Анализ отраслевого рынка с использованием концепции «Структура-поведение-результативность»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
1) изучение теоретических основ анализа отраслевых рынков, а именно:
- методологии изучения отраслевых рынков;
- классификации рыночных структур;
- основных характеристик рыночных структур.
2) основанный на статистических данных практический анализ структуры рынка туристических услуг Республики Башкортостан.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….с.3
Глава I. Методологическая модель «структура-поведение-результативность»……………………………………………………………с. 5
Глава II. Классификация рыночных структур………………………..с. 8
Глава III. Основные характеристики структуры рынка
§1. Рыночная концентрация и монопольная власть………………….с. 16
§2. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка………………………с. 19
Глава IV. Анализ рынка туристических услуг в Республике Башкортотостан………………………………………………………………..с.26
Заключение………………………………………………………………с.32
Список использованной литературы ………………………………..с. 34
Список использованных источников…………………………………с.34
Интернет-ресурсы………………………………………………………с.35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. Барьеры входа:

1) Существует целый  ряд законодательных и нормативных  актов в туриндустрии. Среди них  основными являются Федеральный  закон «Об основах туристкой  деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ, а также Государственный стандарт России 50690-2000 «Туристкие услуги. Общие требования» от 1 июля 2001 г., основное требование в котором: «туроператор и турагент должны  иметь лицензию на осуществление туристкой деятельности и сертификат соответствия оказываемых туруслуг требованиям безопасности для жизни, здоровья туристов, сохранности их имущества и охраны окружающей среды в соответствии с действующим законодательством»5.

2) Потребность в начальном капитале невысокая:

«Например, для открытия ресторана или учреждения турфирмы требуется относительно небольшой первоначальный капитал, который в основном вкладывается в переменные издержки. Однако учредители вскоре обнаруживают, что у них появилось несколько новых конкурентов»6.

Хотя этого нельзя сказать о гостиничном бизнесе  санаторно-курортных учреждениях. Здесь  велика доля постоянных издержек.

3) В качестве барьеров  входа можно было бы также  назвать наработанные  проверенные  связи и наличие опыта работы с производителями турпродукта, транспортными компаниями, наличие наработанной клиентской базы фирм-старожилов, которые составят серьёзную конкуренцию фирмам-новичкам.

Остановимся на вопросе интенсивности конкурентной борьбы, на рост которой влияют следующие факторы:

а) Темпы роста рынка  невысоки, и даже заметно снизились  по сравнению с 2005 г. и 2007 г. (см. таблицу  №2)7.

 

 

2005

2007

2008

2009

2010

2011

Число обслуженных туристов

52943

86095

78009

67313

85015

99926

Число турфирм

127

189

206

212

273

315

Число туристов, приходящееся на одну фирму

417

456

379

318

311

317


 

б) На туристском рынке степень остроты конкуренции усиливается тем, что спрос на этот вид услуги носит сезонный характер.

в) Кроме того, турагенты  в большинстве своём занимаются оказанием не просто схожих услуг. Фирмы, стремятся выделить свою услугу, подчеркивая её индивидуальность и качество через рекламу. Самой посещаемой страной из стран зарубежья является Турция (от 25% до 30% в среднем)8.

Что касается турфирм, которые  ориентированны на осуществление турагентской деятельности, связанной с выездным туризмом (за пределы Республики Башкортостан). Тут рынок достаточно насыщен и уровень конкуренции всё более усиливается.

Не нужно забывать, что внутренние ресурсы в республике мало освоены. Как на федеральном уровне, так и на региональном уровне приняты программы развития туризма. Например, Долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан» на 2012 – 2016 годы. Идеи, связанные с развитием въездного туризма могут получить государственную поддержку.

В качестве барьера выхода на рынке туруслуг можно назвать психологический барьер: фирма является любимым детищем собственника, с которым ему трудно расстаться. «Особую сложность для гостиничного бизнеса представляет перелив капитала и уход с рынка. Капитал, вложенный в отели, не позволяет закрывать их даже при наличии убытков, поскольку велика доля постоянных издержек. В этой сфере существует самая острая борьба за клиентов»9.

  1. Стратегии фирм могут включать в себя создание вертикальной интеграции, которая может обеспечить фирме лидерство в издержках, активное воздействие на предпочтения потребителей посредством рекламы и маркетинговых усилий, а также усиление дифференциации предоставляемых услуг (в Республике Башкортостан одной из самых важных задач в туризме признана задача создания уникального турпродукта на основе уже имеющихся брэндов республики (кумыс, мёд)),  Фирма также может воздействовать на правительство, лоббируя через различные каналы свои интересы, защищая свои права и добиваясь желательного режима налогообложения, размеров пошлин и квот, принятия антимонопольных законов и воздействуя на другие аспекты отраслевой политики государства.
  2. В качестве субститута в данной отрасли выступают дачи и самодеятельный туризм без обращения к услугам турагентств. По данным проведённого мною исследования общественного мнения с помощью анкетирования посещение загородного дома (дачи, сада) является самым популярным видом отдыха респондентов.
  3. Ярко выражена власть поставщиков (производителей) услуг. Репутация турфирмы во многом зависит от качества отдыха, предоставляемого зарубежными партнёрами и их ценовой политики.

Власть потребителей выражается, прежде всего, в уровне их дохода. Большинство респондентов в названном выше исследовании в качестве основной причины отсутствия у них возможности санаторного и курортного отдыха указали на материальные затруднения.

Туристический рынок  Республики Башкортостан является развивающейся отраслью с растущей конкуренцией внутри отрасли. По количеству турфирм среди регионов РФ мы занимаем 3-ье место после Республики Татарстан и Челябинской области, по доходности от реализации турпутёвок на 5-ом месте после Республики Татарстан, Нижегородской, Свердловской, Челябинской областей, и по числу реализованных населению турпутёвок на 6-ом месте после Свердловской области, Республике Татарстан, Нижегородской, Челябинской, Самарской областей10. Для более успешного развития туристическим фирмам необходимо работать над улучшением качества предоставляемых услуг, нужны дифференциация продукта с внутренней интеграцией, которая будет способствовать оптимальному ценообразованию. Освоение внутренних ресурсов, создание собственного уникального продукта откроет возможности диверсификации в производстве туристических услуг.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы провели исследование структурный анализ развития рынка туристических услуг Республики Башкортостан с использованием классической модели комплексного анализа «Структура-поведение-результативность». Первые три главы курсовой работы посвящены теоретическим аспектам структурного анализа отраслевых рынков, в них раскрывается сущность выбранной для анализа методологической модели Э.С. Мэйсона и Дж. Бэйна, рассматриваются различные типы рыночных структур и их основные характеристики. Исследование в последней главе носит практический характер, в ней на основании статистических данных Башкортостанстата произведён анализ структуры рынка туристических услуг Республики Башкортостан.

Рынок туристических  услуг является растущей агрегированной отраслью экономики с растущей конкуренцией внутри отрасли. По ряду показателей Республика находится в числе лидеров среди субъектов Российской Федерации, но налицо некоторое замедление темпов роста отрасли, что может быть преодолено благодаря использованию незадействованных ресурсов для развития внутреннего туризма. Рынок монополистической конкуренции, к которой относится рассматриваемая нами отрасль, обладает необходимыми характеристиками, чтобы её потенциал был реализован в полной мере.

В настоящее время  развитие туризма в России сдерживается комплексом факторов: низким профессионализмом, высоким налогообложением, экономической  нестабильностью и т.д. Однако по прогнозам специалистов наша страна в состоянии войти в число регионов наиболее популярных среди туристов. Для успешной работы туристского бизнеса требуется осуществить значительные инвестиции в инфраструктуру отрасли, подготовить квалифицированные кадры, научить предпринимателей успешно конкурировать на этом рынке, организовать более эффективную помощь государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебник. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2008.
  2. Боголюбов В.С. Экономика туризма. Издательство «Академия», 2010.
  3. Гильмундинов В.М.  Экономика отраслевых рынков. Ч. 1. Учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008.
  4. Гильмундинов В.М.  Экономика отраслевых рынков. Ч. 2. Учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011.
  5. Дехтярь Д.М. Лицензирование и сертификация в туризме: Учеб. пособие. – Москва, Финансы и статистика, 2009.
  6. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М., 2010.

 

 

Список использованных источников:

  1. Платные услуги населению Республики Башкортостан: статистический сборник – Уфа: Башкортостанстат, 2012.
  2. Основные показатели по национальным счетам Республики Башкортостан. Статистический сборник / Башкортостанстат. Уфа, 2012.
  3. Доходы, расходы и потребление населения Республики Башкортостан. Статистический сборник / Башкортостанстат. Уфа, 2012.
  4. Комплексный сборник. Республика Башкортостан в цифрах: Статистический сборник. В 2 ч. Ч.1 Статистический сборник / Башкортостанстат. Уфа, 2012.
  5. Социально-экономическое положение Республики Башкортостан и отдельных субъектов Российской Федерации: статистическое обозрение Статистический сборник / Башкортостанстат. Уфа, 2012.
  6. Динамика цен в секторах экономики Республики Башкортостан. 2011: статистический сборник – Уфа: Башкортостанстат, 2012.

 

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт Агентства по туризму Республики Башкортостан: http://mbis.bashkortostan.ru.
  2. Сайт «Brages.ru: предприятия России»: http://ufa.bpages.ru.
  3. Сайт «Общероссийская сеть бизнес-порталов «ROSFIRM.ru»: http://ufa.rosfirm.ru/turisticheskie-uslugi-gostinitsy-puteshestviya-1539

1 Платные услуги населению Республики Башкортостан: статистический сборник – Уфа: Башкортостанстат, 2012. С. 9,18.

2 Там же. С. 20.

3 Там же. С.18.

4 Платные услуги населению Республики Башкортостан: статистический сборник – Уфа: Башкортостанстат, 2012. С.18..

5 Дехтярь Д.М. Лицензирование и сертификация в туризме: Учеб. пособие. – Москва, Финансы и статистика, 2009.

6 Боголюбов В.С. Экономика туризма. Издательство «Академия», 2010.

7  Платные услуги населению Республики Башкортостан: статистический сборник – Уфа: Башкортостанстат, 2012. С.18.

8 Платные услуги населению Республики Башкортостан: статистический сборник – Уфа: Башкортостанстат, 2012. С.19.

9 Боголюбов В.С. Экономика туризма. Издательство «Академия», 2010.

10 Платные услуги населению Республики Башкортостан: статистический сборник – Уфа: Башкортостанстат, 2012. С. 20.




Информация о работе Анализ отраслевого рынка с использованием концепции «Структура-поведение-результативность»