Анализ оптового товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Оптовая торговля - вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием

Содержание работы

Введение 4
1 Оптовая реализация товаров как объект анализа хозяйственной деятельности 7
1.1 Экономическая сущность, закономерности развития и резервы роста оптового товарооборота 7
1.2 Источники информации и показатели оценки товарооборота оптовой торговой организации 12
1.3 Организационно-экономические особенности деятельности торговой организации 16
2 Анализ оптового товарооборота 20
2.1 Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота по общему объему, составу и структуре 20
2.2 Факторный анализ оптового товарооборота 27
2.3 Выявление и обобщение упущенных возможностей и прогнозных резервов роста оптового товарооборота 35
2.4 Проведение множественного корреляционно-регрессионного и прогнозного анализа оптового товарооборота и разработка рекомендаций по использованию информационных технологий 37
Заключение 43

Файлы: 1 файл

5глава 1.docx

— 41.66 Кб (Скачать файл)

Развитие  рыночных отношений делают объективной  необходимостью перенос центра тяжести  аналитической работы в торговле на потоварный уровень анализа оптовой реализации товаров, переход к систематическому изучению спроса и его удовлетворения в каждом торговом предприятии. При чем анализ процесса реализации конкретных товаров лежит в основе дальнейшего анализа хозяйственной деятельности предприятия торговли: изучения по товарной издержкоемкости и доходоемкости, объема и структуры товарных запасов, товарообороачиваемости, эффективности использования оборотных средств, структур дохода и возможностей его увеличения.

Из числа  важнейших задач оперативного экономического анализа выделяются:

а) изучение стабильности реализации товаров, организация  бесперебойной продажи товаров достаточного ассортимента;

б) изучение причин, вызывающих отклонения от запланированных  параметров реализации, товарных запасов, расходов на осуществление торгово-хозяйственной  деятельности, дохода магазина;

в) обоснование  оптимальных оперативных управленческих решений по ликвидации и локализации  негативных и закрепления  положительных  тенденций, немедленному использованию  выявленных резервов роста товарооборота, дохода и сокращения издержек обращения;

Основными задачами анализа оптового товарооборота  являются:

  • проверка степени выполнения плана товарооборота, удовлетворение спроса на отдельные товары.
  • количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику оптового товарооборота.
  • выявление путей и возможностей роста товарооборота, повышение качества обслуживания покупателей.
  • разработка мер по устранению недостатков в торговле и повышению эффективности товарных и трудовых ресурсов, материально-технической базы торговли, улучшения торговой деятельности.

В процессе анализа устанавливается, как удовлетворяется  спрос на товары, как торговые предприятия  и организации улучшают структуру  товарооборота.

Фактический объем оптовой реализации в продажных  ценах  показывается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». [6, с. 225-227].

Различают следующие показатели оптового товарооборота:

  • оптовая реализация товаров;
  • поступление товаров в оптовые организации;
  • товарные запасы в оптовом звене на начало и конец периода.

Показатели  оптового товарооборота находятся  в балансовой увязке, имеющей, как правило, развернутую и сокращенную формы. При этом показатель оптовой реализации учитывается по общему объему и в ассортименте. С целью обеспечения сопоставимости анализа с розничным оборотом зоны обслуживания анализ и планирование оптового товарооборота и его показателей осуществляется в свободных розничных ценах.

Для правильного  определения оптового товарооборота  в качестве объекта анализа необходимо четко знать его состав. Не правильное определение объема оптового товарооборота приведет к искажению отчетных  данных, налогооблагаемой базы, статистических данных. В связи с тем, что в данной работе оптовый товарооборот рассматривается именно как объект анализа хозяйственной и финансовой деятельности, необходимо четко определить, что согласно нормативным документам следует включать в оптовый товарооборот .

Основными показателями оптового товарооборота  являются его объем и состав. Объем товарооборота представляет собой сумму проданного товара за соответствующий период времени (месяц, квартал, год).

Ассортиментный  состав проданных товаров по группам  или отдельным товарным наименованиям  характеризует структуру оптового товарооборота и служит его качественной характеристикой.

Для целей  статистического наблюдения оптовый  товарооборот учитывается по отгруженным  товарам в фактических отпускных  ценах организаций, включая налог  на добавленную стоимость, акцизы и  прочие налоги, а также торговую наценку, входящие в отпускную цену товара, независимо от того, произведен расчет с поставщиками за эти товары или нет.

Юридические лица и их обособленные подразделения  всех форм собственности, осуществляющие оптовую торговлю товарами несобственного производства как основной вид деятельности, составляют Отчет по форме № 1-опт, который заполняется за полугодие  и год нарастающим итогом с  начала года согласно Инструкции по заполнению государственной статистической отчетности о деятельности предприятий оптовой торговли (форма № 1-опт) (утверждено Постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 04.07. 2003 г. № 69).

В объем оптового товарооборота входит: стоимость товаров, отгруженных на внутренний рынок республики; стоимость товаров, отгруженных на экспорт; стоимость товаров, отгруженных по товарообменным (бартерным) операциям; стоимость товаров, отгруженных в обмен на предоставленные работы, услуги.

В объем  оптового товарооборота не входит: стоимость товаров, отпущенных для переработки на собственном производстве,  а также на внутрихозяйственные нужды организации; стоимость товаров, а также продукции собственного производства, отпущенных организацией в собственную розничную сеть (структурным подразделениям); стоимость товаров, отпущенных на давальческих условиях в другие организации для промышленной переработки или доработки; стоимость товаров для закладки в государственный резерв; стоимость тары, проданной с товаром, на которую установлены залоговые цены.

Стоимость возвращенных покупателем товаров, если возврат имел место, вычитается из оптового товарооборота по моменту возврата товара[6, с. 232-235].

Основными нормативно-правовыми актами регламентирующие порядок отображения и анализа  товарооборота являются:

Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте  и отчётности» 18.10.1994 № 3321-XII (с изменениями и дополнениями). Данный законодательный акт является фундаментальным для организации учёта в любой организации, в том числе занимающейся оптово-розничной торговлей.

Закон Республики Беларусь 28.07.2003 № 231-З «О торговле» (с изменениями и дополнениями). Рассматривает основные понятия, касающиеся сферы торговых отношений; виды торговли с выделением оптовой, розничной  торговли и общественного питания, особенности их организации; формы  осуществления торговли и их особенности; правила торговли и т.д.

Указ  Президента Республики Беларусь 07.03.2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже  товаров» (с изменениями и дополнениями). Определяет содержание основных понятий, касающихся посреднической деятельности, состав посредников, их права, порядок  и условия осуществления посреднической деятельности на территории Республики Беларусь. Так как исследуемая  организация широко практикует посредническую деятельность, то нормы данного законодательного акта имеют к ней прямое отношение.

Постановление Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства торговли Республики Беларусь 25.07.2000 № 143/11 «О некоторых  вопросах порядка осуществления  оптовой торговли». Рассматривает  формы совершения сделок, существенные условия договора купли-продажи, порядок  составления и представления  первичных документов по реализации в оптовой торговле, порядок осуществления  импортных сделок.

Постановление Министерства торговли Республики Беларусь 29.09.2000 № 17 «Об утверждении правил работы магазинов-складов» (с изменениями  и дополнениями). Даёт общее понятие  магазина-склада, указывает порядок  продажи в нём товаров, порядок  расчётов, учёт и отчётность в магазине-складе (ЧУП «Белкоопоптторг» руководствуется данным  актом законодательства, так как на его балансе имеется магазин-склад «Оптовик»).

Постановление Министерства статистики и анализа  Республики Беларусь 28.06.2004 № 93 «Об  утверждении формы государственной  статистической отчётности 1-опт «Отчёт о деятельности организации оптовой  торговли» и указаний по её заполнению». Перечисляются формы государственной  статистической отчётности и лица, на которых они распространяются (в том числе ЧУП «Белкоопоптторг», так как оно занимается оптовой торговлей).

Таким образом, регулирование процесса реализации, его учёта и отчётности осуществляется в законодательном порядке и  регламентируется различными нормативно-правовыми  актами в сфере товарного обращения, и исследуемая организация в  своей деятельности руководствуется  данными нормативными документами.

 

 

1.3 Организационно-экономические  особенности деятельности торговой  организации

 

 

ЧУП «Белгейтс», создано на основании решения Совета Учредителей, зарегистрировано решением № 2193 от 20.12.2003 г. Минским Горисполкомом.

Учредителями  ЧУП «Белгейтс» являются физические лица, граждане Республики Беларусь.

Форма собственности  ЧУП «Белгейтс» - частная. Величина Уставного фонда 5000000 рублей, на момент написания работы уставный фонд сформирован полностью.

ЧУП «Белгейтс» является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

ЧУП «Белгейтс» руководствуется в своей деятельности законодательством Республики Беларусь, решениями и распоряжениями Мингорисполкома.

Местонахождение ЧУП «Белгейтс» : 220030 г. Минск, ул. Гинтовта, д.20, к.1. Основным видом хозяйственной деятельности ЧУП «Белгейтс» является розничная и оптовая торговля товарами народного потребления, также другие виды деятельности, предусмотренные Уставом.

Имущество ЧУП «Белгейтс» составляют оборотные средства, внеоборотные активы, фонды, а также иные ценности, стоимость которых отражаются на балансе предприятия.

Источниками формирования имущества ЧУП «Белгейтс» являются:

  • взносы Учредителей в уставный фонд предприятия;
  • доходы от реализации своей продукции, работ и услуг;
  • доходы от оказания услуг населению;
  • иные источники, не запрещенные законодательными актами Республики Беларусь.

Чистая (после уплаты всех налогов и других обязательных платежей) прибыль, образующаяся из собственных доходов ЧУП «Белгейтс» остается в его распоряжении и распределяется в соответствии с решениями Совета Учредителей.

Управление  ЧУП «Белгейтс» осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Уставом на основе сочетания прав и интересов работников предприятия и его Учредителей.

Возглавляет ЧУП «Белгейтс» директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности решением Совета Учредителей. Директор руководит деятельностью ЧУП «Белгейтс»; без доверенности действует от имени ЧУП «Белгейтс», представляя его интересы во всех организациях, учреждениях, предприятиях; осуществляет управление финансово-хозяйственной деятельность предприятия.

Внешний контроль за деятельностью ЧУП «Белгейтс» осуществляется при помощи аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятии, которая проводится по инициативе Учредителей, а также при помощи иных контрольно-ревизионных мероприятий, которые проводятся уполномоченными на то органами (налоговые органы, КРУ).

Основные  показатели финансово-хозяйственной  деятельности по ЧУП «Белгейтс» за 2009 и 2010 гг. представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Основные экономические показатели финансово-хозяйственной  деятельности ЧУП «Белгейтс» за 2009 – 2010 гг.

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Отклонение, 2009-2008гг.

Отклонение, 2010-2009гг.

Цеп. темп роста 2009/

2008гг.

Цеп. темп роста 2010

/2009гг.

1

2

3

4

5

6

7

8

Товарооборот оптовый в действующих  ценах, млн.руб.

1889

2260

2669

371

409

119,6

118,1

Товарооборот оптовый в сопоставимых ценах, млн.руб.

1889

2134

2473

245

339

113,0

115,9

Выручка от реализации без налогов, млн р.

2178

2260

2669

82

409

103,8

118,1

Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг, млн. р.

1847

1888

2224

41

336

102,2

117,8

  Расходы на реализацию, млн. р. 

308

347

421

39

74

112,7

121,3

Уровень расходов, %

16,3

15,4

15,8

-0,95

0,42

94,2

102,7

     

Продолжение таблицы 1.1

1

2

3

4

5

6

7

8

Прибыль (убыток) от реализации, млн. руб,

23

25

24

2

-1

108,7

96,0

Прибыль (убыток) от операционных доходов  и расходов, млн. руб.

1

1

3

0

2

100,0

300,0

  Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, млн. руб.

 

-

-1

       

Прибыль (убыток) отчетного периода, млн. руб.

 

26

25

26

-1

 

96,2

Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли, млн. руб.

9

10

13

1

3

111,1

130,0

Чистая прибыль (убыток), млн. руб.

15

16

12

1

-4

106,7

75,0

Рентабельность продаж (стр.5/стр.2), %

1,056

1,106

0,899

0,050

-0,207

104,7

81,3

Информация о работе Анализ оптового товарооборота