Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:51, курсовая работа
Актуальность исследования. Вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) – один из центральных вопросов экономической политики. Об актуальности исследования ряда проблем, связанных с вступлением России в ВТО говорит то, что обсуждение данного вопроса в прессе, а часто и среди профессионалов, фокусируется на узком круге вопросов, связанных с выбором конкретных условий вступления, а именно определения тарифов и субсидий по отдельным товарам или группам товаров.
Предмет исследования - проблемы вступления России в ВТО.
Введение…………………………………………………………………………………2
1.Сущность ВТО……………………………………………………………………..…..3
2.Анализ проблем вступления России в ВТО…………………………………………7
2.1 Проблема паритетности условий вступления секторов российской
экономики в ВТО…………………………………………………………………...….7
2.2 Правовые проблемы присоединения России ВТО…………………………..…..12
2.3 Социально-экономические последствия вступления России в ВТО…………..20
Заключение ………………………………………………………………………….…25
Список использованной литературы…………
Среди множества вопросов, касающихся проблемы приемлемости условий вступления России в ВТО, одним из наиболее актуальных является выбор приоритетов.
Вызвано это тем, что по правилам ВТО любая льгота, предоставленная одной стороне по какому-либо вопросу, сопряжена с необходимостью уступок в чем-то ином. Иначе говоря, если России несколько уступили, к примеру, на рынке нефтепродуктов, то от неё обязательно потребуют уступок на рынке других товаров.
В случае вступления России в ВТО, исходя из сложившихся в стране приоритетов, то есть подходов к формированию макроэкономической политики, приведших к чрезмерным межотраслевым перекосам, то экономике страны может быть нанесен очередной удар, который еще больше усугубит имеющиеся проблемы и, тем самым, обострит социально-экономический кризис.
Рассмотрим это на примере аграрного сектора, состояние которого, вследствие игнорирования его интересов, в течение длительного времени остается крайне неудовлетворительным. Так, мировой опыт показывает, что при наличии нормальных условий хозяйствования доля несостоятельных формирований аграрного сектора обычно не превышает 10-15 % 8.
Не смотря
на то, что в 2006 году сельскохозяйственные
предприятия и организации
Рис. 2.1 Удельный
вес прибыльных и убыточных
По данным Росстата, на начало 2009 года, рост сельскохозяйственных организаций, обладающих признаками банкротства, значительно увеличился, что обусловлено мировым финансовым кризисом в России (рис.2.2).
Рис. 2.2 Удельный вес прибыльных и убыточных сельхозтоваропроизводителей (2006-начало 2009г). Источник: Адуков Р. Х. Проблемы приоритетности условий в различных отраслях российской экономики // Материалы сборника «Экономика АПК: проблемы и решения». – 2007. – С. 16. Данные о 2008-начале 2009 году – Росстат.
Согласно данным, приведенных на рисунке 2.2, на начало 2009 года около 80 % сельскохозяйственных организаций обладают признаками банкротства. Это свидетельствует о том, что главная причина кризиса в отрасли – неэффективность системы государственного управления отраслью.
Глубина и большая продолжительность кризиса в аграрном секторе говорят о том, что существующая система государственного управления экономикой явно не отвечает рыночным требованиям.
Основным условием обеспечения приемлемых условий хозяйствования является наличие научно-обоснованного межотраслевого баланса. Формирование данного баланса – одна из ключевых задач системы государственного управления в области экономики. Без её решения избежать возникновения диспаритета цен практически невозможно. Диспаритет же цен, в свою очередь, неизбежно ведет к экономическому, социальному, а затем и к политическому кризису 9.
Механизм зарождения кризиса в одной отрасли и его распространения на всю экономику схематично заключается в следующем.
Известно, что кризис в аграрном секторе во многом обусловлен несправедливыми отношениями между сельскохозяйственными предприятиями и формированиями других отраслей. К примеру, пользуясь своим монопольным положением, в течение продолжительного времени банки существенно завышали стоимость кредитов, предоставляемых хозяйствам, а перерабатывающие предприятия слишком явно занижали цены на закупаемую у сельхозтоваропроизводителей продукцию. Более того, даже по таким бросовым ценам рассчитывались с хозяйствами несвоевременно, или вовсе не рассчитывались10.
Это способствовало
подрыву экономики
Затем, экономически ослабевшие сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия оказались не способными обновить свою техническую базу, снизили объемы закупок других ресурсов. Это негативно сказалось на экономике предприятий, производящих для них технику, оборудование и оборотные средства. В связи с этим цены на средства производства быстро стали расти. Многие это явление восприняли, лишь как желание машиностроительных и других предприятий увеличить свои прибыли. Однако, как показывает анализ, это не совсем так. Дело в том, что многократное снижение объемов реализации продукции вынуждает данные предприятия увеличивать цены на тракторы, комбайны, другую технику и оборудование. Иначе они не смогут возместить затраты, то есть выжить.
В конечном итоге, от кризиса в сельском хозяйстве в той или иной форме пострадали многие секторы экономики, включая торговый и банковский, а также бюджеты всех уровней. Вызвано это снижением покупательной способности населения, уменьшением средств предприятий на банковских счетах, ухудшением инвестиционной привлекательности производящих отраслей и т. д. Естественно, эти явления препятствуют росту конкурентоспособности предприятий торговли, банков. Поэтому вполне понятны опасения представителей банковского сектора, признающих свою неспособность работать на одном поле с зарубежными банками. Вместе с тем следует отметить, что в этом во многом виновны и сами банки, много лет «рубившие сук, на котором сидят» 11.
Нетрудно спрогнозировать, что вступление России в ВТО рано или поздно приведет к тому, что отечественным банкам придется вступить в конкуренцию с более сильными и гибкими зарубежными банками. В результате, по всей вероятности, многие российские банки станут банкротами.
Таким образом,
ущемление интересов одной
Анализ зарубежного, а также передового российского опыта дает основание полагать, что доля производителя в цене готового к употреблению продукта должна составлять примерно 50 % с некоторыми отклонениями, как в сторону увеличения, так и уменьшения в зависимости от глубины переработки продукции 12.
Важно отметить, что изучая проблемы обеспечения паритетности условий хозяйствования для различных секторов экономики, можно сделать вывод, что нарушение или отсутствие научно-обоснованных межотраслевых ценовых балансов является одним из основных факторов развития инфляции.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что секторы российской экономики могут выжить и развиваться только вместе, то есть, функционируя с учетом взаимных интересов. Однако это важное условие не учитывается при вступлении России в ВТО, что создает особую угрозу для российской экономики. Дело в том, что российский банковский сектор добился для себя льготных условий вступления в ВТО. А это, согласно правилам ВТО, о которых уже говорилось, автоматически потребует необходимость «сдачи», то есть ущемления интересов каких-то иных секторов российской экономии. Нетрудно спрогнозировать, что ими окажутся реальные сектора и, прежде всего, аграрный сектор. Это приведет к тому, что разбалансированность межотраслевых отношений в еще большей мере усилится. В результате условия хозяйствования аграрного и других реальных секторов экономики приобретут крайне жесткий характер.
В связи с предстоящим присоединением России к ВТО вопрос приведения Российского законодательства в соответствие с нормами и правилами этой организации является одним из самых актуальных. При этом согласно параграфа 4 статьи XVI Соглашения об учреждении ВТО, корректировки требуют не только федеральное, но и региональные законодательства, иные нормативные акты и административные решения Правительства России и ее субъектов. В первую очередь это касается вопросов государственной поддержки производства и экспорта продукции, которые, согласно требований ВТО, строго регламентированы, ограничены и должны быть транспарентными 13.
Поэтому, ко времени присоединения к ВТО, Россией и ее регионами должны быть пересмотрены действующие и приняты новые законодательные акты, регулирующие взаимоотношения в сферах применения соглашений ВТО. Часть этих актов должна быть изменена или принята вне зависимости от состояния переговорной позиции России, в первоочередном порядке.
Другая их часть может быть принята или изменена только по результатам переговоров. Это касается законодательства, регулирующего условия доступа на рынки в сфере услуг и оказания государственной поддержки российским товаропроизводителям.
Наибольшее количество проблем и претензий к российскому законодательству у членов ВТО возникает по вопросам таможенного администрирования, стандартизации, сертификации и подтверждения соответствия, применения санитарных и фитосанитарных мер, валютного регулирования и контроля, а также защиты прав интеллектуальной собственности.
В этих целях Правительство РФ своим распоряжением в редакции от 21.06.2002г. № 832-р утвердило «План мероприятий по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО». Во исполнение Плана в настоящее время приняты новые федеральные законы, выполняющие базовые требования ВТО к законодательству РФ. Это 14:
1.Таможенный Кодекс Российской Федерации №61-ФЗ от 28.05.03г. (введен с 01.01.2004)15;
2.ФЗ "О специальных, защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" от 08.12.2003 №165-ФЗ;
3.ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 №173-ФЗ;
4.ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 №164-ФЗ;
5.ФЗ "О техническом регулировании" от 24.12.2002 №184-ФЗ.
На уровне Российской Федерации по вопросам вступления страны в ВТО действуют следующие нормативно-правовые акты 16:
В таблице 2.1 представлены обобщенные данные о принятии и рассмотрении ФЗ РФ, отображающих вступление России в ВТО 17.
Таблица 2.1Ход разработки и принятия федеральных законов в областях, имеющих отношение к присоединению России к ВТО
Наименование закона |
Состояние и дата принятия |
Дата последних изменений |
ФЗ РФ «О техническом регулировании». |
Принят ГД ФС РФ 15.12.2002 |
18.07.2009 |
ФЗ РФ "О
государственной регистрации |
Принят ГД РФ 08.08.01 |
30.12.2008 |
«О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров |
Принят ГД РФ 08.12.2003 |
|
ФЗ РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" |
Принят ГД ФС РФ 13.07.2001 |
30.06.2009 |
ФЗ РФ «О внесении
изменения в статью 20 федерального
закона «Об |
Принят ГД РФ 25.06.2002 |
29.04.2008 |
ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» |
Принят ГД РФ 10.07.2002 |
нет |
ФЗ РФ «Об электронной цифровой подписи» |
Принят ГД РФ 10.01.2002 |
нет |
ФЗ РФ «О специальных
защитных, антидемпинговых и компенсацион |
Не принят |
- |
ФЗ РФ «О лицензировании экспорта и импорта товаров в Российской Федерации». |
Не принят |
- |
ФЗ РФ «Об электронной торговле». |
Не принят |
- |
ФЗ РФ «Об электронном документе |
Не принят |
Источник: самостоятельный анализ законодательства
Так, например,
обеспечение соответствия нормам и
правилам ВТО законодательства в
области применения технических
барьеров в торговле (Федеральный
закон “О техническом регулировании”
от 30.12.02 №184) должно способствовать повышению
конкурентоспособности российск
Во-первых, можно рассчитывать на упрощение процедур, связанных с ввозом и доступом иностранных товаров на рынок. Вместе с тем новое законодательство само по себе не предусматривает какое-либо нарушение баланса в обременительности процедур в пользу иностранных товаров. Предусматривается возможность более жесткого контроля за соблюдением технических требований и более жесткой ответственности за их нарушение.