЗРК-Белгранкорм».

- наибольший удельный  вес, порядка 70 %, в структуре  используемого для производства  комбикорма сырья составляет  зерновая группа (пшеница, ячмень, кукуруза, овсе, рожь, отруби пшеничные, зерносмесь);

- комбикорма ОАО «БЭЗРК»  вырабатываются в виде гранул  и крупки, что позволяет увеличивает  срок хранения, исключает процесс  самосортирования компонентов корма  в процессе транспортировки. Гранулирование  и экспандирование комбикормов позволяют осуществить гигиеническую обработку, подавляя жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов и микрофлоры, увеличивает усвояемость готовой продукции за счет частичной деструкции белковых молекул и высокомолекулярных углеводов, также увеличивает показатель обменной энергии до 15 5 по сравнению с расчетным;

- зарубежные производители  не являются конкурентами, так  как их продукция на рынке  Белгородской области не представлена;

- интеграция ОАО «БЭЗРК»,  растениеводческих и откормочных  производств ООО «Белгранкорм» позволяют оперативно реагировать на изменение ситуации на рынке и добиваться оптимизации производственных издержек, привлекать дополнительные средства на комплексное развитие всех производств.

Потенциальные внутренние слабые стороны:

- ОАО «БЭЗРК» не реализует комбикорм на экспорт;

- оборотные средства  предприятие в полном объеме  финансирует за счет заемных  источников;

- недостаточная информированность конечного потребителя о предприятии.

Потенциальные внешние возможности:

- динамично развивающаяся птицеводческая отрасль, которая является основным двигателем комбикормового производства в России;

- использование импортного  оборудования;

- внедрение линии экспандировния  и гранулирования, ввода растительных  масел и жидких мультиэнзимных  композиций;

- ввод в эксплуатацию  дополнительной линии производительностью  40 тонн комбикормов в час.

Потенциальные внешние угрозы:

- выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками;

- возрастание продаж продуктов-заместителей;

- изменение конъюктуры рынка;

- решения государственных  органов (политика государства  в отношении поддержки отрасли  сельского хозяйства, в том  числе в смежных отраслях (птицеводстве, растениеводстве), налоговый климат);

- климатические условия  (урожайность на те или иные  виды посевных культур).

3.2. Анализ риска невостребованности  продукции

Изучение спроса тесно  связано с оценкой риска невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на продукцию. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

Внутренние причины:

- неправильно составленный специалистами предприятия прогноз спроса на продукцию;

- снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, отсталой технологии, устаревшего оборудования, низкой квалификации персонала;

- неэффективная организация рекламы и процесса сбыта продукции;

- неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта.

Внешние причины - демографические, социально-экономические, политические и другие, в том числе неплатежеспособность покупателей,

повышение уровня конкуренции  и т.д.

Риск невостребованной продукции можно подразделить на преодолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополнительные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны, и риск, следовательно, является непреодолимым, и наоборот.

Риск невостребованной продукции может быть обнаружен  на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Если риск обнаружен на предпроизводственной стадии, то экономический ущерб будет наименьшим - это только расходы на исследование рынка, разработку изделия. Если же риск невостребованной продукции обнаружен на производственной или послепроизводственной стадии, то это может серьезно пошатнуть финансовое состояние предприятия: в сумму ущерба, кроме указанных расходов, войдут издержки на подготовку, освоение, производство и организацию сбыта продукции. В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения могут быть разными:

- на предпроизводственной стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим;

- на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок;

- на послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция - это прямой убыток для предприятия.

Каждый товар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на неё, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.

Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно проанализировать обеспеченность производства продукции контрактами или заяв-

ками на поставку.

Как видно из таблицы 3, план выпуска кормов для птицы полностью обеспечен договорами на поставку продукции. По комбикормам для свиней и КРС запланированный выпуск продукции обеспечен договорами на поставку, соответственно, на 98 и 94 %. В результате, предприятию необходимо пересмотреть структуру производства, сократив относительно плана объемы производства первых двух видов продукции и увеличив объемы комбикормов для птицы.

Таблица 3 

Анализ обеспеченности плана производства договорами на поставку продукции 

Вид продукции

Объем поставки по заключенным  договорам, тонн.

Остаток готовой продукции  на начало года, тонн.

План производства продукции  на год, тонн.

Обеспеченность выпуска  продукции договорами, %

Производство комбикормов  для птицы

300141

5

351170

100 %

Производство комбикормов  для свиней

91008

1857

108652

98 %

Производство комбикормов  для КРС

10407

664

12953

94 %


3.3. Анализ конкурентоспособности продукции

Под конкурентоспособностью   понимают  характеристику   продукции, которая отличает ее от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на удовлетворение

этой потребности.

Оценка конкурентоспособности  продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

- техническим (свойства товара, область его применения и назначение);

- эстетическим (внешний  вид товара);

- эргономическим (соответствие  товара свойствам человеческого организма);

- нормативным (соответствие  товара действующим нормам и  стандартам);

- экономическим (уровень цен на товар, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности). Для оценки конкурентоспособности продукции по методике, необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.

Единичные показатели (g) отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра исследуемого изделия (P) к величине того же параметра продукта-конкурента, принимаемого за 100 % (Р100):

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (gi) однородной группе параметров (технических, экономических или эстетических) с помощью весовых коэффициентов (ai), определяемых экспертным путем:

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (GТ)  к групповому показателю по экономическим параметрам (GЭ):

Если I<1, то анализируемое изделие уступает изделию-конкуренту, а если I>1, то оно превосходит изделие-конкурента по своим параметрам.

Реализация описанной  методики приведена в таблице 4.

Таблица 4

Единичные и групповые  показатели конкурентоспособности комбикормов для цыплят бройлеров от 0-6 дней

 

Параметры

Оцениваемые

ООО «Бел-Трейд»

gi

ai

G

Технические:

Срок хранения, месяц

Критическая влажность  комбикорма, %

Общая энергетическая ценность, ккал

Процент зерновых культур  в составе комбикорма, %

6

 

12,5

 

 

300

 

 

70

 

2

 

10

 

 

300

 

 

50

 

 

 

3

 

1,25

 

 

1

 

 

1,4

 

 

0,25

 

0,17

 

 

0,20

 

 

0,38

 

 

 

 

0,75

 

0,21

 

 

0,20

 

 

0,53

Экономические:

Цена за тонну, рубль

 

17490

 

24000

 

0,73

 

1

 

0,73

Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности предприятий