Анализ проблемы безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Проблемы безработицы в России" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Безработица — это явление, связанное с рынком труда. Неполная занятость характеризует такое состояние экономики, когда часть работников не занята производством товаров и услуг. Это влечет за собой недопроизводство валового национального продукта, происходит снижение уровня благосостояния населения. Безработица приводит к потере работниками квалификации и профессиональных навыков.

Содержание работы

Введение
1. Понятие безработицы и полной занятости.
1.1 Понятие безработицы и причины её образования.
1.2 Уровень и продолжительность безработицы. Типы безработицы.
1.3 Понятие занятости. Полная занятость.
1.4 Социально экономические последствия безработицы.
2. Безработица и занятость в России.
2.1 Рынок труда в России.
2.2 Государственная политика занятости.
2.3 Перспективные оценки численности занятых и безработных .
Заключение.
Список используемой литературы .

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 59.18 Кб (Скачать файл)

 Государственная политика  занятости в стране направлена  не только на регулирование  общих процессов в сфере труда,  но и на осуществление их  в рамках мер, разработанных  для регулирования локальных  (региональных) рынков труда. Схожие  по регионам тенденции функционирования  рынка труда определяют эффект  при едином подходе к решению  проблем занятости, особенно в  расчете на перспективу.     Для каждого региона в соответствии  с особенностями рынка вообще, и рынка труда в частности,  разработаны дифференцированные  подходы к мерам регулирования,  установлен их приоритет:

  • для Центрального, Волго-Вятского и Уральского регионов:

   -совершенствование  профессиональной переподготовки  высвобождаемых работников;

   - создание новых  рабочих мест;

    -поддержание и  оказание помощи в развитии  процессов самозанятости;

    -поощрение миграции  населения; диверсификация источников средств финансирования региональных программ занятости;

  • для Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов:

    -оценка перспектив  занятости в базовых отраслях  регионов; поддержка диверсификации  производства на основе более  полного     использования  богатых ресурсов регионов;

    -поддержка традиционных  видов занятости коренного населения;

    -расширение спектра  профессий и специальностей при  подготовке и переподготовке  кадров;

  -образовательное и  финансовое содействие развитию  самозанятости и мелкому бизнесу;

  • для Поволжского, Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского регионов:

  -углубление агропромышленного  профиля подготовки и переподготовки  работников;

   - содействие развитию  самозанятости населения;

   - активное содействие  усилению агропромышленной специализации  регионов;

   - создание новых  рабочих мест, особенно в сфере  услуг.

    Государственная  политика регулирования занятости  в различных странах выработала  различные подходы к решению  проблемы. Например, в Германии принят  закон о содействии занятости,  предусматривающий оказание помощи  во временной занятости пожилым  людям и инвалидам. По закону  фирме, нанимающей работников  старше 50 лет, предоставляются займы  и субсидии, направляемые в дальнейшем  на доплаты этим работникам. Подобный  подход применяется и по отношению  к молодежи. В США государство полностью освобождает от налогов те средства, которые направляются фирмой на обучение молодежи. Кроме того, предприятия, где организована подготовка лиц в целях их дальнейшего использования для собственных нужд, полностью или частично освобождаются от уплаты взносов в фонд социального страхования. В Великобритании работники государственных служб занятости заблаговременно посещают предприятия, подлежащие серьезной реорганизации, с целью выявления требуемой переориентации работников. Во Франции действует национальная ассоциация профессиональной подготовки для решения проблем переориентации. Услугами этой ассоциации могут воспользоваться предприниматели, заключившие с ней контракт. В Дании для лиц, не имеющих работу более полугода, составляются индивидуальные планы поиска работы и подготовки к ней.

    При проведении  государственной политики занятости  все большее значение приобретают  конвенции и рекомендации Международной  организации труда (МОТ). Разрабатываются  различные конвенции в области  труда и его оплаты на основе  применения современных правил  и подходов. Международная организация  труда была создана в 1919 г.  с целью содействия общественному  прогрессу, повышения благосостояния  населения, улучшения условий  труда и защиты прав человека  на основе установления и поддержания  эволюционным путем социального  мира между различными слоями  общества.

    Для достижения  этих целей МОТ решает следующие  задачи:

  • разрабатывает согласованную политику и программы, направленные на решение социально-трудовых проблем;
  • разрабатывает и принимает международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций для реализации принятой политики;
  • помогает странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы;
  •   защищает права человека, в частности на труд и на объединения, защищает человека от принудительного труда, дискриминации и т.п.;
  • организует и ведет борьбу с бедностью, за улучшение жизненных условий трудящихся, развитие социального обеспечения;
  •   разрабатывает программы в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;
  • содействует организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительством по регулированию социально-трудовых отношений;
  • разрабатывает меры по защите наиболее уязвимых групп трудящихся — женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.

  Деятельность МОТ  ведется как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Меры макроэкономического характера охватывают область минимальной заработной платы, уровень жизни работников, инфляционные процессы. Меры микроэкономического характера охватывают область переобучения, создания системы непрерывного образования и др.[5]

    Результатом работы  МОТ являются конвенции и рекомендации, которые применяют правительства  многих стран, заботящихся о  собственном авторитете. Конвенция  МОТ — это международный договор,  который должен быть ратифицирован  и соблюдаться государствами-членами.  Рекомендация МОТ представляет  собой ориентир для отдельного  государства в выработке политики, разработке национального законодательства  и практических мер в социально-трудовой  сфере. Разработками МОТ могут  пользоваться как правительственные  структуры, так и представители  организаций трудящихся и предпринимателей.

    В настоящее  время МОТ стала, по существу, международным координатором работ  по организации труда, ведутся  работы в области охраны, гигиены  труда и производственной среды.  В вопросах заработной платы  МОТ не ставит своей целью  унификацию подходов. Главное —  достижение гарантий оплаты труда,  обеспечивающей удовлетворительные  условия жизни и признание  принципа равенства вознаграждения  за равный труд. Уделяется внимание  индексации заработной платы,  оценке и оплате труда по результата.

 

2.3 Перспективные оценки численности занятых и безработных.

Как в условиях ожидаемого значительного сокращения населения  в рабочих возрастах будет  меняться число занятых? Для ответа на этот вопрос была выполнена серия  перспективных оценок, основанных на результатах прогноза численности  экономически активного населения  и разработанных сценариях изменений  уровней занятости и безработицы. Всего было использовано три прогнозных сценария изменений занятости. Согласно первому из них, «постоянному», занятость и безработица сохранялись на протяжении всего изучаемого периода практически на неизменном уровне, предшествующем кризисному 2009 г. По второму сценарию, «рост», допускалось, что в результате повышения спроса на рабочую силу в условиях ее острого дефицита и активизации мер политики уровень безработицы понизится до «структурного» минимума — почти до 1% от численности экономически активного населения, а уровень занятости возрастет. Третий сценарий — «умеренный рост» — представляет собой среднюю арифметическую уровней занятостей первых двух сценариев. Для оценки пределов возможных изменений числа занятых использовались три варианта прогноза. В первом из них — низком — результаты низкого варианта прогноза экономической активности населения сочетались с «постоянным» уровнем занятости. Во втором — среднем — результаты среднего варианта прогноза экономической активности населения комбинировались с «умеренно растущим» уровнем занятости. В третьем — высоком — соединялись результаты высокого варианта прогноза экономической активности населения с растущими уровнями занятости. Как показывают полученные результаты, возможные траектории изменения числа занятых до 2030 г. заметно различаются (табл. 6.7). В случае неизменности текущих уровней экономической активности и занятости (низкий вариант) число занятых будет убывать фактически темпами, которые задают демографические изменения. В случае перехода к скандинавской модели экономической активности и уменьшения уровня безработицы до структурного минимума (высокий вариант) число занятых будет увеличиваться до 2020 г. И хотя в последующие годы оно начнет убывать, в 2030 г. число занятых превысит  то, которое наблюдалось в 2010 г. По среднему варианту число занятых станет ниже того, которое наблюдается в настоящее время, только в 2020 г. К 2030 г. сокращение занятого населения по отношению к 2010 г. Будет достаточно сдержанным и составит порядка 3 млн. человек. Результаты прогноза показывают, что теоретически даже умеренное увеличение экономической активности и снижение уровня безработицы может в значительной степени компенсировать падение предложения на рынке труда, вызванного демографическими тенденциями.[5]

Сценарии и показатели

2010

2015

2020

2025

2030

Сценарий 1 «Низкий»

         

Экономически активное население (тыс.)

76,2

75,1

72,3

69,5

67,8

Занятое население (тыс.)

71,6

70,8

68,2

65,5

63,8

Безработные (тыс.)

4,6

4,3

4,1

4,0

4,0

Уровень экономической активности (%)

68,7

69,8

67,0

65,4

64,8

Уровень занятости (%)

93,9

94,2

94,3

94,3

94,2

Уровень безработицы (%)

6,1

5,8

5,7

5,7

5,8

Сценарий 2 «Высокий»

         

Экономически активное население (тыс.)

76,2

76,9

75,6

74,7

73,4

Занятое население (тыс.)

71,6

74,1

74,6

73,6

72,4

Безработные (тыс.)

4,6

2,8

1,0

1,0

1,0

Уровень экономической активности (%)

68,7

71,4

71,4

71,4

71,4

Уровень занятости (%)

93,9

96,4

98,7

98,6

98,6

Уровень безработицы (%)

6,1

3,6

1,3

1,4

1,4

Сценарий 3 «Средний»

         

Экономически активное население (тыс.)

76,2

76,0

73,9

72,1

70,6

Занятое население (тыс.)

71,6

72,4

71,4

69,6

68,1

Безработные (тыс.)

4,6

3,6

2,5

2,5

2,5

Уровень экономической активности (%)

68,7

70,6

68,5

67,8

67,5

Уровень занятости (%)

93,9

95,3

96,6

96,5

96,5

Уровень безработицы (%)

6,1

4,7

3,4

3,5

3,5


5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Рынок труда постепенно оправляется после тяжелого кризиса 2008 года. Происходит медленное восстановление экономики страны, растет спрос на рабочую силу, который будет увеличиваться. Показатели действительно впечатляющие, сокращение безработицы происходит чуть ли на 2 млн. человек в год, но проблема только в том, что такой рост занятости не подтверждается альтернативной статистикой: число уволенных в стране по-прежнему больше, чем число вновь принятых на работу. Представители официальной статистики хотят лишь представить более оптимистическую картину происходящего. Динамика занятости и увольнений фиксируется по отчётам конкретных предприятий. А оценка безработицы - по выборочным опросам населения. Так, по критериям Международной организации труда, безработным считается тот, кто не имеет работы или другого доходного занятия, ищет работу в настоящее время и готов приступить к ней в течении недели. Таким образом, если человек отчаялся устроиться на достойное место работы и временно прекратил поиски- то он формально не считается безработным.

Несмотря на выход нашей  страны из активной части кризиса, ситуация в сфере занятости остается сложной. Показатели безработицы постепенно вернулись на докризисный уровень, но это не повод успокаиваться.[6]6

 

 

 

 

 

Список литературы.

    1. Мочёрный В.Н. Некрасов - Экономическая теория ,2000.
    2. М.:Юрайт,1999.-384 с.- Экономическая теория: учебное пособие-2-е изд.
    3. Агапова Т. А., Серегина С.Ф. Макроэкономика
    4. Тарасевич Л.А., Гребенников П.И., Леусский А.И., : Высшее образование, 2005, серия "Университеты России", 656 с.
    5. Материалы сайта Министерство здравоохранения и социального развития РФ - http://www.minzdravsoc.ru/
    6. Материалы сайта Росстат- http://www.gks.ru/
    7. Материалы сайта Демоскоп Weekly № 505-506- demoscope.ru
    8. Материалы сайта Студопедия- http://studopedia.ru/
    9. Материалы сайта Экономика труды- http://laboureconomics.ru/
    10. Марина Лемуткина Московский комсомолец, №33,16 февраля 2011.

 

 

1 от 19.04.1991 № 1032-1(ред. от 27.12.2009)

2в ред. Федеральных законов от 24.11.1995 N 176-ФЗ,

от 01.05.1999 N 93-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ

3 http://www.minzdravsoc.ru/

4 http://www.obeschania.ru

5 http://demoscope.ru

6 Московский комсомолец,№33,16 февраля 2011, Марина Лемуткина.

 


Информация о работе Анализ проблемы безработицы