Содержание
Введение…………………………………………………………………………………2
1.Сущность ВТО……………………………………………………………………..…..3
2.Анализ проблем вступления
России в ВТО…………………………………………7
2.1 Проблема паритетности
условий вступления секторов
российской
экономики в ВТО…………………………………………………………………...….7
2.2 Правовые проблемы присоединения
России ВТО…………………………..…..12
2.3 Социально-экономические
последствия вступления России
в ВТО…………..20
Заключение ………………………………………………………………………….…25
Список использованной
литературы…………………………………………………26
Введение
Вступление
стран мира во Всемирную торговую
организацию (ВТО) и игра по ее правилам
- это вызовы XXI века, которые Россия
не может не принять, чтобы не потерять потенциально
конкурентоспособные отрасли нашей страны
и активизировать международное сотрудничество
с другими странами.
Актуальность
исследования. Вступление России во Всемирную
Торговую Организацию (ВТО) – один из центральных
вопросов экономической политики. Об актуальности
исследования ряда проблем, связанных
с вступлением России в ВТО говорит то,
что обсуждение данного вопроса в прессе,
а часто и среди профессионалов, фокусируется
на узком круге вопросов, связанных с выбором
конкретных условий вступления, а именно
определения тарифов и субсидий по отдельным
товарам или группам товаров.
Предмет
исследования - проблемы вступления России
в ВТО.
Объектом
исследования в данной работе является
Всемирная торговая организация, эволюция
ее деятельности, специфика функционирования,
нормы и правила ВТО.
По мнению отдельных экономистов,
вступление в ВТО приведет к гораздо более
глубоким изменениям в экономике, чем
открытие конкретных рынков, поэтому необходим
более широкий взгляд на необходимость
и последствия вступления. Именно поэтому
проблемам, возникающим как до вступления
России в ВТО, так и проблемам, которые
могут возникнуть после вступления в ВТО,
стоить уделить особое внимание .
1.
Всемирная торговая
организация (ВТО) – это международная
организация, созданная для урегулирования
торговых проблем в соответствии
с соглашением крупнейших торговых
стран мира о снижении экспортных
и импортных барьеров. ВТО начала свою
деятельность с 1 января 1995 как преемница
Генерального соглашения о тарифах и торговле
(ГАТТ)1.
Всемирная торговая
организация обеспечивает общие
институциональные рамки для
осуществления торговых отношений между
ее членами в вопросах, относящихся к соглашениям
и связанным с ними правовым документам.
Таким образом,
ВТО – это и организация, и
одновременно комплекс правовых документов,
своего рода многосторонний торговый
договор, определяющий права и обязанности правительств
в сфере международной торговли товарами
и услугами.
Правовую основу
ВТО составляют:
- Генеральное
соглашение о торговле товарами
(ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994),
- Генеральное
соглашение о торговле услугами
(ГАТС);
- Соглашение
о торговых аспектах прав интеллектуальной
собственности (ТРИПС).
Соглашения ВТО
ратифицировались парламентами всех стран-участниц.
Основной целью
ВТО является создание на основе единых
правовых норм торговой системы, при
которой предприятия стран-членов ВТО могут
торговать друг с другом на основе справедливой
и свободной конкуренции.
Правила ВТО
на первый взгляд могут показаться
сложными и запутанными, но на самом
дели они основаны на трех простых
принципах2:
Принципе наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-участников. То есть, речь идет о недискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц;
Принципе национального режима, который предполагает, что странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время в отношении услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут национальным поставщикам услуг более льготные условия деятельности на рынке;
Принципе транспарентности, который является ключевым в юридической системе ВТО. Хотя формально он закреплен только в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), этот принцип пронизывает всю систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны-члены могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Принцип транспарентности является международно-правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира.
Важнейшими функциями ВТО являются3:
контроль за выполнением
соглашений и договоренностей
пакета документов Уругвайского раунда;
проведение многосторонних
торговых переговоров между заинтересованными
странами-членами;
разрешение торговых
споров;
мониторинг национальной
торговой политики стран-членов;
техническое содействие развивающимся
государствам в рамках компетенции ВТО;
сотрудничество с
международными специализированными
организациями.
Главные задачи
ВТО - либерализация международной
торговли, обеспечение ее справедливости
и предсказуемости, способствование
экономическому росту и повышению экономического
благосостояния людей. Страны-члены ВТО
решают эти задачи путем контроля за выполнением
многосторонних соглашений, проведения
торговых переговоров, урегулирования
торговых отношений в соответствии с механизмом
ВТО, а также оказания помощи развивающимся
странам и проведения обзора национальной
экономической политики государств.
Решения принимаются
всеми государствами-участниками
обычно методом консенсуса, что является
дополнительным стимулом к укреплению
согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством
голосов тоже возможно, но в ВТО такой
практики пока не было; в рамках работы
предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные
случаи имели место.
Решения на высшем
уровне в ВТО принимает Министерская
конференция, которая собирается как минимум один раз
в два года. Первая конференция в Сингапуре
в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц
на либерализацию торговли и добавила
к существующей организационной структуре
ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся
вопросами соотношения между торговлей
и инвестициями, взаимодействия между
торговлей и политикой конкуренции, а
также прозрачностью в области государственных
закупок4 .
Подробная схема
организационной структуры ВТО
представлена в Приложении 1.
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный
совет, который отвечает за выполнение
текущей работы и собирается несколько
раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе
представителей членов ВТО, обычно послов
и глав делегаций стран-участниц.
В ведении Генерального
совета также находятся два специальных
органа:
- орган по
анализу торговой политики;
- орган по
разрешению споров.
Кроме того, Генеральному
совету подотчетны комитеты по торговле
и развитию; по ограничениям, связанным
с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Генеральный совет
делегирует функции трем советам, находящимся
на следующем уровне иерархии ВТО: Совету
по торговле товарами, Совету по торговле
услугами и Совету по торговым аспектам
прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле
товарами, в свою очередь, руководит
деятельностью специализированных
комитетов, осуществляющих контроль за
соблюдением принципов ВТО и
выполнением соглашений ГАТТ-1994 в
сфере торговли товарами.
Совет по торговле
услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения
ГАТС. В его составе находятся Комитет
по торговле финансовыми услугами и Рабочая
группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной
собственности, помимо осуществления
контроля за выполнением соответствующего
соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами
предотвращения возникновения конфликтов,
связанных с международной торговлей
поддельными товарами.
Многочисленные
специализированные комитеты и рабочие
группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением
вопросов в таких областях, как защита
окружающей среды, проблемы развивающихся
стран, процедура присоединения к ВТО
и региональные торговые соглашения5.
Секретариат ВТО,
который базируется в Женеве, имеет
около 600 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный
директор. Секретариат ВТО, в отличие от
подобных органов других международных
организаций, не принимает решений, так
как эта функция возлагается на сами страны-члены.
Основные обязанности
Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным
советам и комитетам, а также Министерской
конференции, оказывать техническое содействие
развивающимся странам, проводить анализ
мировой торговли и разъяснять положения
ВТО общественности и средствам массовой
информации. Секретариат также обеспечивает
некоторые формы правовой помощи в процессе
разрешения споров и консультирует правительства
стран, желающих стать членами ВТО.
Рабочие языки
ВТО - английский, французский и испанский.
Бюджет организации на 2008 г. составляет
163 млн. швейц. франков (около 90 млн
долларов США).
Таким
образом, подытоживая общую характеристику
ВТО как важнейшей экономико-политической
организации мирового сообщества, можно
сделать вывод, что ВТО является международной
организацией, основной целью которой
является создание на основе единых правовых
норм торговой системы, при которой предприятия
стран-членов ВТО могут торговать друг
с другом на основе справедливой и свободной
конкуренции. Каждая страна стремится
вступить в ВТО для получения определенных
экономических выгод и повышения конкурентоспособности
свои товаров.
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ
ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
2.1 Проблема
паритетности условий вступления
секторов российской экономики
в ВТО
Как очевидно
из СМИ и большого количества научных
публикаций, проблема вступления России
в ВТО стала одной из наиболее обсуждаемых
в последнее время на политических и научных
форумах, в средствах массовой информации.
В ходе этих дискуссий, как правило, высказываются
радикально противоположные мнения. Судя
по публикациям, сторонники и противники
вступления страны в ВТО подразделяются
в зависимости от их принадлежности к той
или иной отрасли экономики.
В секторах
монопольного типа, то есть в так называемых
олигархических отраслях, каковыми являются
нефтяная, газовая, металлургическая,
электроэнергетическая и частично химическая,
больше тех, кто ратует за вступление в ВТО.
Банковский сектор тоже «за», но на льготных
условиях, так как считает, что не сможет
конкурировать с зарубежными банками,
оказывающими для клиентов более разнообразные
и дешевые услуги 6.
Противниками
членства России в ВТО, в основном, являются
производящие отрасли, которые принято
называть реальными секторами экономики.
К таким отраслям, прежде всего, относятся
машиностроительный, авиастроительный
и агропромышленный комплексы. Они
слишком ослабли в ходе реформ и не в состоянии
конкурировать с зарубежными фирмами.
Однако следует учитывать, что именно
состояние этих отраслей определяет уровень
развития национальной экономики. И, если
в ходе конкурентной борьбы данные отрасли
будут развалены, Россия окончательно
превратится в сырьевую базу, потеряв шанс
занять в мировой экономике место, соответствующее
её научному, кадровому, природному и иному
материальному потенциалу.
Возможно,
со временем на «расчищенную» от российских
предприятий экономическую площадку придут
зарубежные инвесторы со всеми вытекающими
отсюда последствиями. Однако этому процессу
может помешать рост социальной напряженности
в стране, который будет усиливаться по мере
развала упомянутых ранее и других реальных
секторов экономики 7.
В спорах
по поводу вступления в ВТО противники
форсирования данного процесса обоснованно
отмечают недостаточную прозрачность
позиций российской стороны на переговорах.
Действительно, руководство страны не освещает
в должной мере условия вхождения в ВТО,
а также возможные позитивные и негативные
последствия от членства в ней. Во всяком
случае, не излагаются научно-обоснованные
аргументы, базирующиеся на конкретных
расчетах, которые убедили бы общество
в целесообразности принимаемых Правительством
России мер в данной области. Это, как минимум,
дает основание полагать, что интересы
России на переговорах с руководством ВТО
отстаиваются в недостаточной мере.