Специфика российских монополий
сказалась и на особенностях законодательного
регулирования их деятельности. В
капиталистических странах монополии
появились, когда уже существовали
рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать
удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие
нормы. Российское законодательство о
конкуренции разрабатывалось при сильных
монополиях и лишь формирующихся рыночных
отношениях. Поэтому западный опыт в определенной,
и достаточно значительной своей части
неприменим в российских условиях.
Безусловно, демонополизация
производства, основанного на государственной
собственности, - это долгий и сложный
процесс. Отчасти преодоление монополизма
может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического
раздела их на части. Для строительства
же новых предприятий-дублеров потребовалось
бы слишком много средств, которыми наша
страна в настоящее время не располагает.
Можно предположить, что преодоление монополизма
пойдет за счет диверсификации производства
на действующих предприятиях, которым
под силу использовать свободные мощности
(или расширять действующие) для выпуска
дефицитных товаров. В процессе формирования
рыночных отношений доля государственной
собственности постепенно сокращается,
зато развиваются различные формы индивидуальной
и коллективной собственности: индивидуальные
предприятия, товарищества с полной и
с ограниченной ответственностью, акционерные
общества открытого и закрытого типов,
кооперативы, ассоциации и др. Различные
формы собственности, функционирующие
в общей системе экономических отношений,
не могут быть изолированными друг от
друга. Преодолевая свою специфику, они
неизбежно переплетаются. На основе этого
переплетения могут возникать смешанные
формы собственности. Объективная основа
этого переплетения - взаимное дополнение
и использование тех специфических возможностей,
которые заложены в каждой из конкретных
форм хозяйствования. Так, в российских
АО сейчас сливается собственность отдельных
граждан, коллективов и государства. Создание
и развитие АО является главным путем
разгосударствления собственности.
В России на данном этапе
проблема монополизации перестает
быть чисто экономической, и все
больше становится политической. Однако,
общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно
быть политической принадлежности. И только
тогда государство в полном объеме сможет
заменить десятилетиями складывающиеся
монополии свободным и самоорганизующимся
рынком.
Список литературы:
- Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. Под ред. А. Г. Цыганова. Конкуренция и антимонопольное регулирование / Учебное пособие для ВУЗов. Москва: Логос, 1999 г. 368 стр.
- Качалин В.В. Система антимонопольной защиты общества в США / М.: Наука, 1997. С 211-223.
- Миронов В., Зимогляд В., Яковлев А. «Российский монополизм и приватизация»// Экономист 1995 год № 6.
- Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. - 1998. - №1. - с.14-30.
- Стародубровская Н. Основы антимонопольной политики. //"Вопросы Экономики" 1999г. №6.
- Чувилин Е, Дмитриева В. Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах, //Финансы и статистика, - Москва, 2001, -N 5.
- Краснова В., Матвеева А., Сюганов Ю. Работа есть работа, работа есть
всегда... // Коммерсантъ,
№ 21, 2002
- Дж.Вильсон, В.Цапелик. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики 1999 год № 11.
- В.Миронов, А.Зимогляд, А.Яковлев «Российский монополизм и приватизация»// Экономист 1997 год № 6.
- «Обуздаем ли монополии»// Российская газета 2001 года 9 июля.
- Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. – 2000
- Скрыпник В.И. Энергетика России: естественная монополия на свободе // Общество и экономика. 1999.
- http://www.lawportal.ru/script/cntHTML.asp?cntID=104519
- http://www.maprf.ru/ru/news/2003/04/14/20030414-734.shtml
- http://www.socionet.ru/files/book_ekonomika_rus_gp0675/25.xml