Анализ объема производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 18:25, контрольная работа

Описание работы

Цели и задачи анализа. Основные понятия.
Анализ динамики производства и реализации продукции.
Анализ ассортимента и структуры продукции.

Файлы: 1 файл

Finance06.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Удельный вес продукции данного наименования в общем объеме выпуска продукции:

Удельный вес данного изделия = ВП данного изделия / общий ВП

Далее, необходимо рассчитать условный и фактический выпуск продукции в плановых ценах по следующим формулам:

ВП условно = Ц по плану ´ УД по плану ´ V по факту

ВП по факту = Ц по плану ´ УД по факту ´ V по факту,

где V по факту – суммарный выпуск изделий в натуральном выражении.

Метод прямого счета:

DВП по структуре = S DВП по изделиям

 DВП по данному изделию = ВП по факту – ВП условно

Полученная величина DВП по структуре характеризует степень влияния фактора изменения структуры выпускаемой продукции на общее изменение объема выпуска, т.е.:

DВП по структуре = ВП по плану ´ (КВП – КV)

где

  • КV = Vфакт / V план – коэффициент выполнения плана по товарной продукции в натуральном выражении;
  • КВП = ВПфакт / ВПплан – коэффициент выполнения плана в денежном выражении.

Если КВП > КV, то в выпуске продукции увеличилась доля дорогой продукции (DВП > 0).

Если КВП < КV, то в выпуске продукции увеличилась доля дешевой продукции (DВП < 0).

Метод прямого счета является, фактически, частью метода цепных подстановок, с помощью которого можно выявить влияние и других факторов на изменение объема выпуска продукции.

Базовая модель для одного изделия:

ВП = Ц ´ УД ´ V

Расчет влияния факторов:

  1. Прирост выпуска продукции за счет объема производства: DВП1 = Ц по плану ´ УД по плану ´ DV
  2. Прирост выпуска продукции за счет структуры производства DВП2 = Ц по плану ´ DУД ´ V по факту
  3. Прирост выпуска продукции за счет цены реализации DВП3 = DЦ ´ УД по факту ´ V по факту

Конечный расчет по данному изделию:

DВП = DВП1 + DВП2 + DВП3

Конечный расчет по всем изделиям:

DВП общий = S DВП по изделиям = SDВП1 по изделиям + SDВП2 по изделиям + SDВП3 по изделиям

 

Цена

ВП1

ВП2

ВП3

Сумма

план

факт

А

$2,50

$2,60

$2 266

$1 734

$1 760

$5 760

Б

$2,00

$1,98

$1 728

$272

-$325

$1 675

В

$1,90

$1,95

$1 076

-$1 576

$487

-$13

Итого

$5 071

$430

$1 922

$7 422


 

 

 

6.4. Анализ качества  произведённой продукции

Важный показатель деятельности промышленных предприятий — качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объёма продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции — понятие, характеризующее параметрические, эксплутационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведённой продукции независимо от её вида и назначения:

  • удельный вес новой продукции в общем её выпуске;
  • удельный вес продукции высшей категории качества;
  • средневзвешенный балл продукции;
  • средний коэффициент сортности;
  • удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
  • удельный вес сертифицированной продукции;
  • удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
  • удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в развитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из её свойств:

  • полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питании);
  • надёжность (долговечность, безотказность в работе);
  • технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоёмкость, энергоёмкость);
  • эстетичность изделий.

Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объём и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.

Единый порядок систематической оценки технического уровня и качества машин, оборудования и другой техники, а также аттестации продукции по категориям качества введен в 1981 г. Существовавшая система аттестации в 1993 г. с целью приближения к международным стандартам качества заменена на систему сертификации.

Стандартизация — деятельность по установлению норм, правил, характеристик. В РФ используют ГОСТы, ОСТы (отраслевые стандарты), СТП (стандарты предприятия). Они содержат требования, по которым осуществляется сертификация.

Сертификация—деятельность, направленная на поддержание соответствия по установленным требованиям. В РФ существуют общие правила по проведению сертификации. После проведения сертификации выдаётся сертификат (документ соответствия требованиям)

Стандарты сертификатов следующие:

  1. ИСО 9000 — содержит описание эталонов 3-х моделей качества, предупреждения дефектов продукции как на стадии разработки, так изготовления;
  2. БИП — бездефектное изготовление продукции;
  3. КСУКП — комплексная система управления качеством продукции.

Анализ качества по этой системе осуществляется поэтапно. Сначала определяется удельный вес продукции со знаком качества, а потом определяется продукция по категориям.

Продукция 1-й категории – продукция определённых полезных качеств, но ниже мировых стандартов;

Продукция 2-й категории, используемая в промышленности, но не соответствующая мировым стандартам.

Продукция, оцениваемая по 2-й категории, подлежит снятию с производства. Там, где продукция не оценивается по категориям качества, используется показатель сортности.

Сортность - тоже характеризует качество, но для определённых отраслей.

При определении сортности используют ГОСТы и ОСТы и определяют коэффициенты сортности, подтверждая уровень качества.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются следующие показатели:

  • доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объёме производства;
  • средний коэффициент сортности;
  • средневзвешенная цена в сопоставимых условиях.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;

б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.

Средний коэффициент сортности:

а) по плану: КС план = ВПплан / ВПплан*

ВПплан – плановый выпуск продукции; ВПплан* – плановый выпуск продукции при условии реализации всей продукции по цене I сорта.

б) по факту: КС факт = ВПфакт / ВПфакт*

ВПфакт – фактический выпуск продукции; ВПфакт* – фактический выпуск продукции при условии реализации продукции по цене I сорта.

Пример

Сорт

Цена

Выпуск

Выручка по ценам I и II сорта

Выручка по цене I сорта

план

факт

план

факт

план

факт

I

$1,2

10 450

11 200

$12 540

$13 440

$12 540

$13 440

II

$0,8

4 800

5 050

$3 840

$4 040

$5 760

$6 060

Итого

 

15 250

16 250

$16 380

$17 480

$18 300

$19 500


 

Плановые потери от низкого качества = $18 300 - $16 380 = $1 920

Коэффициент сортности по плану = $16 380 / $18 300 = 89,5%

Фактические потери от низкого качества = $19 500 - $17 480 = $2 020

Коэффициент сортности = $17 480 / $19 500 = 89,6%

Выполнение плана по качеству:

КПК = КС факт / КС план = 89,6% / 89,5% = 100,15%

Задачи анализа качества продукции:

  • изучение динамики перечисленных показателей;
  • выполнение плана по их уровню;
  • причины их изменения и оценка выполнения плана по уровню качества продукции;
  • определение влияния качества на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (DТП), выручку от реализации продукции (DВР) и прибыль (DП):

Изменение объема выпуска товарной продукции в стоимостном выражении:

DТП = DЦСОРТ´VВПФАКТ

где DЦСОРТ — изменение средней цены продукции вследствие изменения сортового состава:

DЦСОРТ = SDУД(k)´ЦПЛАН(k),

где ЦПЛАН(k) – плановые цены на продукцию k-го сорта; DУД(k) – изменение удельного веса продукции k-го сорта в общем объеме выпуска продукции (в натуральном выражении).

VВПФАКТ – фактический объем выпуска продукции в натуральном выражении;

Изменение объема реализации товарной продукции в стоимостном выражении:

DВР = DЦСОРТ ´ VРПФАКТ

где VРПФАКТ – фактический объем реализованной продукции в натуральном выражении.

Изменение объема прибыли предприятия:

DП = (DЦСОРТ – DССОРТ) ´ VРПФАКТ

где DССОРТ – изменение средней себестоимости продукции вследствие изменения сортового состава:

DССОРТ = SDУД(k)´СПЛАН(k),

где СПЛАН(k) – плановая себестоимость продукции k-го сорта.

Брак – косвенный показатель качества продукции – делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии), и внешний (выявленный потребителем). Выпуск бракованной продукции ведёт к повышению себестоимости изделия, уменьшению объёма товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака (см. табл. 6.7).

Таблица 6.7 Динамика брака продукции

№ п/п

Показатели

Тыс. руб.

1

Себестоимость забракованной продукции

620

2

Расходы по исправлению брака

90

3

Стоимость брака по цене возможного использования

210

4

Сумма удержаний с виновных лиц

100

5

Потери от брака (п.1+ п.2 – п.3 – п.4 )

400


Для определения потерь товарной продукции необходимо потери от брака умножить на фактический уровень рентабельности.

Изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основные причины понижения качества продукции: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства и др.

 

6.5. Анализ конкурентоспособности  продукции

Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая отличает ее от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

  • техническим (свойства товара, область его применения и назначения);
  • эстетическим (внешний вид товара);
  • эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);
  • нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);
  • экономическим (уровень цен на товар, сервисное обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).

Методика анализа конкурентоспособности продукции показана на рис. 1.1.

Для оценки конкурентоспособности продукции по этой методике необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции.

Единичный показатель (g) отражает процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта-конкурента (Рт), принимаемого за 100%:

g = P / P100 ´ 100%

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (gi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем:

G = S ai ´ gi

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (GТ) к групповому показателю по экономическим параметрам (GЭ):

I = GT / GЭ

Если I < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.

Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно определить долю рынка, контролируемую данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше - низкой.

Информация о работе Анализ объема производства и реализации продукции