Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 10:53, курсовая работа
Главная цель данной работы - исследовать взаимосвязь объема производства затрат и прибыли в управленческом учете.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи курсовой работы:
1. Анализ финансового состояния ОАО «Акконд» (анализ ликвидности баланса ОАО «Акконд»; анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости; анализ финансовых результатов деятельности предприятия и экономическая характеристика производственно-финансовой деятельности ОАО «Акконд»);
2. Теоретические основы анализа взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли (классификация затрат для принятия решения и управления; критическая точка объема производства. Преимущества и трудности внедрения в отечественную практику учета системы маржинальной себестоимости);
3. Анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли.
Введение
3
Глава 1. Анализ финансового состояния ОАО «Акконд»
5
1.1 Анализ ликвидности баланса ОАО «Акконд»
5
1.2 Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости ОАО «Акконд»
8
1.3 Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Акконд»
11
1.4 Экономическая характеристика производственно-финансовой деятельности ОАО «Акконд»
13
Глава 2. Теоретические основы анализа взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли
16
2.1 Классификация затрат для принятия решения и управления
16
2.2 Критическая точка объема производства. Преимущества и трудности внедрения в отечественную практику учета системы маржинальной себестоимости
21
Глава 3. Анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли в ОАО «Акконд»
32
Заключение
37
Список использованной литературы
41
Проведем анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли на ОАО «Акконд».
Глава 3. Анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли
Все затраты предприятия,
которые связаны с
Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукции (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.). Отдельные элементы переменных расходов в свою очередь в зависимости от темпов их изменения подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дигрессивные. Но в среднем переменные расходы изменяются пропорционально объему производства продукции.
Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арендная плата, заработная плата управленческого и обслуживающего персонала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая – с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рекламу, на повышение квалификации работников и т.д.). Можно также выделить индивидуальные постоянные затраты для каждого вида продукции, общие для нескольких однородных видов продукции и общие для предприятия в целом.
В отличие от переменных затрат постоянные затраты при спаде производства и уменьшении выручки от реализации продукции не так легко снизить. И в эти периоды предприятие должно в тех же размерах начислять амортизацию (если при этом не распродается оборудование), выплачивать проценты по ранее полученным ссудам, платить заработную плату, так как массовое увольнение лишней численности работников – дело очень сложное.
Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства и реализации продукции, для которого определялись эти расходы. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли.
Рассмотрим структуру издержек обращения ОАО «Акконд» за 2004 год.
Таблица 7
Структура издержек обращения ОАО «Акконд» за 2004 год
(тыс.руб.)
№ |
Статьи затрат |
План 2004 г. |
Факт2004 г. |
Отклонение | |
по сумме, (+/-) |
в % к плану | ||||
1 |
Амортизация |
780 |
252 |
-528 |
-67,8 |
2 |
Аренда |
465 |
272 |
-193 |
-41,6 |
3 |
Услуги связи |
680 |
796 |
116 |
17,0 |
4 |
Транспортные расходы |
600 |
347 |
-253 |
-42,2 |
5 |
Командировочные расходы |
450 |
242 |
-208 |
-46,2 |
6 |
Содержание автотранспорта |
375 |
435 |
60 |
16,0 |
7 |
Содержание оргтехники |
355 |
36 |
-319 |
-89,9 |
8 |
Складские расходы |
250 |
0 |
-250 |
-100,0 |
9 |
Реклама |
280 |
175 |
-105 |
-37,4 |
10 |
Обучение и подготовка кадров |
88 |
29 |
-59 |
-67,4 |
11 |
Консультационные услуги |
100 |
387 |
287 |
286,6 |
12 |
Хозяйственные расходы |
260 |
82 |
-178 |
-68,6 |
13 |
Экспортные расходы |
180 |
125 |
-55 |
-30,5 |
14 |
Банковские услуги |
100 |
0 |
-100 |
-100,0 |
15 |
Проценты по кредитам |
400 |
0 |
-400 |
-100,0 |
16 |
Посреднические услуги |
600 |
1091 |
491 |
81,8 |
17 |
Услуги сторонних организаций |
1900 |
1315 |
-585 |
-30,8 |
18 |
Налоги |
550 |
233 |
-317 |
-57,7 |
19 |
Прочие |
627 |
725 |
98 |
15,6 |
20 |
Заработная плата |
2400 |
2446 |
46 |
1,9 |
21 |
Начисления на заработную плату |
860 |
859 |
-1 |
-0,1 |
Итого |
12300 |
9844 |
-2456 |
-20,0 |
Анализ структуры издержек обращения показывает, что в 2004 году по сравнению с плановым уровнем достигнута экономия.
Это в первую очередь объясняется тем что в 2004 году фактический объем продаж ниже запланированного, что привело к соответствующей экономии по статьям переменных затрат которые напрямую зависят от объема продаж. А именно по статьям «транспортные расходы», «Командировочные расходы», «Складские расходы», «Реклама», «Услуг сторонних организаций» и «Налог на пользователей автодорогами».
При составлении бизнес-плана на 2004 год ожидалось введение в эксплуатацию нового офиса с возникающими в связи с этим затратами на амортизацию. Этого не произошло и в соответствии с этим по данной статье наблюдается существенная экономия.
Расходы по статье «Реклама» несколько ниже плановых, хотя в целях повышения эффективности продаж и увеличения их объемов планировались дополнительные расходы, в которые были включены затраты на участие выставках на 200 тыс. руб.
Ввиду изменения в
законодательстве вступивший в силу
после утверждения Бизнес-
Между тем, по некоторым видам затрат наблюдается перерасход. Немаловажным фактором в этом явился рост цен на отдельные виды услуг. Это в первую очередь касается статей: «Услуги связи», «Содержание автотранспорта», «Консультационные» и «Посреднические услуги».
Износ транспортных средств из-за постоянной загруженности автопарка повлек за собой увеличение затрат по закупу авто запчастей в составе статьи «Содержание автотранспорта».
Расходы на оплату труда составили 2 446 тыс. руб., что практически в точности соответствует плану. Их доля общих затрат равна 33,6%.
В целом, общая сумма издержек обращения составила 9 844 тыс. руб. по году и 3 023 тыс. руб. в четвертом квартале, что соответственно на 20,0% и 1,9 % ниже, чем было запланировано.
Проведем анализ безубыточности ОАО «Акконд» за 2004 год.
№ строки |
Показатели |
Сумма тыс., руб. |
Постоянные затраты | ||
1 |
Услуги ОАО «Вартан» |
739 |
2 |
Износ ОС |
162 |
3 |
Амортизация НМА |
4 |
4 |
Представительские расходы |
126 |
5 |
Содержание автотранспорта |
435 |
6 |
Услуги связи |
796 |
7 |
Аренда |
272 |
8 |
Постоянные затраты-всего |
2366 |
Переменные затраты | ||
9 |
Себестоимость товара |
439769 |
10 |
Зарплата |
2446 |
11 |
Отчисления на зарплату |
859 |
12 |
Таможенные услуги |
60 |
13 |
Услуги ТПП |
65 |
14 |
Транспортные расходы |
347 |
15 |
Переменные затраты-всего |
57338 |
Полупеременные затраты | ||
16 |
Налоги в составе издержек обращения |
233 |
17 |
Износ МБП |
86 |
18 |
Командировочные расходы |
242 |
19 |
Юридические услуги |
81 |
20 |
Реклама |
175 |
21 |
Консультационные услуги |
387 |
22 |
Посреднические услуги |
1091 |
23 |
Прочие услуги |
1239 |
24 |
Полупеременные затраты- всего |
3534 |
Расчет безубыточности | ||
25 |
Постоянные затраты |
2366 |
26 |
50% полупеременных затрат |
1767,0 |
27 |
Постоянные затраты-всего |
4132,5 |
28 |
Переменные затраты |
57338,0 |
29 |
50% переменных затрат |
1767,0 |
30 |
Переменные затраты-всего |
59105,0 |
31 |
Затраты-всего |
63237,5 |
32 |
Прибыль |
52645 |
33 |
Выручка от реализации |
534435 |
34 |
Безубыточность, тыс.руб. |
4643 |
Порог рентабельности (Vk) = с / 1-а, где с – постоянные расходы, а – доля переменных затрат в выручке (59105 / 534435) = 0,11
Порог рентабельности = 4132,5 тыс. руб. / 1 – 0,11 = 4643 тыс. руб.
Реализовав продукции на сумму 4643 тыс. руб. предприятие ОАО «Акконд» достигнет безубыточности и полностью покроет свои расходы.
На основании данных ОАО «Акконд» критическая точка объема производства (безубыточность) составила 4643 тыс. р. В ней затраты предприятия равны выручке от реализации продукции.
На основании данных расчета безубыточности построим график достижения безубыточности ОАО «Акконд».
Рис.3 График достижения безубыточности ОАО «Акконд»
Таким образом, в целях изучения зависимости между изменениями объема производства, совокупного дохода от продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности производства. При этом особое внимание уделяется анализу выпуска продукции, что позволяет руководству определять критические («мертвые») точки объема производства. Критической считается такая точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции. В этой системе нет ни прибыли, ни убытков.
Анализ безубыточности производства определяет зависимости между объемом продаж, расходами и прибылью в течение короткого промежутка времени. Период, в течение которого по результатам анализа даются рекомендации, ограничен имеющимися в данное время производственными мощностями.
Заключение
В современных условиях информация о финансово-сбытовой деятельности является необходимым инструментом предпринимательства. Существует прямая связь между производственной и финансово-сбытовой деятельностью. Содержание понятия маркетинга и его функции определяют особенности информации об этой стороне деятельности предприятия. Это необходимая внешняя и внутренняя информация, величина и содержание которой обеспечивают выполнение функций маркетинга.
Связь между объемом производства, совокупным доходом от продаж, расходами и чистой прибылью изучается в процессе анализа безубыточности производства. При этом особое внимание уделяют расчету критической точки объема производства, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции. Она рассчитывается с помощью уравнений, маржинального дохода и графического изображения.
В ходе выполнения курсовой работы были выполнены следующие задачи.
1. проведен анализ финансового состояния ОАО «Акконд» (анализ ликвидности баланса ОАО «Акконд»; анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости; анализ финансовых результатов деятельности предприятия и экономическая характеристика производственно-финансовой деятельности ОАО «Акконд»);
2. рассмотрены теоретические основы анализа взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли (классификация затрат для принятия решения и управления; критическая точка объема производства. Преимущества и трудности внедрения в отечественную практику учета системы маржинальной себестоимости);
3. проведен анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли.
Исходя из изученного
можно сделать следующие
Ликвидность баланса можно охарактеризовать как недостаточную. Сопоставление первых двух неравенств свидетельствует о том, что в ближайший к концу года промежуток времени предприятию не удастся поправить свою платежеспособность. Но как положительный факт можно отметить снижение кредиторской задолженности и снижение краткосрочных обязательств. Перспективная ликвидность, которую показывает третье неравенство отражает платежный излишек, размер которого к концу года увеличился. Выполнение четвертого неравенства свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости – наличия у предприятия собственных оборотных средств.
Коэффициент абсолютной ликвидности за весь анализируемый период выше норматива. Это свидетельствует о том, что ОАО «Акконд» в кратчайшие сроки сможет погасить свои первоочередные обязательства абсолютно ликвидными активами.
Коэффициент промежуточной ликвидности как в 2003, так и в 2004 году оказался выше нормы. Это говорит о том, что предприятие сможет погасить свои первоочередные обязательства абсолютно и быстро ликвидными активами.
Коэффициент текущей ликвидности на данном предприятии выше нормы, что свидетельствует о том, предприятие сможет поправить в ближайшее время свое финансовое положение.
Таким образом, предприятия можно
оценить как ликвидное и
Чистая прибыль (нераспределенная) увеличилась в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 21264 тыс.р или на 167,7%.
Значительное увеличение наблюдается по прибыли от продаж, которая по сравнению с 2003 годом увеличилась на 26563 тыс.р.
Положительное влияние на прибыль оказали операционные доходы. Они возросли на 7842 тыс.р., или в 10,6 раза. Внереализационные расходы увеличились на 7018 тыс.р.
На основании данных ОАО «Акконд» критическая точка объема производства (безубыточность) составила 4643 тыс. р. В ней затраты предприятия равны выручке от реализации продукции.
Реализовав продукции на сумму 4643 тыс. руб. предприятие ОАО «Акконд» достигнет безубыточности и полностью покроет свои расходы.
Одним из основных факторов, влияющих на финансовые результаты ОАО «Акконд», является цена на продукт. Именно изменения цен наглядно отражают связь между объемом производства и прибылью.
Важным моментом в организации контроля за величиной прибыли на ОАО «Акконд» выступает система бухгалтерского контроля объема и ассортимента выпуска продукции. Основным источником информации относительно данных вопросов служат финансовые отчеты по сегментам рынка.
Использование контрольных процедур дает возможность определить необходимый объем производства для обеспечения ожидаемой прибыли и установить оптимальную цену реализации. Построение графика валовой прибыли показывает предел безопасной работы предприятия, зону безопасности при установленной структуре реализации продукции.
Предложениями по улучшению
финансового состояния и
1. следить за изменением цен на продукты, ведь именно изменения цен наглядно отражают связь между объемом производства и прибылью;
2. осуществлять контроль
объема и ассортимента
наблюдение за рентабельностью каждого продукта, контроль за валовой прибылью, полученной от каждого продукта;
определение отклонений фактической прибыли от плановой, расчет структуры издержек, исключение чрезмерных скрытых издержек;
расчет возмещения накладных расходов, приходящихся на отдельный продукт;
влияние изменения цен на эластичность спроса и другие процедуры, специфичные для предприятия.
3. снижать дебиторскую и кредиторскую задолженность;
4. соблюдать нормы расхода материальных ресурсов, т.к. экономное расходование сырья, материалов приводит к увеличению выпуска продукции и снижению ее себестоимости;
5. повышать долю наиболее ликвидных активов (денежных средств и краткосрочных финансовых вложений).
Список использованной литературы