Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 22:14, курсовая работа
В настоящее время налоговая система включает в себя, во-первых, установленную законами РФ совокупность налогов и сборов, плательщиками, которых являются хозяйствующие субъекты и граждане, и, во-вторых, совокупность органов государственной власти, призванных во взаимодействии на законодательной основе обеспечить контроль над налоговыми поступлениями в бюджетную систему. В условиях рынка и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важных экономических регуляторов, основой финансово-кредитного инструмента государственного регулирования экономики.
Введение 3
Глава 1.Теоритическая часть 4
1.1 Понятие и структура налоговой системы РФ. 4
1.2 Особенности построения налоговой системы в России. 6
1.3 Принципы налогообложения и построения налоговой системы ………………………………………………………………9
Глава 2. Аналитическая часть 16
2.1 Характеристика деятельности предприятия 16
2.2 Анализ налогов, уплачиваемых предприятием 22
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Курсовая работа на тему:
Анализ налоговой системы РФ
Выполнил:
Петров П.В.,
студент группы ИВ-304
Екатеринбург, 2014
Оглавление
Налоги как особая форма экономических взаимоотношений обеспечивает формирование доходов бюджетной системы, которые в дальнейшем используется органами государственной власти и местного самоуправления для финансирования необходимых расходов.
В настоящее время налоговая система включает в себя, во-первых, установленную законами РФ совокупность налогов и сборов, плательщиками, которых являются хозяйствующие субъекты и граждане, и, во-вторых, совокупность органов государственной власти, призванных во взаимодействии на законодательной основе обеспечить контроль над налоговыми поступлениями в бюджетную систему. В условиях рынка и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важных экономических регуляторов, основой финансово-кредитного инструмента государственного регулирования экономики. От правильной построенной системы налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
На сегодняшний день состояние налоговой системы РФ можно охарактеризовать, как сложный комплекс взаимоотношений, основанный, прежде всего, на ошибках и достижениях предыдущих поколений.
Под налоговой системой[9] понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
На сегодняшний день для России важно выработать принципы для построения налоговой системы, применяя их к особенностям развития государства. Один из недостатков налоговой системы является её неготовность к современным условиям. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения. Несмотря на выдвинутые обоснования для расширения сферы налоговых изъятий, они не могут опровергнуть требований экономических законов.
Каждый экономический закон является основой для принципов функционирования экономики, таким образом, он не приспособлен к сиюминутным потребностям государства и общества в целом, зависеть от политических интересов и состава законодательной и исполнительной власти. Власть имеет право не обращать внимания на аксиомы экономических закономерностей и тем самым вести развитие народного хозяйства по заведомо ложному пути. Но история доказала – этот путь тупиковый.[10]
Экономические законы показывают фундаментальные тенденции общественного развития, которые формируются при создании и использовании стоимости. Это определяет объективный характер основных экономических законов. Система налогообложения построена на знаниях фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс создания общественного богатства. Основа налогообложения определяется положения системы экономических законов: возрастающих издержек и расходов, рыночного равновесия, свободной конкуренции и другие. В понимании данных концепций особо важен анализ функций, роли налогов при учете доходов бюджета и воздействии на качественные и количественные параметры воспроизводства. Это позволит увидеть последствия налогообложения и оценить в целом регулирующее воздействие налогов и однотипных налоговых групп на производство, товарообмен и личное потребление.[11]
Постигнув данные закономерности, налогообложение может определить организационно-правовые принципы функционирования налоговой системы, сформировать методику вычисления некоторых налогов. Несмотря на то, что эти процедуры зависят от объема общего дохода общества, а также расстановкой политических сил, законодателям следует помнить об обязанностях учёта при проведении налоговых реформ требований объективных рыночных законов.
Несмотря на это, наше общественное развитие далеко от идеала. Каждое государство ведет свое развитие исходя из собственных общенациональных законов хозяйствования, которые существенно различаются. Таким образом, различаются и принципы построения налоговых систем.
Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» констатирует общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налога, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Таким образом, налоги демонстрируют обязанности всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Именно поэтому налоги являются важным звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Еще до принятия 1 части НК в РФ в соответствии с ее территориальным устройством была сформулирована трехуровневая система налогообложения:
С 1 января 2005 года система налогообложения ведется исключительно на основании НК.
Федеральные налоги и сборы – налоги и сборы, установленные НК и обязательные к уплате на всей территории РФ.
В настоящее время к федеральным налогам относятся следующие налоги:
а) НДС;
б) акцизы;
в) налог на доходы предприятий;
е) налог на операции с ценными бумагами;
ж) таможенные пошлины;
з) платежи за пользование природными ресурсами;
к) ндфл;
л) налоги, служащие источниками, образующие дорожные фонды;
м) государственная пошлина;
н) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
Все доходы от НДС, акцизов, налога на доходы предприятия, налога на операции с ценными бумагами, таможенных пошлин поступают в федеральный бюджет. НДФЛ и налоги служащие источниками образующие дорожные фонды являются регулирующими доходными источниками. А доходы от данных налогов перечисляются в бюджет республики в составе РФ.
НДС, акцизы и налог на доходы предприятий определяются законами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.
К местным относятся следующие налоги:
а) налог на имущество физических лиц;
б) земельный налог;
в) регистрационный сбор с физических лиц;
г) налог
на строительство объектов
д) курортный сбор;
е) сбор за право торговли;
ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно - правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели.[23]
Ставка налогов в год не может превышать размера 3% от 12-ти установленных Законом минимальной месячной оплаты для физического лица, а для юридического лица - размера 1% от годового фонда заработной платы, рассчитанного, исходя из установленного Законом размера минимальной месячной оплаты труда. Ставки в городах и районах устанавливаются соответствующими органами государственной власти, а в посёлках и сельских населённых пунктах на собраниях и сходах жителей;
з) налог на рекламу;
и) налог
на перепродажу автомобилей, вычислительной
техники и персональных
к) сбор с владельцев собак;
л) лицензионный
сбор за право торговли винно-
м) лицензионный
сбор за право проведения
н) сбор за выдачу ордера на квартиру;
о) сбор за парковку автотранспорта;
п) сбор за право использования местной символики;
р) сбор за участие в бегах на ипподромах;
с) сбор за выигрыш в бегах;
т) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
у) сбор
со сделок, совершаемых на биржах,
за исключением сделок, предусмотренных
законодательными актами о
ф) сбор за право проведения кино и телесъёмок;[26]
х) сбор за уборку территорий населённых пунктов;
ц) сбор за открытие игорного бизнеса;
ч) налог
на содержание жилищного фонда
и объектов социально-
По объекту налогообложения, существующие налоговые платежи и сборы можно разделить на:
- налоги с доходов;
- налоги с имущества;
- налоги с определённых видов операций, сделок и деятельности;
По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.[27]
Прямые налоги - налоги на доходы и имущество. Такие налоги взимаются с каждого физического или юридического лица.
Косвенные налоги - налоги на товары и услуги. Такие налоги частично или полностью входят в состав цен на товары или услуги.
Прямые налоги проблематично переносятся на потребителя. Налоги на землю или на другую недвижимость входят в состав арендной и квартирной платы, цены сельскохозяйственной продукции, и таким образом эти налоги проще всего взимать с налогоплательщиков.
Размер косвенных налогов, которые должны платить конечные потребители зависит от степени эластичности товара и услуг, облагаемые данными налогами. Если спрос менее эластичен, то большая часть налога выплачивается потребителем. Если предложение менее эластично, то меньшая часть налога выплачивается потребителем, а большая часть оплачивается за счет прибыли.
В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
При высокой эластичности спроса повышение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.[28]
Под принципом понимается основа любого процесса, от которого не должно быть отступления и которым необходимо руководствоваться в практической деятельности. В данном случае принцип является основополагающей системы, которая позволяет охарактеризовать налоговую систему с разных сторон, анализировать ее по разным показателями и критериями в интересах оптимизации, эффективности и экономической целесообразности построения новой системы.
Количество принципов, которые легли в основу налогообложения множество, мы рассмотрим только некоторые из них, которые наиболее характерные, существенные;
Принцип однократности налогообложения означает, что каждый объект может уплачивать только налог одного вида и единожды за соответствующий период. В реальной жизни данный принцип не работает. Например, НДС и налог с продаж, представляется как косвенный налог, и таком образом дублируют друг друга, а так же уплачиваются одним объектом налогообложения.
Следующий принцип, который мы рассмотрим, это принцип всеобщности охвата налогами, такой принцип подразумает что каждый гражданин государства должен поддержать государство частью своего дохода, а именно безвозвратно передать государству часть своего дохода.
Одним из принципов налогообложения, является принцип безвозвратности отчисления части дохода субъектом налога в бюджет соответствующего территориального образования, а именно налогоплательщик отдает часть своего дохода государству безвозвратно и при этом, никаких льгот ему не предоставят взамен уплаты налога.
Принцип добровольности уплаты налога заключается в том, что он добровольно принудителен. И, таким образом, этот принцип не может быть положен в качестве принципа в систему налогообложения, хотя он и указывается в Налоговом кодексе РФ.
Принцип возвратности, имеется ввиду, что доход от уплаченных налогов должен идти на благо общества и государства. А именно обеспечение населения в виде, примером таких благ является пенсия, пособия, стипендии и т.д. Такой принцип нив коем случае не должен вредить обществу и экономическому развитию государства.
Под принципом территориальности налогообложения субъектов налога как юридических и физических лиц понимается, что налог взимается только с той части дохода налогоплательщиков, которая была получена на территории данного государства, а доходы, которые он получил вне территории данного государства, налогами не облагаются. Несмотря на это, такой принцип государствами не соблюдается.
Под принципом справедливости налогообложения субъектов налога понимается, что каждый налогоплательщик обязан оплачивать налоги только с законно установленной части дохода своего. Такой принцип не дискриминируется по отношению к субъекту налога. Принцип справедливости требует недопустимости установления дифференцированности ставок для отдельных субъектов налога, предоставления льгот некоторым налогоплательщикам или группам в зависимости от форм собственности, гражданства или место происхождения капитала или предоставления аналогичных льгот отдельным территориальным образованиям.
Под принципом социальной справедливости налогообложения по отношению к субъектам налога понимается, что для граждан, у которых большой доход, размер налога увеличивается. Такой принцип будет способствовать улучшению общего благосостояния наиболее малообеспеченной части населения государства. Одним из критериев такого принципа может выступать платежеспособность субъекта налога, то есть соразмерность взимаемых платежей реальным доходам с учетом семейного прожиточного минимума и возможностей нести налоговое бремя платежей в фонд государства.