Анализ рынка труда России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате произошло неизбежное высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных.

Содержание работы

Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ТРУДА 4
1.1 Сущность и особенности рынка труда 4
1.2 Формы и виды занятости в России 7
2 Анализ рынка труда России 2013 11
2.1 Рынок труда: мониторинг, динамика, индексы 11
2.2 Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2013-2015 годы 18
Заключение 20
Список использованной литературы. 22

Файлы: 1 файл

РЫНОК ТРУДА, КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 321.02 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

 

Кафедра Управление персоналом

 

 

Контрольная работа

 

 

по  дисциплине:  Рынок труда

 

Тема: «Анализ рынка труда Российской Федерации»»

 

 

 

 

Выполнил

Емельянов А.В.

Управление персоналом

11115

 

 

Проверил

Москвина  О.В.

Доцент  кафедры,

к.э.н..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013г.

 

Оглавление

Введение 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ТРУДА 4

1.1 Сущность и особенности рынка труда 4

1.2 Формы и виды занятости в России 7

2 Анализ рынка труда России 2013 11

2.1 Рынок труда: мониторинг, динамика, индексы 11

2.2 Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2013-2015 годы 18

Заключение 20

Список использованной литературы. 22

 

Введение

Рынок труда как экономическая  категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу.

Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил  к ним новые, связанные со структурной  перестройкой российской экономики  и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате произошло неизбежное высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных.

Однако, несмотря на более  чем десятилетний период рыночных преобразований в России, до сих пор существует множество нерешённых проблем в функционирование рынка труда: сокращение внимания к подготовке молодых специалистов, утрата связи производства и профессионального образования, быстрый рост безработицы – всё это и многое другое обуславливает актуальность выбранной мной темы.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ТРУДА

    1. Сущность  и особенности рынка труда

Рынок труда представляет собой механизм осуществления контактов  между покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей  силы (нанимаемыми). Этот рынок включает не только специально организованные учреждения – биржи труда, но и все индивидуальные сделки по найму рабочей силы. Рынок труда тесно связан с остальными подсистемами рынка. Рынок труда – совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на трудовые услуги. Классификация рынков труда представлена на рисунке 1.1.

Рынок труда

По пространственной протяженности  и административно-территориальной  зависимости

Международный

Национальный

Региональный

Внутрифирменный

По временным параметрам

Текущий

Перспективный

Потенциальный

Прогнозируемый

По степени  эластичности

Гибкий

Жесткий

По национальным моделям

Японская  модель

Американская  модель

Шведская  модель

По степени развития

Фрагментарный

Регулируемый

Организованный

Нерегулируемый

Рис. 1.1 Классификация рынка  труда

Таким образом, рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам  механизма своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы – заработной плате. В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов. Так, предложение рабочей силы определяется, в первую очередь, факторами демографическими – уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой.

В настоящее время можно выделить следующие элементы инфраструктуры рынка труда, которые можно классифицировать по ряду признаков. Прежде всего, элементы инфраструктуры рынка труда делятся на государственные и негосударственные, которые мы рассмотрим более подробно. Особое место в системе элементов инфраструктуры рынка труда занимают государственные структуры. Как показал опыт стран с развитой рыночной экономикой, проблемы занятости не могут быть успешно решены без поддержки государства. Дефицит финансовых ресурсов в этом случае может привести к существенному росту безработицы. Европейская модель занятости, прежде всего, связывает создание новых рабочих мест в частном секторе экономики, но при этом государство берет на себя выплаты пособий по безработице. Другими словами, создание социально-ориентированной экономики, которая в том числе предполагает занятость населения и высокий уровень доходов, невозможно без государственной поддержки. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда и занятости является Федеральная служба по труду и занятости, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Необходимо особо отметить, что в России, где территория достаточно велика, определяющее значение в реализации государственной политики занятости принадлежит региональным и местным органам службы занятости, которые непосредственно предоставляют услуги населению по содействию в трудоустройстве. Именно способность местных отделений службы занятости удовлетворять самые разнообразные потребности населения в сфере занятости свидетельствует об эффективности всей организационной работы с экономически активным населением. Территориальные органы и государственные учреждения службы занятости - это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости – человек должен быть безработным. Органы службы занятости совместно с органами власти Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно. Работу Федеральной государственной службы занятости возглавляет и организует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами в области занятости населения. Территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. На территориях субъектов Российской Федерации, городских сельских поселений и на других территориях органы службы занятости координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Существующая конкуренция на рынке труда приводит к тому, что на рынке, наряду с государственными структурами, все возрастающую роль начинает играть негосударственная система занятости, которая также занимается трудовым посредничеством. Она имеет ряд направлений своей деятельности. Проблемой занятости населения на государственном уровне занимается биржа труда. Биржа труда - это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочим и предпринимателем при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.

Еще совсем недавно рабочая  сила в нашей стране не рассматривалась  в качестве товара. Несомненно, однако, что в реальной жизни, не очень  сопряженной с политэкономическими представлениями, миллионы людей вступали и вступают в отношения найма. Но, несомненно, и то, что существовавший (да во многом существующий и поныне) рынок труда был в нашей стране своего рода квазирынком, порождением административной экономики, отягощенным многочисленными диспропорциями. Главное, что отличает наш рынок труда от реального - это наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для большинства работников. Это и наличие регистрации, формально заменившей прописку, и отсутствие реального рынка жилья при его огромном дефиците, и неразвитость механизмов государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости.

Переход России к рыночной экономике  вызвал превращение рабочей силы в товар и привел к формированию специфического рынка - рынка труда. Характерным признаком регулируемого рынка труда является развитая инфраструктура, которая позволяет использовать различные организационные формы и методы, создающие условия для его развития.

    1. Формы и  виды занятости в России

Практическая потребность  учета населения вызывает необходимость  выделения видов (структуры) занятости  распределения активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям экономики. Выделяют также различные формы занятости — организационно-правовые способы, условия трудоиспользования, группировка которых по отдельным признакам представлена на рисунке 1.2.

Занятость населения


Занятость по найму

Самостоятельная занятость

Занятость с  режимом полного рабочего времени

Занятость с  режимом неполного рабочего времени (неполная занятость)

Принудительная

Добровольная

Постоянная (регулярная) занятость

Временная занятость

Сезонная занятость

Случайная занятость

Формальная  занятость (зарегистрированная в официальной экономике)

Неформальная  занятость (не зарегистрированная в официальной экономике)

Занятость торговлей на улицах, вещевых рынках

Занятость по объявлениям

Занятость в  системе домашнего хозяйства

Занятость в  системе коммунального производства

Занятость в  личном подсобном хозяйстве

Занятость в  теневом секторе экономики

Стандартная занятость

Нестандартная занятость

Занятость, связанная  с нестандартными режимами рабочего времени

Занятость, связанная с социальным статусом работников

Занятость, связанная  с нестандартными рабочими местами и организацией труда

Занятость по нестандартным организационным формам

По способу  участия  в общественном руде

По режиму рабочего времени

По регулярности трудовой деятельности

По лигитимности трудоустройства

По условиям организации трудового процесса

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.2 Классификация форм занятости

Кратко охарактеризуем отдельные  формы занятости. По способу участия в общественном труде занятость населения можно подразделить на занятость по найму и самостоятельную занятость. Занятость по найму представляет собой отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы.

Самостоятельная занятость (self-employment) для России является относительно новой формой занятости населения. Это отношения (экономические, правовые и т.д.), в которые вступают люди по поводу участия в общественно-полезном труде и которые основаны на личной инициативе, самостоятельности и ответственности, направлены, как правило, на получение трудового дохода и обусловливают самореализацию и самоутверждение личности.

По режиму рабочего времени принято выделять занятость с режимом полного рабочего времени и неполную (частичную) занятость. Занятость с режимом полного рабочего времени основывается на регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая в настоящее время составляет 40 часов в неделю. По регулярности трудовой деятельности занятость подразделяется на постоянную, временную, сезонную и случайную. Постоянная (регулярная) занятость предполагает, что работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже — каждый месяц; временная занятость имеет две разновидности: занятость на определенный срок (фиксированный срок трудового договора) и командировочная занятость (через посредничество определенных фирм); сезонная занятость предполагает работу в течение определенного сезона, и, наконец, случайная занятость означает выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.

По легитимности трудоустройства занятость подразделяется на формальную и неформальную. Формальная занятость — это занятость, зарегистрированная в официальной экономике. Неформальная занятость — занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником рабочих мест неформальный сектор экономики и отдельные его виды. По условиям организации трудовых процессов занятость подразделяется на стандартную и нестандартную. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая принимает различные формы. Стандартная (типичная) занятость - это занятость, предполагающая постоянную работу наемного работника у одного работодателя в его производственном помещении при стандартной нагрузке в течение дня, недели, года. Нестандартная (гибкая) занятость выходит за эти рамки и включает следующие формы:

- занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени, такими, как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени и др.;

- занятость, связанная с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи;

- занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, «работники по вызовам», вахтово-экспедиционная занятость;

- занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, совместительство.

  1. Анализ рынка труда России 2013

    1. Рынок труда: мониторинг, динамика, индексы

Представляем вашему вниманию январский дайджест «Рынок труда: мониторинг, динамика, индексы», подготовленный Исследовательским  центром портала Superjob.ru.

Несмотря на затяжные новогодние праздники, по итогам первого месяца года число вакансий на портале Superjob.ru выросло на 6,3%. Прирост количества вакансий наблюдался практически во всех сферах деятельности.

В январе, по сравнению с  декабрем, сильнее всего вырос  спрос на специалистов по страхованию (+37,9% вакансий), специалистов в сфере закупок и снабжения (+30%), бухгалтеров и финансовых специалистов (+18,4%).

Если в последние месяцы 2012 года с нарастающей активностью  искали персонал крупные компании, то в январе 2013 выросла доля вакансий от небольших компаний с численностью персонала до 50 сотрудников (+2,1 п.п.).

 В январе позиция «менеджер по продажам» в рейтинге запросов работодателей отыграла декабрьское снижение. Доля запросов на эту открывающую рейтинг позицию за месяц выросла на 0,5 п.п. и составила 11,1% от всех вакансий.

 В рейтинге запросов на топ-менеджеров в январе наблюдался рост спроса на высшие руководящие должности в сфере транспорта, логистики и ВЭД (+1,5 п.п.). На столько же снизилась доля запросов на высший менеджмент в сырьевом сегменте (-1,5 п.п.). Чаще всего работодатели по-прежнему искали топ-менеджеров в сфере продаж (32,9% от всех вакансий топ-менеджеров).

 Новогодний отдых позволил соискателям набрать силы для поиска работы. По итогам января соискательская активность возросла на 4,9%. Самыми энергичными в поиске оказались представители рабочих профессий: от них поступило на 38,5% резюме больше, чем в декабре.

 Поскольку в январе темпы роста числа вакансий опередили темпы роста числа резюме, напряженность на рынке труда немного снизилась. Исключение составила сфера строительства, где показатель немного вырос (+0,1 п.). На конец января наиболее высок конкурс среди безработных юристов (4,6 резюме безработных на вакансию); наименьшая конкуренция – в сфере ИТ (1,3 резюме безработных на вакансию).

Информация о работе Анализ рынка труда России