Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 13:09, курсовая работа
Прибыль является основополагающей целью деятельности предприятия, она создается за счет разности между полученными доходами от реализации и стоимостью затраченных на создание продукции ресурсов. Рынок диктует спрос, поэтому наиболее доступной для предприятий мерой увеличения прибыльности является уменьшение собственных затрат и получение преимуществ по сравнению с конкурентами. Таким образом, важнейшим показателем деятельности является себестоимость его продукции (работ, услуг).
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Источники и факторы снижения себестоимости 5
5
§1. Источники снижения себестоимости 6
§ 2. Факторы снижения себестоимости 12
Внутрипроизводственные факторы снижения себестоимости 13
Внепроизводственные факторы 16
Глава 2. Анализ путей снижения себестоимости 19
§1. Принципы поиска путей снижения себестоимости 19
§2. Расчет снижения себестоимости по источникам 23
§3 Сущность и анализ путей снижения себестоимости 31
Глава 3. Пути снижения себестоимости ООО «Жито» 41
Заключение 48
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЯЗАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
КАФЕДРА ЭОППП
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия»
на тему
«Анализ путей снижения себестоимости»
ВЫПОЛНИЛА:
ПРОВЕРИЛА:
Аникина Ф. С.
РЯЗАНЬ 2003
Приложение
В современных рыночных условиях необходимым условием успешного функционирования фирмы является повышение конкурентоспособности ее продукции (работ, услуг). При этом ограниченность имеющихся ресурсов заставляет предприятия искать пути наиболее эффективного их использования, сокращения затрат и увеличения прибыли.
Прибыль является
Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования – самими предприятиями.1
Себестоимость продукции является
качественным показателем,
характеризующим производственно-хозяйственную
деятельность производственного объединения,
предприятия. В себестоимости как в обобщающем
экономическом показателе находят свое
отражение все стороны деятельности предприятия.
Чтобы успешно бороться за снижение себестоимости нужно знать, как она образуется, какие факторы определяют ее величину. Поэтому первую главу посвящаем рассмотрению источников и факторов снижения себестоимости. Во второй главе будут рассмотрены различные пути снижения себестоимости, проведен их сравнительный анализ, а также применимость для предприятий различных отраслей, размеров и форм собственности. В заключении будут изложены выводы и обобщения.
Теоретическое описание методов будет дополняться сквозным примером, иллюстрирующим использование описанных методов на практике, будет рассмотрение возможностей снижение себестоимости на предприятии ООО «Жито», основным видом деятельности которого является производство кондитерских и хлебобулочных изделий, также на предприятии производится и перерабатывается сельскохозяйственная продукция для собственных нужд. Эта фирма работает на рынке города Рязани уже более четырех лет, в производстве занято около 200 человек, однако, несмотря на растущие потребности в средствах для осуществления своей деятельности, развитие производства ведется все еще экстенсивными методами, которые не предполагают анализа и выявления резервов повышения эффективности вложенных ресурсов.
В связи с этим, данная работа поможет не только разобраться в методах снижения себестоимости продукции, но и выявиться приоритетные пути работы в этом направлении для конкретного предприятия – ООО «Жито».
Возможности снижения себестоимости выделяются и анализируются по двум направлениям: по источникам и факторам. Источники определяют, что будет изменяться, на какие составляющие затрат направлено управляющее воздействие, а факторы – как будут происходить эти изменения, в рамках каких механизмов будет осуществляться это воздействие. Таким образом, необходимо комплексное рассмотрение этих аспектов, так как разные источники под воздействием разных факторов будут изменяться в различных направлениях, значит, и результаты мероприятий будут разными.
Выявленные факторы и
В этой главе рассмотрим подробнее источники и факторы.
Под источниками понимаются затраты, за счет экономии которых могут быть снижены издержки производства. Основные источники снижения издержек производства:
1. Улучшение использования
2. Улучшение использования
3. Улучшение использования самого труда.
4. Улучшение использования
Для разных отраслей и производств влияние различных источников на себестоимость продукции (работ, услуг) различно. Это зависит как от особенностей продукции (ее конструкции, материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости), так и от используемых производственных процессов (оборудования, нормы обслуживания, способов обеспечения функционирования производства), а также от того, какую политику проводит предприятие в области внепроизводственных расходов.
Для определения резервов снижения себестоимости важно выяснить, какие издержки занимают в затратах наиболее весовые позиции. Исходя из этого можно определить приоритетные направления, в которых надо осуществлять мероприятия по уменьшения себестоимости, для получения наибольшей отдачи.
Рассмотрим перечисленные
В настоящее время большинство предприятий несут убытки из-за связанности их капитала в оборотных средствах. Более эффективное использование предметов труда предполагает анализ и проведение мероприятий по оптимизации потребления оборотных фондов и оборотных средств. К этому относится экономия на следующих составляющих затрат:
В отраслях АПК и строительства, где доля сырья и материалов в себестоимости продукции колеблется в пределах 60-92%, их экономия является главным направлением сокращения себестоимости, важным фактором повышения эффективности производства. На предприятиях цветной металлургии большая доля затрат приходится на расходы на электроэнергию, в черной металлургии - на топливо (уголь). В химической промышленности велики расходы на водоснабжение, которое требуется для обслуживания вспомогательных производств.
Средства труда, которые применяются при производстве продукции, оказании услуг, выполнения работ, определяют следующие компоненты себестоимости:
Доля перечисленных расходов в
себестоимости продукции
Труд является связующим звеном между предметами и средствами труда. Необходимые для изготовления продукции затраты труда определяются ее конструкцией, трудоемкостью ее изготовления, а также степенью автоматизации производственного процесса. Источники снижения себестоимости, связанные с трудом, следующие:
Наиболее заметный вклад в себестоимости продукции эти затраты занимают в сфере услуг, в тех отраслях, где велика доля ручного труда в силу производственного процесса или недостаточной автоматизации – в основном, в отраслях легкой промышленности.
Эти затраты, как правило, относятся на продукцию косвенным способом, поэтому зависят, в первую очередь, от принимаемых руководством управленческих решений.
К этой группе расходов относятся следующие затраты:
Уровень этих расходов сильно различается по отраслям. Наиболее высок их уровень в торговле и научно-изыскательской деятельности. Однако, с развитием рынка в нашей стране прогнозируется увеличение доли реализационных расходов в себестоимости продукции (работ, услуг). Величина налогов и сборов, включаемых в себестоимость непосредственно от предприятия не зависит и может регулироваться только посредством деятельности профсоюзов и общественных объединений промышленников и предпринимателей, которые могут лоббировать свои интересы в правительстве.
Проанализируем источники
Таблица 1. Расходы организации ООО «Жито»
№ п/п |
Наименование статья расхода |
Всего расходов, руб. |
Доля в с/с |
Расходы, связанные с производством и реализацией | |||
1 |
Материальные |
3031635 |
0,55617 |
в т.ч.: сырье и материалы |
2252035 |
0,41314 | |
услуги |
779600 |
0,14302 | |
2 |
Затраты на оплату труда |
1625056 |
0,29812 |
3 |
Отчисления на соц. нужды |
589895 |
0,10822 |
4 |
Амортизация |
49703 |
0,00912 |
5 |
Прочие |
141800 |
0,02601 |
Итого: |
5438089 |
0,99764 | |
Внереализационные расходы | |||
- услуги банка |
12874 |
0,00236 | |
Итого: |
12874 |
0,00236 | |
Всего расходов: |
5 447 281 |
1,00000 |
Таким образом, можно сделать вывод,
что в рассматриваемом предприя
Размеры амортизационных отчислений обычно фиксированы на протяжении всего срока эксплуатации оборудования и определяются нормативно-правовыми актами, поэтому в ближайшее время для предприятия они остаются постоянными, однако они могут изменяться вследствие обновления фондов, изменения объема реализации и под воздействием других факторов.
Внереализационные расходы (к которым в данном случае относятся расходы на услуги банка) не зависят от решений предприятия и определяются кредитной организацией согласно установленным нормативам и собственной расчетной политике.
Прочие расходы включают помимо косвенных налогов и сборов арендные платежи, которые зависят от занимаемого фирмой помещения и могут варьироваться при изменении производственных и непроизводственных площадей) и т.д.; затраты на сертификацию продукции и лицензирование, которые определяются директивно. Консультационные услуги для ООО «Жито» - это услуги на сопровождение и обслуживание программных продуктов «1С» и «Консультант+», их величина относительно неизменна, так как цены определяются не только франчайзинговыми компаниями Рязани, но и непосредственно обладателями прав на распространение и использования этих программ. Расходы будущих периодов – это подписка на бухгалтерские периодические издания, осуществляется предприятием по мере необходимости.
На основе вышесказанного можно заключить, что наиболее заметные результаты при проведении мероприятий по снижению себестоимости даст работа в направлении сокращения этих самых «весомых» затрат. Но не следует забывать и о менее значительных затратах, так как в них тоже могут скрываться резервы повышения эффективности производства и реализации, ими нельзя пренебрегать, потому что при всей своей малой доле в себестоимости отдельно взятого экземпляра продукции, взятые во всем объеме реализации они могут внести заметный вклад в увеличение прибыли предприятия. Однако, при этом необходимо соблюдать баланс между эффектом от проведенных мероприятий и их стоимостью. Определение эффективности внедрения того или иного пути снижения себестоимости будет рассмотрено ниже.
Вывод: основные источники снижения себестоимости продукции ООО «Жито» следующие: