Анализ отраслевого рынка с использованием концепции «Структура-поведение-результативность»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
1) изучение теоретических основ анализа отраслевых рынков, а именно:
- методологии изучения отраслевых рынков;
- классификации рыночных структур;
- основных характеристик рыночных структур.
2) основанный на статистических данных практический анализ структуры рынка туристических услуг Республики Башкортостан.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….с.3
Глава I. Методологическая модель «структура-поведение-результативность»……………………………………………………………с. 5
Глава II. Классификация рыночных структур………………………..с. 8
Глава III. Основные характеристики структуры рынка
§1. Рыночная концентрация и монопольная власть………………….с. 16
§2. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка………………………с. 19
Глава IV. Анализ рынка туристических услуг в Республике Башкортотостан………………………………………………………………..с.26
Заключение………………………………………………………………с.32
Список использованной литературы ………………………………..с. 34
Список использованных источников…………………………………с.34
Интернет-ресурсы………………………………………………………с.35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Совершенной монополией называют такую структуру рынка, когда существует единственный продавец и множество покупателей. Монополист, обладая рыночной властью, осуществляет монополистическое ценообразование, исходя из критерия максимизации прибыли. Как и совершенная конкуренция, совершенная монополия имеет ряд существенных допущений.

1. Отсутствие совершенных заменителей. Повышение цены монополистом не приведет к потере всех покупателей, так как у покупателей нет полноценной альтернативы продукции, производимой монополистом. Однако монополист должен учитывать существование более или менее близких, хотя и несовершенных, заменителей своей продукции, производимых другими производителями. В этой связи кривая спроса на продукцию монополиста имеет падающий характер.

2. Отсутствие свободы входа на рынок. Рынок совершенной монополии характеризуется наличием непреодолимых барьеров входа, в числе которых можно выделить:

  • наличие у монополиста патентов на продукцию и используемые технологии;
  • существование правительственных лицензий, квот или высоких пошлин на импорт товаров;
  • контроль монополистом стратегических источников сырья или других ограниченных ресурсов;
  • наличие существенной экономии от масштаба производства;
  • высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков (локальных монополий);
  • проведение монополистом политики недопущения на рынок новых продавцов.

3. Одному продавцу противостоит большое количество покупателей. Совершенный монополист обладает рыночной властью, проявляющейся в том, он диктует свои условия множеству независимых друг от друга покупателей, извлекая при этом максимальную для себя прибыль.

4. Совершенная информированность. Монополист обладает полной информацией относительно рынка своей продукции.

В зависимости от видов  барьеров, препятствующих входу новых  фирм на рынок монополии, принято  выделять следующие виды монополии:

1) административные монополии,  обусловленные существованием значительных административных барьеров входа на рынок (например, государственное лицензирование);

2) экономические монополии,  обусловленные осуществлением монополистом  политики недопущения новых продавцов  на рынок (например, хищническое  ценообразование, контроль над стратегическими ресурсами);

3) естественные монополии,  обусловленные существованием значительной  экономии от масштаба производства  по отношению к размерам рынка.

Монопольная структура  рынка в условиях максимизации прибыли  монополистом ведет к ограничению объемов производства и завышению цен, что рассматривается как потеря общественного благосостояния. При этом функционирование монополии, как правило, связано с существованием так называемой Х-неэффективности, проявляющейся в превышении реальных издержек на производство продукции уровня минимальных издержек. Причинами подобной неэффективности монопольного производства могут выступать, с одной стороны, нерациональные методы хозяйствования, вызванные отсутствием или слабостью стимулов к повышению эффективности производства, с другой стороны, неполное извлечение экономии от масштаба производства в связи с неполной загруженностью производственных мощностей, в связи с ограничением объемов производства при максимизации прибыли.

Вместе с тем существование монополии в ряде случаев имеет свои достаточно весомые плюсы. Например, у монополии за счет реализации имеющейся рыночной власти, появляются дополнительные собственные средства, которые монополия может использовать на развитие инновационной и инвестиционной деятельности, что могло бы быть недоступно при другой структуре рынка. В случае значительной экономии от масштаба производства относительно размеров рынка существование одного крупного предприятия экономически более оправдано, чем существование нескольких меньших по размеру, так как одно предприятие сможет производить продукцию при значительно меньших издержках, чем несколько. Предприятие-монополист характеризуется более устойчивым положением на рынке, чем в любой другой рыночной структуре, при этом масштабы деятельности увеличивают его инвестиционную привлекательность, что позволяет при меньших затратах привлекать требующиеся для развития финансовые ресурсы.

Олигополия – это такая форма отраслевой организации, когда на рынке действуют несколько достаточно крупных фирм, обладающих определенной рыночной властью и вынужденных учитывать присутствие и особенности поведения других фирм.

Для олигополии характерны следующие основные признаки:

1) на рынке функционирует несколько фирм, из которых, по крайней мере, одна является достаточно крупной, чтобы ее действия влияли на общее состояние рынка и приводили к ответной реакции со стороны других фирм;

2) кривая остаточного спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому для увеличения объема продаж фирмы вынуждены снижать цену на свою продукцию;

3) на рынке действуют  барьеры входа и выхода, вследствие, например, эффекта масштаба, лицензирования  деятельности, необходимости использования  в производстве запатентованных  технологий, контроля над стратегическими ресурсами.

Особенности олигополистической структуры предполагают изменение  поведения фирм по сравнению с  совершенно конкурентной и монопольной  структурами рынка – поведение  становится стратегическим.

Другой моделью рынка  с дифференциацией продукции является модель монополистической конкуренции. Понятие монополистической конкуренции было введено Э. Чемберлином в 1933 г.

Монополистическая конкуренция имеет место тогда, когда множество продавцов конкурирует между собой с целью продажи дифференцированного продукта на рынке, на котором возможно появление новых продавцов.

Для рынка монополистической  конкуренции характерны следующие основные признаки:

1. Товар каждой фирмы, присутствующей на рынке, является несовершенным заменителем товаров данного типа реализуемого другими фирмами, то есть продаваемые на рынке товары различимы как по цене, так и по другим характеристикам.

2. На рынке имеется относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не бесконечно малую, долю общего рыночного спроса на данный тип товара.

3. Продавцы на рынке не учитывают возможную реакцию своих конкурентов при определении цены и объемов производства, поскольку изменение цены одной фирмой оказывает лишь незначительное влияние на спрос любой другой фирмы. Как следствие, маловероятно, что какой-нибудь отдельный конкурент понесет значительные потери своей доли на рынке из-за уменьшения  цены какой-нибудь отдельной фирмы.

4. Отсутствие барьеров входа. Выгодная конъюнктура на рынке с монополистической конкуренцией привлечет новых продавцов. Однако в реальной жизни вход на рынок дифференцированного продукта, как правило, затруднен, поскольку новые продавцы сталкиваются с необходимостью продвижения своей торговой марки для увеличения объемов продаж. Поэтому существующие фирмы с устоявшейся репутацией могут сохранять свое преимущество над новыми производителями.

 

ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРУКТУРЫ РЫНКА

 

§1. Рыночная концентрация и монопольная власть.

Концентрация продавцов  отражает относительную величину и количество фирм, действующих в отрасли. Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке чем меньше отличаются они друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации. Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Результат самостоятельного выбора фирмой объема выпуска и цены продукции определяется ответной реакцией действующих на рынке конкурентов. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее пойдут они на сотрудничество. Поэтому можно предположить, что чем выше уровень концентрации, тем менее конкурентным будет рынок.

Можно выделить следующие основные показатели, позволяющие измерять уровень концентрации продавцов на рынке:

Индекс концентрации (concentration ratio) измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

Ck = Σ Yi, i =1, 2...k,

где Yi - размер фирмы (например, рыночная доля);

k - количество фирм, для  которых рассчитывается показатель.

Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм, на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции.

Однако информация, которую  дает нам индекс концентрации, далеко не достаточна для характеристики рынка. Показатель индекса концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. С этой особенностью индекса концентрации связана возможная неточность при его использовании.

Индекс  Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index) Определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:

где n – число фирм-продавцов, действующих на рынке.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 (в случае совершенной конкуренции) до 1 (в случае монополии). Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.

Основным преимуществом данного показателя является его чуткая реакция на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке, кроме того, индекс Херфиндаля-Хиршмана предоставляет сопоставимую информацию о возможности фирм влиять на рынок в условиях разных рыночных структур.

Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана можно связать с показателем дисперсии долей фирм на рынке:

HHI = n σ2 + 1/n, где σ2 – дисперсия рыночных долей.

Подобное представление дает возможность разграничить влияние на индекс Херфиндаля Хиршмана числа фирм на рынке и распределения рынка между ними (через показатель дисперсии рыночных долей).

Благодаря своим преимуществам  с 1982 года индекс Херфиндаля-Хиршмана служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики США.

Индекс энтропии

Показывает среднюю  долю фирм, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины:

.

Индекс  энтропии представляет собой показатель, обратный концентрации: чем выше показатель энтропии, тем ниже концентрация продавцов на рынке, и наоборот, чем выше показатель энтропии, тем ниже возможности продавцов влиять на рыночную цену. Для сравнения показателей энтропии на разных рынках часто используют относительный показатель энтропии:

 

Дисперсия рыночных долей 

Этот показатель используется для измерения степени неравенства  размеров фирм, действующих на рынке.

, где  – средняя рыночная доля.

   Кроме показателя дисперсии может использоваться также показатель дисперсии логарифмов рыночных долей:

Показатель дисперсии  рыночных долей отражает неравномерность распределения рыночных долей между фирмами. Чем больше неравномерность распределения долей, тем, при прочих равных, условиях более концентрированным является рынок.

Однако дисперсия не дает характеристику относительного размера фирм; для  рынка с двумя фирмами одинакового  размера и для рынка со 100 фирмами одинакового размера дисперсия в обоих случаях будет одинакова и равна нулю, но уровень концентрации будет, очевидно, различным. Поэтому дисперсию можно было бы применять как вспомогательный показатель для оценки неравенства в размерах фирм.

Индекс Джини представляет собой отношение площади, ограниченной фактической кривой Лоренца и кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения рыночных долей к площади треугольника, ограниченного кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения долей и осями абсцисс и ординат. Таким образом, чем выше индекс Джини, тем выше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами, а значит и выше уровень концентрации на рынке. Индекс Джини также как и предыдущий показатель дисперсии не лишен недостатков. Первый обусловлен тем, что этот показатель характеризует только неравномерность распределения рыночных долей, но не учитывает степень концентрации. Второй связан с трудоемкостью его подсчета.

В условиях открытой экономики  и либерализации внешней торговли иностранная конкуренция играет роль фактора, понижающего уровень концентрации в отрасли и монопольную власть отечественных производителей на рынке. Напротив, наличие устойчивого канала экспорта для отечественных производителей понижает уровень их конкуренции на внутреннем рынке, создает возможности эффективной ценовой дискриминации и приводит к повышению цен – а, следовательно, и монопольной власти - на внутреннем рынке.

На рынках со значительным импортом/экспортом показатели концентрации, вычисленные без учета иностранной конкуренции на основе долей отечественных производителей в объеме продаж на внутреннем рынке, могут не отражать реальную картину - могут переоценивать либо недооценивать наличие и уровень концентрации и рыночной власти. Поэтому все показатели концентрации для таких рынков надо корректировать на величины импорта и экспорта.

Информация о работе Анализ отраслевого рынка с использованием концепции «Структура-поведение-результативность»