Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 14:16, курсовая работа
Однако при этом главной целью является оценка финансово–хозяйственной деятельности организации относительно будущих условий существования.
Финансовый анализ как метод познания экономических процессов и явлений занимает важное место в системе управления предприятием. Его основными функциями являются:
- объективная оценка финансового состояния объекта анализа;
- выявление факторов и причин достигнутого состояния;
- подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений;
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Состав и значение отчета о прибылях и убытках в России и в
международной практике
Значение и целевая направленность отчета о прибылях и убытках……5
Модели построения отчета о прибылях и убытках в российской и международной практике…………………………………………………8
Порядок формирования и классификация доходов и расходов в отчете о прибылях и убытках………………………………………………………13
Глава 2. Методы анализа отчета о прибылях и убытках……………………...…20
Глава 3. Анализ основных показателей отчета о прибылях и убытках
Краткая экономическая характеристика предприятия…………………23
Анализ состава и динамики прибыли ОАО «МонтажСервис»……..…24
Факторный анализ прибыли ОАО «МонтажСервис»………………….29
Анализ показателей рентабельности ОАО «МонтажСервис»………...33
Анализ с помощью эффекта операционного рычага…………………..35
Заключение…………………………………………………………………………41
Список использованной литературы………………………………
Уровень рентабельности совокупного капитала
Показатели |
Базисный период |
Отчетный период |
Отклонение (+;-) |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. Среднегодовая стоимость совокупного капитала, всего, тыс. руб. В том числе: а)внеоборотные активы (арендованные основные средства) б) текущие (оборотные активы) Уровень рентабельности совокупного капитала, % |
94
7281
6709
572
1,3
|
82
7681
6600
1081
1,1 |
-12
400
-109
509
-0,2 |
Предприятие с каждого рубля совокупного капитала (активов) за отчетный год получило 1,1 копеек прибыли против прибыли 1,3 копеек в прошлом периоде.
Уровень рентабельности совокупного капитала находится в прямой пропорциональной зависимости от изменения суммы прибыли и в обратной - от изменения остатков долгосрочных, нематериальных и оборотных активов. Влияние этих факторов на рентабельность совокупного капитала можно измерить приемом цепных подстановок. Для этого предварительно определяют условный уровень рентабельности совокупного капитала при сумме прибыли базисного периода и среднегодовых остатках долгосрочных, нематериальных и текущих активах отчетного периода: 94/7681*100=1,2%. Затем из условного уровня рентабельности совокупного капитала вычитают базисный, и в результате определяют влияние на его размер изменения остатков хозяйственных ресурсов (активов). Если из уровня рентабельности отчетного периода вычесть условный, определим влияние на его размер изменения суммы прибыли. Увеличение среднегодовых остатков долгосрочных арендованных и оборотных активов на 400 тыс. руб. привело к увеличению уровня убыточности на 0,1% (1,2-1,3), а уменьшение суммы прибыли на 12 тыс. руб. понизило уровень рентабельности на 0,1% (1,1-1,2).
3.5. Анализ с помощью эффекта операционного рычага
Главной целью предпринимательской деятельности является прибыль предприятия. Она служит критерием эффективности деятельности предприятия и основным внутренним источником формирования его финансовых ресурсов. Формирование и управление прибылью является основой бизнеса. Величина прибыли и затрат, связанных с производством и реализацией, зависит от объемов деятельности предприятия. Изменения этих величин во взаимосвязи с объемами деятельности отслеживает управленческий учет. Составной частью управленческого учета является операционный анализ, который и изучает зависимость финансового результата от объемов производства, реализации и издержек производства. Такой анализ называют также анализом “Издержки - Объем – Прибыль” (“Costs - Volume – Profit”). Операционный анализ позволяет выявить зависимость прибыли от издержек, цен, объема реализации, а также определять оптимальные пропорции между постоянными и переменными издержками производства, степень предпринимательского риска. В операционном анализе используют различные методы:
Операционный рычаг позволяет определить, как сильно изменяется прибыль при тех или иных изменениях объема реализации. Анализ безубыточности проводят с целью определения объема производства, при котором обеспечивается покрытие расходов предприятия. Также анализ безубыточности проводится с целью выявления оптимального для предприятия объем производства и темпов его развития, что важно для обеспечения платежеспособности и безубыточности предприятия. Запас финансовой прочности показывает, насколько предприятие может снизить выручку от реализации своей продукции, обеспечивая при этом финансовую устойчивость предприятия. Анализ чувствительности предполагает отслеживание того, как изменяется прибыль в ответ на изменения одного из параметров при условии, что другие останутся неизменными. Известно, что операционная прибыль зависит от объема реализации, себестоимости реализованной продукции (работ, услуг), соотношения постоянных и переменных издержек в себестоимости. Анализ чувствительности позволяет выявить, что произойдет с прибылью, если объем сбыта снизится, например на 10%, или если снизится себестоимость единицы продукции (работ, услуг), или если переменные затраты составят 60% выручки от реализации, и т.д. Все выше названные элементы анализа связаны с понятием валовая маржа. Валовая маржа показывает результат от реализации продукции за вычетом переменных затрат. Как известно, затраты предприятия подразделяются на условно-постоянные и переменные. К условно-переменным расходам относятся транспортные издержки, расходы на оплату труда, подработку, упаковку и хранение товаров, проценты за пользование кредитами и займами, потери товаров при перевозке, хранении и реализации в пределах норм, расходы на тару, отчисления на социальные нужды, налоги, отчисления и т.д. Условно-постоянные издержки включают расходы на аренду, содержание, амортизацию и ремонт основных средств, износ санитарной одежды, столового белья, быстроизнашивающихся предметов, затраты на торговую рекламу и частично статью «Прочие расходы». Валовая маржа покрывает постоянные расходы предприятия и обеспечивает формирование прибыли предприятия. Расчет валовой маржи ОАО “МонтажСервис ” представлен в таблице 3.11. Учитывая, что в ОАО “МонтажСервис ” применяется традиционный порядок отнесения накладных расходов на себестоимость продукции, в отчете о прибылях и убытках управленческие (условно - постоянные) расходы отражены в себестоимости реализованных предприятием услуг. Для определения валовой маржи определим размер постоянных затрат по данным синтетического учета. За отчетный период накладные расходы ОАО «МонтажСервис», включенные в себестоимость услуг, составили 440 тыс. руб. и в полном объеме коммерческие расходы, содержащие расходы по рекламе, в сумме 348 тыс. руб. Вся сумма постоянных расходов составила 788 тыс. руб. (440 + 348).
Таблица 3.11Расчет валовой маржи ОАО “МонтажСервис ” за отчетный период
Рассмотрим более подробно метод операционного рычага и порога рентабельности (анализа безубыточности). Действие методов операционного рычага и анализа безубыточности основано на характере поведения расходов: переменные расходы изменяются с изменением объема производства, так называемые постоянные расходы при этом остаются неизменными, т.е. воздействие переменных и постоянных затрат на прибыль предприятия является непропорциональным. Действие операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более интенсивному изменению прибыли. Сила воздействия операционного рычага (эффект операционного левериджа) рассчитывается по формуле: Сила воздействия операционного рычага=Валовая маржа/Прибыль, (3.8) или Сила воздействия операционного рычага = 1/1-постоянные затраты , (3.9) или Сила воздействия операционного
рычага = Кол-во единиц ´ (цена - переменные издержки) / [Кол-во
единиц ´ (цена - переменные издержки) – постоянные
издержки]. В ОАО «МонтажСервис» сила операционного рычага равна 3,1 [(1153/365) или (1/ (1 - 788/1153)) = 1/(1 - 0,68)]. Это означает, что если предприятие увеличит объем реализации, предположим, на 15%, то прибыль возрастет на 46,5% (15% ´ 3,1). В то же время сокращение объема реализации, например, на 10%, приведет к уменьшению прибыли на 31%(10% ´ 3,1). Таким образом, сила воздействия операционного рычага показывает степень предпринимательского риска. Чем больше сила операционного рычага, тем больше предпринимательский риск. Работать с высоким операционным левериджем могут предприятия, которые обеспечивают значительные объемы реализации и уверены в перспективном стабильном спросе на свою продукцию. Анализ безубыточности (порога рентабельности) можно провести, используя следующие методы:
Точку безубыточности можно рассчитать в натуральном и стоимостном выражении. Рассчитаем точку безубыточности, используя метод валовой маржи. Допустим, стоимость одного т/км для ОАО «МонтажСервис» составляет 50 рублей, переменные издержки на т/км - 35 руб. Валовая маржа на единицу пробега составит 15 рублей. То есть валовая маржа в размере 15 рублей покрывает постоянные расходы предприятия и приносит некую величину прибыли. Используя другие данные представленного выше расчета валовой маржи определим точку безубыточности или объем услуг, при котором предприятие не несет убытков, но и не получает прибыли. Объем услуг в натуральном выражении (кол-во единиц продукции) = Постоянные расходы / Удельная маржа = 788 тыс. руб. / 15 руб. = 52533 т/км. Это означает, что предприятие обеспечивает полное покрытие всех издержек при объеме услуг 52533 т/км. При этом оно не получает прибыли. Для выражения объема необходимых услуг в стоимостном выражении используют следующую формулу: Точка безубыточности
= Постоянные издержки/ Валовая маржа
в относительном выражении к
выручке В нашем примере точка безубыточности или порог рентабельности составляет 2627 тыс. руб. (788 тыс. руб. / 0,3). Для покрытия всех издержек предприятие должно реализовать услуг на сумму не менее 2627 тыс. руб. После того, как предприятие достигло порога рентабельности, обеспечивающего покрытие постоянных расходов, любое увеличение объема производства (услуг) будет обеспечивать рост прибыли. Степень роста прибыли в зависимости от объема можно определить, используя описанный выше метод операционного рычага. Разница между достигнутой выручкой и порогом рентабельности составит запас финансовой прочности предприятия. В нашем примере запас финансовой прочности составляет 1221 тыс. руб. (3848 - 2627), или 31,7% выручки. Это означает, что предприятие может выдержать снижение выручки примерно на 32% без серьезной угрозы для его финансового положения. Между величиной запаса финансовой прочности и силой воздействия операционного рычага существует обратная зависимость: чем ниже сила операционного рычага, тем выше запас финансовой прочности. Эту зависимость можно выразить формулой: Запас финансовой прочности = 1/Сила операционного рычага (3.12) Следовательно, в ОАО «МонтажСервис» запас финансовой прочности составляет 32% (1 / 3,1 = 0,32). Т.е. предприятие может снизить выручку от реализации своих услуг на 32%, обеспечивая при этом финансовую устойчивость предприятия. |
Заключение
Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.
Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.
В данной работе я провела анализ отчета
о прибылях и убытках ОАО «МонтажСервис».
Цель анализа состоит
не только и, не столько в том, чтобы установить
и оценить финансовое состояние предприятия,
но также и в том, чтобы постоянно проводить
работу, направленную на его улучшение.
Сложность сегодняшней ситуации состоит
в том, что в ОАО «Монтажсервис», как и
на многих других предприятиях, работники
бухгалтерской службы не владеют методами
финансового анализа или же владеют недостаточно.
В результате анализа
отчета о прибылях и убытках ОАО «МонтажСервис»
можно сделать следующие выводы и указать
пути финансового оздоровления:
1. Так, по отчету о прибылях и убытках ОАО “МонтажСервис ”3 можно сказать, что при чистой прибыли, полученной в отчетном году (50 тыс. руб.), предприятие имело прибыль в сумме 365 тыс. руб. от реализации услуг (основной уставной деятельности), а в предыдущем отчетному году при отсутствии чистой прибыли, ОАО «МонтажСервис» получило убыток от продаж в сумме 24 тыс. руб.. Следовательно, можно отметить положительную тенденцию в развитии организации.
2. Подводя итоги по проведенному
факторному анализу можно
3. В анализируемых периодах ОАО “МонтажСервис ” недостаточно эффективно использует имеющиеся у него активы и акционерный капитал, поскольку рентабельность его активов в отчетном году равна 0,007%, также эта величина соответствует рентабельности собственного капитала. В предыдущем же году оба показатели равнялись нулю.
Кое-где просматриваются и положительные тенденции. Рентабельность коммерческий деятельности в отчетном периоде составила 9,5% (365/3848), в предшествующем периоде коэффициент имел отрицательное значение, т.к. предприятие имело убыток от основной деятельности.
Рентабельность текущих затрат в отчетном
периоде составила 10,5% (365/(3135 + 348)), в предыдущем - минус
1,00% [(-24)/(2367 + 26)]. В первую очередь это вызвано
увеличением затрат фирмы, что безусловно
связано с общей тенденцией роста цен
на продукцию и услуги различных предприятий
(особенно в сфере коммунального хозяйства,
производства энергетических ресурсов).
Для снижения издержек
предприятия необходимо сократить коммерческие
расходы путем пересмотра организации
труда и начисления заработной платы,
подбора и расстановки персонала, приведения
численности работающих в соответствие
с реально осуществляемыми задачами.
4. Проведя анализ операционного
рычага, который позволяет определить,
как сильно изменяется прибыль при тех
или иных изменениях объема реализации
было выяснено, что в ОАО «МонтажСервис»
сила операционного рычага равна 3,1 [(1153/365).
Это означает, что если предприятие увеличит
объем реализации, предположим, на 15%, то
прибыль возрастет на 46,5% (15% ´ 3,1). В то же время сокращение объема реализации,
например, на 10%, приведет к уменьшению
прибыли на 31%(10% ´ 3,1). Таким образом, сила воздействия
операционного рычага показывает, что
степень предпринимательского риска у
данной организации не высокая. Это обусловлено
тем, что работать с высоким операционным
левериджем могут предприятия, которые
обеспечивают значительные объемы реализации
и уверены в перспективном стабильном
спросе на свою продукцию.
5. Деятельность
ОАО «МонтажСервис» не отвечает современным
требованиям, так как на предприятии отсутствует
отдел маркетинга. В связи с данным обстоятельством
можно предложить ряд мероприятий.
В первую очередь
необходимо создать отдел маркетинга,
в задачи которого будет входить изучение
и анализ внешней и внутренней среды деятельности
предприятия, разработка перспективных
направлений деятельности фирмы.
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129 – ФЗ.
2. Положение по ведению
3. Положение по бухгалтерскому
учету «Бухгалтерская
4. Приказ Министерства финансов
РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах
бухгалтерской отчетности
5.Приказ Министерства
6. Приказ Министерства финансов РФ от 18 сентября 2006 г. №116н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету».
7. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия: учебно-практическое пособие. – М.: Изд – во «Дело и сервис», 2000.
8. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / Под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. – М.: Омега – Л, 2004.
9. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия: Учеб пособие / Э.И. Крылов, В.М. Власова, М.Г.Егорова и др. – М.: Финансы и статистика, 2003.
10. Вакуленко В.В., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. – М.: Издательский дом «Герда», 2001.
11. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2001
12. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 2002.
13. Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятия ЭКМОС 2002 240с.
14. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001. 768с
15. Ларионов А.Д., Карзаева Н.Н., Нечитайло А.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект» - 2005 325с
16. Лупикова Е.В., Пашук Н.К. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие – М.: Кнорус, 2005 г. 215с
17. Патров В.В. и др. Составление
и анализ годовой
18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4 – е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание», 2002 704с.
19. Шеремет А.Д., Негашев Е.В., Сайфулин Р.С., Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА – М, 2002 208с.
Информация о работе Анализ отчета о прибылях и убытках. Зарубежная практика