Анализ объема производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 18:25, контрольная работа

Описание работы

Цели и задачи анализа. Основные понятия.
Анализ динамики производства и реализации продукции.
Анализ ассортимента и структуры продукции.

Файлы: 1 файл

Finance06.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Экономический анализ             6. Анализ объема производства и реализации продукции

ЛЕКЦИЯ 6. АНАЛИЗ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

6.1. Цели и задачи анализа. Основные  понятия

Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основная задача предприятия – наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией.

Основные задачи анализа объема производства и реализации продукции:

  1. оценка динамики основных показателей объема, структуры и качества продукции;
  2. проверка сбалансированности и оптимальности намечаемого вида продукции, а также оценка реальности и напряжённости производственных показателей;
  3. определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
  4. выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
  5. разработка мероприятий по освоению внутрихозяйственных резервов.

Основные показатели объема производства – товарная и валовая продукция.

Промышленной продукцией считается прямой полезный результат промышленно-производственной деятельности предприятия, выраженный либо в форме продуктов, либо в форме услуг. Продуктами предприятия являются созданные на нем изделия, детали и другие объекты, объем каждого вида которых может быть выражен в натуральных единицах (тоннах, штуках, метрах).

По стадии готовности продукты промышленного предприятия делятся на три категории:

  1. Готовым изделием для предприятия является его законченный продукт, который в пределах данного предприятия не может быть подвергнут никакой дальнейшей обработке.
  2. Полуфабрикатом называется такой продукт, который закончен производством и получил документальное подтверждение готовности и годности в пределах отдельного цеха, но должен подвергаться обработке в других цехах того же предприятия.
  3. Незавершенное производство, т. е. продукция, не завершенная производством, — это предметы труда, вступившие в производственный процесс в любом цехе, но не получившие законченного вида в пределах данного цеха.

Учет продукции предприятия может производиться в натуральном и условно-натуральном выражении, в трудовых показателях и стоимостном выражении.

Учет продукции в натуральном выражении сводится к характеристике ее в штуках, метрах, тоннах и т. д. Этот метод является основным методом учета.

Известным дополнением и развитием учета продукции в натуральном выражении является ее учет в условных натуральных единицах. Он применяется для определения общего объема производства всех разновидностей одного и того же продукта. Для этого все разновидности продукта приводятся к одной из его разновидностей, единица которой называется условным натуральным измерителем продукции. Приведение осуществляется с помощью коэффициентов на основе важнейшей характеристики полезности продукции.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объёмов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условные измерители.

Учет продукции в стоимостном выражении производится прежде всего для получения общих итогов произведенной и реализованной продукции для оценки их динамики. Объем продукции на основе денежной оценки можно представить:

  • как объем совокупной продукции всех цехов предприятия;
  • как общий объем продукции предприятия в целом;
  • как объем продукции предприятия, подлежащей реализации.

В соответствии с этим система показателей объема продукции промышленного предприятия в денежном выражении включает в себя следующие виды показателей:

  1. Валовой оборот включает в себя стоимость всех выработанных в пределах предприятия готовых изделий, полуфабрикатов и работ промышленного характера независимо от того, пошла ли продукция цеха на сторону или на дальнейшую переработку в другой цех того же предприятия. Кроме того, при цикле производства длительностью свыше двух месяцев валовой оборот учитывает объем незавершенного производства как разность остатков на конец и начало периода.
  2. Валовая продукция в отличие от величины валового оборота не включает в себя элементы повторного счета в пределах предприятия.
  3. Товарная продукция промышленного предприятия — это стоимость готовых изделий, выпущенных в данный период основными, вспомогательными и побочными цехами предприятия; стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны и для непромышленных подразделений своего предприятия.

Кроме показателей валовой и товарной продукции для оценки выполнения плана и динамики производительности труда, уровня фондоотдачи и других показателей эффективности производства применяются показатели чистой (условно чистой) и нормативно-чистой продукции. Величина норматива чистой продукции определяется исключением из отпускной цены материальных затрат, включая амортизационные отчисления. Норматив может быть также рассчитан как сумма затрат на заработную плату со всеми отчислениями во внебюджетные фонды, прочих элементов чистой продукции в комплексных расходах и прибыли. Расхождение показателей выполнения плана по объему чистой и товарной (валовой) продукции обусловлено снижением или повышением материалоемкости фактически выпущенной продукции.

Объём реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Объем реализации определяется отпускной ценой, включая НДС. Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции – связующее звено между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем производства.

Объекты анализа объема производства и реализации продукции:

-  объем производства и реализации продукции, как в целом, так и по ассортименту;

-   качество товарной продукции;

-   структура товарной продукции;

-   ритмичность производства и реализации  продукции.

6.2. Анализ динамики производства  и реализации продукции

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Этот анализ показывает, как изменился объём производства и реализации за определённое количество лет. Если темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, это свидетельствуете накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Для изучения динамики объема производства используют данные о выпуске продукции за ряд лет в сопоставимых ценах.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска (реализации) продукции можно рассчитать по среднегеометрической, средневзвешенной:

,

где Тi – темп прироста i-года к предыдущему году.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчёта, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объёму, ассортименту, качеству, а также отклонение от плана.

6.3. Анализ ассортимента и структуры  продукции.

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо не только выполнение плана по общему объему выпуска, но и по номенклатуре и в ассортименте.

Номенклатура – перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции в действующем Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП), утвержденном постановлением Госстандарта от 30.12.1993 г. № 301.

Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой, — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
  • оценку уровней конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
  • изучение жизненного цикла изделий и принятия, своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
  • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Основные причины, влияющие на невыполнение плана по ассортименту продукции рассмотрены ниже.

Внутренние причины

Внешние причины

  • недостатки в организации производства;
  • плохое техническое состояние оборудования;
  • простои;
  • аварии;
  • недостаток средств;
  • недостатки в системе управления и материального стимулирования.
  • конъюктура рынка;
  • изменение спроса на отдельные виды продукции;
  • состояние материально-технического обеспечения;
  • несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам.

 

Анализ выполнения плана по ассортименту продукции

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится либо по методу наименьшего процента, либо по методу среднего процента.

Коэффициент выполнения плана по данному изделию:

Коэффициент выполнения плана = ВП по факту / ВП по плану ´ 100%,

где ВП – выпуск продукции, рассчитанный в плановых ценах:

ВПплан(i) = Цплан(i) ´ Vплан(i),  

ВПфакт(i) = Цплан(i) ´ Vфакт(i),

где Ц(i) – цена реализации i-го изделия; V(i) – объем выпуска изделий i-го вида, шт.

Анализ выполнения плана по ассортименту продукции методом наименьшего процента:

Кмин = MIN{ Квып(i)} = 97,4%

Анализ выполнения плана по ассортименту продукции методом среднего процента:

Кср = ВПзач / ВПплан = 89 000 / 89 500 ´ 100% = 99,4%

ВПплан – плановый общий выпуск продукции:

ВПзач – общий выпуск продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту:

ВПплан = S Впплан(i);

ВПзач = SВПзач(i) ® ВПзач(i) = MIN{ВПплан(i); ВПфакт(i)}.


 

Пример

Изделие

Цена

Объем производства

Производство

% вып.

Зачет

план

факт

план

факт

А

$2,50

16 000

17 600

$40 000

$44 000

110,0%

40000

Б

$2,00

15 250

16 250

$30 500

$32 500

106,6%

30500

В

$1,90

10 000

9 737

$19 000

$18 500

97,4%

18500,3

Итого

 

41 250

43 587

$89 500

$95 000

106,1%

89000


 

Выполнение плана по структуре товарной продукции

Увеличение объёма производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению её структуры, т.е. соотношению отдельных изделий в общем объеме их выпуске.

Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства заметно влияет на все экономические показатели: объём выпуска в стоимостной оценке, материалоёмкость, стоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, объём её выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Пример

Изделие

Цена

Объем, V

УД

Выпуск продукции

план

план

факт

план

факт

план

условно

факт

А

$2,50

16 000

17 600

39%

40%

$40 000

$42 266

$44 000

Б

$2,00

15 250

16 250

37%

37%

$30 500

$32 228

$32 500

В

$1,90

10 000

9 737

24%

22%

$19 000

$20 076

$18 500

Итого

 

41 250

43 587

100%

100%

$89 500

$94 571

$95 000


 

Для проверки выполнения плана по структуре необходимо рассчитать УДплан(i) и УДфакт(i):

Информация о работе Анализ объема производства и реализации продукции