Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:06, курсовая работа
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Проблемы безработицы в России" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Безработица — это явление, связанное с рынком труда. Неполная занятость характеризует такое состояние экономики, когда часть работников не занята производством товаров и услуг. Это влечет за собой недопроизводство валового национального продукта, происходит снижение уровня благосостояния населения. Безработица приводит к потере работниками квалификации и профессиональных навыков.
Введение
1. Понятие безработицы и полной занятости.
1.1 Понятие безработицы и причины её образования.
1.2 Уровень и продолжительность безработицы. Типы безработицы.
1.3 Понятие занятости. Полная занятость.
1.4 Социально экономические последствия безработицы.
2. Безработица и занятость в России.
2.1 Рынок труда в России.
2.2 Государственная политика занятости.
2.3 Перспективные оценки численности занятых и безработных .
Заключение.
Список используемой литературы .
У нас появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.
Подобные
исследования представляют
Можно предложить
развернутую классификацию
I. Социальные последствия безработицы
Отрицательные:
Положительные:
II. Экономические последствия безработицы
Отрицательные:
Положительные
Описание механизма
Глава 2: Безработица и занятость в России.
2.1 Рынок труда в России.
Важно помнить, что само понятие, появилось в нашей стране сравнительно недавно. На протяжении десятилетий трудовая политика в СССР была подчинена задаче преодоления нехватки кадров, поиска дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело, по сути, к появлению так называемой «нерациональной сверхзанятости» — к труду было привлечено чрезмерно большое количество женщин и лиц пенсионного возраста.
Затем за исторически короткое
время был осуществлен переход
от законодательно оформленной идеи
гарантированной всеобщей полной занятости
к концепции свободного рынка труда.
Формальный процесс законодательного
оформления такого перехода выглядел
следующим образом: в 1991 г. был принят закон
«О занятости населения Российской Федерации»[1],
который признал контрактную природу
трудовых отношений, отверг характерный
для социалистической экономики принцип
гарантированной занятости, легализовал
понятие безработицы. В последующие годы
были приняты закон «О коллективных договорах»
(1992 г.)[2] и серия поправок к Кодексу законов
о труде. В это же время происходил процесс
развития институциональной базы реализации
государственной политики в данной сфере.
В 1996 г. были созданы Пенсионный Фонд, Фонд
социального страхования и Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования,
тем самым была осуществлена интеграция
функций регулирования рынка труда. Важно
отметить, что одновременно с признанием
факта существования рынка труда 1необходимость его государственного
регулирования под сомнение не ставилась.2
Однако исследователи сходятся в том, что в связи с прошествиями примерно семи лет стало ясно: государство почти самоустранилось от воздействия на процессы, протекающие в сфере занятости, и в отношении государственного регулирования рынка труда образовался «концептуальный вакуум».
На протяжении последних лет сохранялось четкое ощущение того, что принимаемые Правительством меры направлены скорее на решение «в пожарном порядке» тех проблем, которые возникают здесь и сейчас, а не на реализацию четкой концепции развития рынка труда, рассчитанной на долгосрочную перспективу.
С 16 ноября 2011 года отмечается незначительный сезонный рост численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, который ежегодно наблюдается в осенне-зимний период.
С 12 по 31 января 2012 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, возросла на 1,0 % (или 12 576 человек) и по состоянию на 31 января 2012 года составила 1 299 724 человека
За отчетный период рост
численности безработных
Численность безработных граждан снизилась в 20 регионах. Максимальное снижение отмечено в Ямало-Ненецком автономном округе, Ярославской, Курганской и Ивановской областях.
Число безработных в России за 2011 г. снизилось почти на 19% и достигло докризисного уровня в 4,76 млн. человек (6,3% от экономически активного населения). Такие данные озвучила министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова, сообщает РИА Новости. По ее словам, это стало возможно благодаря мерам активной политики на рынке труда, которые принимались региональными структурами.
Наибольшую активность по содействию занятости граждан проявили местные власти в Вологодской, Кемеровской, Омской областях, республиках Татарстан, Башкортостан, отметила Голикова.[4]4
Миллионы людей боятся
потерять работу. Но степень страха
в разных странах существенно
отличается. Россияне опасаются увольнения
больше американцев, французов и
чехов и примерно так же, как
испанцы и латыши.
Причин высокого уровня опасений россиян
несколько. Экономические: пособие по
безработице в России ниже прожиточного
минимума в большинстве регионов, а службы
занятости зачастую занимаются лишь регистрацией,
не оказывая действенной помощи в трудоустройстве.
Психологические и ментальные:
работают страхи, заложенные в 1990-е
гг., когда безработица превышала
14%, а уровень жизни населения
резко снизился — не только у
безработных, но у безработных сильнее.
Кроме того, работа как основа стабильности
(и безработица как символ жизненного
провала) заложены в сознании части
людей еще советской
Французы меньше боятся увольнения из-за высокого уровня социальных гарантий для безработных и значительных возможностей для переобучения. Американцы известны высокой мобильностью, для испанского рынка труда характерна высокая доля срочных контрактов, которые подразумевают более частую смену работы.
На что готовы жители разных стран ради сохранения занятости? Европейцы склонны к переобучению и удаленной работе, американцы — к смене места жительства. Россияне также готовы к освоению новой специальности, но в целом они чаще соглашаются на снижение зарплаты или сокращенную рабочую неделю.
2.2 Государственная политика занятости.
Постоянное поддержание
определенного уровня занятости
населения — сложная проблема
для любой страны, в том числе
имеющей многовековые рыночные традиции.
Считается, что в сфере занятости
рынок не может оказывать
Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:
Политика российского
государства в области