Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 01:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ социально-экономического развития регион РФ на примере Краснодарского края.
Для достижения этой цели решены следующие задачи:
- дана общая характеристика региона;
- проведен анализ социально-экономического развития объекта исследования;
- представлены основные направления социально-экономического развития региона.
Увеличились объемы производства животноводческой продукции. Производство мяса (в живом весе) за период 2011-2013 годов возросло на 12%. В 2013 году край занимал второе место среди субъектов Российской Федерации по производству мяса (581 тыс. тонн), третье место - по производству яиц (1,7 млрд. штук), четвертое место - по валовым надоям молока (1,4 млн. тонн).
Благодаря строительству новых и реконструкции старых ферм и комплексов с внедрением современных технологий, повышению генетического потенциала скотоводства, созданию прочной кормовой базы, совершенствованию технологий заготовки кормов возросла продуктивность дойного стада. Рост надоев молока от одной коровы (в сельхозорганизациях) составил 109,1% за период 2009-2013 годов.
Увеличение урожайности сельхозкультур и рост показателей продуктивности животноводства свидетельствует о повышении интенсификации сельскохозяйственного производства, основанном на более полном и рациональном использовании технических, материальных и трудовых ресурсов с учетом инноваций и передовых технологий.
Продолжается развитие транспортного комплекса, включающего разветвленную сеть железнодорожных и автомобильных дорог, морские порты, аэропорты, портовые терминалы, нефте- и газопроводы, в том числе международного уровня. Наиболее высокими темпами развивается железнодорожный транспорт, где за три последних года объем грузоперевозок увеличен на 31,5%.
В сфере транспортного обслуживания населения существенно улучшена ситуация в воздушном транспорте в результате приобретения в 2012 году местным авиаперевозчиком воздушных судов, что позволило расширить географию полетов и качество обслуживания пассажиров.
Ведется расширение производственных портовых мощностей. В результате транспортная система стабильно обеспечивает растущие из года в год объемы экспортно-импортных и транзитных перевозок. Реализация транспортной политики, а так же внедрение передовых технологий позволили инвестировать в развитие транспорта в 2011-2013 годах около 470 млрд. рублей.
Краевые мероприятия, направленные на развитие санаторно- курортного комплекса в период 2011-2013 годов, в том числе проведение рекламной кампании курортов Краснодарского края обеспечили стабильную работу порядка 1200 коллективных средств размещения, способных единовременно принять свыше 200 тыс. отдыхающих.
Расширение предоставляемых услуг в оздоровительных и гостиничных предприятиях, совместная работа здравниц и туристских организаций позволяют поддерживать турпоток на высоком уровне. Ежегодно в крае отдыхает порядка 11 млн. человек.
На начало 2014 года в Краснодарском крае около 350 средств размещения прошли классификацию. По данному показателю регион является лидером среди субъектов Российской Федерации. Значительными темпами идет прирост объема услуг в неорганизованном секторе (мини- гостиницы, кемпинги и другие малые средства размещения).
Развиваются активные виды туризма, открыты новые объекты туристского показа. Улучшилось благоустройство и поддержание санитарного состояния кемпингов и специализированных автостоянок, созданы безопасные условия для отдыхающих в местах нахождения технических зон для маломерных судов.
Интенсификации развития экономики способствовал высокий уровень инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал Краснодарского края вырос с 377 млрд. рублей в 2011 году до 680 млрд. рублей в 2013 году, или в 1,3 раза в сопоставимых ценах (в среднем по России - на 14%).
В крае ежегодно реализуется около 20 федеральных целевых программ, основной объем бюджетных средств, которых направляется на развитие транспортной инфраструктуры, финансирование объектов капитального строительства и мероприятий по подготовке к олимпийским играм. В 2013 году по объему финансирования объектов федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) край занял первое место среди субъектов РФ.
Ежегодно объём программно-целевых расходов краевого бюджета составляет более 70%. В рамках краевых целевых программ средства краевого бюджета направляются на укрепление материально-технической базы объектов здравоохранения, образования, культуры, спорта, оказание социальной поддержки детей и инвалидов, сохранение культурного наследия, развитие приоритетных отраслей экономики и инфраструктуры региона.
Для привлечения инвестиций в крае системно проводится выставочная и презентационная деятельность. Край не только участвует в мероприятиях, проводимых в России и за рубежом, но и сам выступает организатором экономических форумов и выставок международного уровня.
Возрастает экономическая и социальная роль малого бизнеса. Стимулирование развития малого бизнеса, реализация мероприятий краевых целевых программ позволяют решать проблемы занятости населения, снижения бедности, развития сферы услуг.
В настоящее время Краснодарский край входит в тройку лидеров в России и занимает первое место в ЮФО по развитию малого бизнеса, по числу зарегистрированных индивидуальных предпринимателей Кубань опережает все регионы России. По итогам 2013 года в Краснодарском крае количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило более 294 тысяч единиц, а численность населения, занятого в данной сфере экономики, свыше 900 тысяч человек.
Достигнутые результаты экономического развития Краснодарского края, высокая отдача от инвестиционных вложений - стали основой роста уровня жизни населения.
Денежные доходы населения в период 2011-2013 годов возросли в реальном исчислении на 7,8% (по России - на 5,9%) и достигли 18,2 тыс. рублей (в среднем по России - 20,7 тыс. рублей). Это позволило краю улучшить своё положение среди субъектов РФ по уровню денежных доходов на душу населения, занять 26 место по итогам 2013 года. В результате роста денежных доходов сокращается численность населения с доходами ниже прожиточного минимума с 18,4% в 2011 году до 14,4% в 2013 году.
Номинальная заработная плата в прошедшем году достигла 18,4 тыс. рублей (в среднем по России - 23,5 тыс. рублей), что в реальном исчислении на 5,4% больше уровня 2011 года (по России - на 8,9%).
Ситуация на рынке труда Краснодарского края является составной частью государственной политики занятости, включает систему мер и механизмов регулирования, направленных на обеспечение социальной защиты граждан от безработицы и содействие в трудоустройстве.
Основным инструментом регулирования рынка труда является Программа содействия занятости населения, цель которой - создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего граждан соответствующей работой, а работодателей - необходимой рабочей силой, обеспечение государственной поддержки безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, сдерживание роста безработицы.
Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) сокращен с 7,2% в 2011 году до 6% в 2013 году (в целом по России - с 8,4% до 6,6%).
Важнейший показатель стабилизации экономики - это снижение уровня регистрируемой безработицы, который в целом по краю не превышает 1% (по России составил 1,7% в 2013 году).
Реализуется ряд важных, социально значимых программ, связанных с ипотечным кредитованием. Почти каждая пятая из всех кубанских семей, оформивших ипотечный кредит, в период 2011-2013 годов получила бюджетную поддержку на общую сумму, превышающую 1,9 млрд. рублей. В 2013 году стартовала новая программа - накопительная ипотека.
Развитие медицинских технологий, укрепление материально- технической базы и новых организационных форм, обеспечивающих доступность и качество медицинской помощи принесли положительные результаты в состоянии демографической ситуации. Общий коэффициент смертности, т.е. число умерших от всех причин, улучшился со снижением на 1,5% к уровню 2011 года и составил в 2013 году 13,5 на 1000 человек (2011 год - 13,7).
В вопросе о продолжительности жизни, в крае есть достаточно позитивные сдвиги. Если с 2000 по 2005 гг. темпы увеличения продолжительности жизни были незначительны, то с проведением социально-экономических преобразований, в крае продолжительность жизни возросла с 68,7 лет в 2006 году до 70,5 в 2011 году и 71,7 лет - в 2013 году.
Уровень социально-экономического положения Краснодарского края характеризуется высокими темпами роста экономики и преобладанием положительных тенденций развития социальной сферы региона. Несмотря на это, сохраняется ряд проблем, способных замедлить экономическое развитие и как следствие оказать негативное влияние на показатели уровня жизни населения края.
Положительные тенденции в демографической ситуации, рост рождаемости и сокращение смертности, увеличение продолжительности жизни - все еще не решают проблему естественной убыли населения. На многих территориях края естественная убыль населения - устойчивая и долговременная тенденция. Исключение составляют города Анапа, Краснодар, Сочи, Белореченский и Туапсинский районы, где число родившихся превышает число умерших.
Демографическая проблема является отражением процессов, связанных с уровнем жизни населения и развитием социальной инфраструктуры региона. Несмотря на все успехи в экономике, сохраняются диспропорции в уровне социально-экономического развития между территориями-лидерами и районами с сельскохозяйственной специализацией.
По итогам
2013 года в Краснодарском крае номинальная
заработная плата на 21,7% ниже величины
аналогичного показателя по России. Что
обусловлено, прежде всего, высокой долей
населения региона, занятого в низкопроизводительных
отраслях. Несбалансированность спроса
и предложения рабочей силы в профессионально-
Процесс концентрации занятости населения в крупных городах и отдельных муниципальных образований преимущественно с промышленной специализацией, свидетельствует об усилении разрыва в уровне комфортности среды проживания для людей на этих территориях и в сельской местности.
Кроме того, ограничения, сдерживающие экономическое развитие Краснодарского края, связаны с несоответствием уровня развития инфраструктуры региона (энергетической и транспортной) с его потребностями. Высокий износ основных производственных фондов и электросетевого комплекса, недостаточная пропускная способность дорог и портов влекут за собой необходимость увеличения инвестиций, в том числе и бюджетных.
Повышение конкурентоспособности экономики региона потребует усиления государственной поддержки отдельно взятых отраслей экономики, формирования высокоэффективной инфраструктуры, последовательной модернизации хозяйственного комплекса и усиления инвестиционной активности.
Создание условий для повышения конкурентоспособности экономики Краснодарского края и производительности труда, снятия инфраструктурных ограничений предполагает проведение мероприятий, направленных на модернизацию, государственную поддержку приоритетных отраслей экономики (промышленного, строительного, агропромышленного, инфраструктурного комплексов (транспортного и топливно-энергетического комплекса, строительство дорог), повышению инвестиционной привлекательности региона.
В целях обеспечения высоких темпов роста промышленного производства планируется проведение мероприятий, направленных на сохранение и развитие научно-технического потенциала, поддержку кубанских товаропроизводителей в соответствии с действующим законодательством, стимулирование создания новых производств и модернизации действующих, осуществляющих разработку и внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологий.
Машиностроение и металлообработка.
Стратегическими направлениями развития отраслей, относящихся к машиностроению и металлообработке, являются: повышение конкурентоспособности продукции действующих предприятий машиностроения и металлообработки и создание условий для привлечения в Краснодарский край зарубежных и отечественных инвестиций.
По первому направлению необходимо решение основных проблем предприятий машиностроения и металлообработки. К ним можно отнести высокую степень износа основных фондов; низкую восприимчивость к внедрению инноваций; технологическое отставание в ряде отраслей машиностроения и металлообработки; низкую производительность труда; высокую материало- и энергоемкость производимой продукции; недостаток современного оборудования для производства инновационной конкурентоспособной высокотехнологичной продукции; недостаточную долю продукции с высокой долей добавочной стоимости; недостаточное кадровое обеспечение; недостаточные финансово-экономические возможности целого ряда отраслей для инновационного развития.
Наряду с этим, для решения второй основной задачи необходимо создание привлекательных условий для осуществления прямых инвестиций в размещение высокотехнологичных конкурентоспособных производств; создание инфраструктурных условий для всестороннего использования производственного потенциала промышленных предприятий; развитие межрегиональных и международных связей; развитие территориальных производственных парков на территории Краснодарского края.
Производство неметаллической минеральной продукции.
Осуществление единой региональной политики, направленной на развитие промышленного производства, разработку и внедрение высокотехнологичных разработок, стимулирование наукоемких производств, осуществляющих выпуск инновационной продукции, способствует развитию новых стекольных производств в крае (создание стеклотарного завода в городе Крымске (специализирующегося на производстве винных, шампанских, пивных бутылок и стеклотары для безалкогольной продукции).
Деревообрабатывающая промышленность.
С целью реализации конкурентных преимуществ деревообрабатывающей промышленности планируется создание крупных древесно-плитных производств (МДФ, ДСП, ДВП). К 2016 году будет создан лесопромышленный кластер в Апшеронском районе, в основе которого будет реализован проект организации производства плит МДФ (объем инвестиций более 9 млрд. рублей), позволяющий объединить географически соседствующие и интеграционно взаимодействующие компании и связанные с ними организации, функционирующие в лесозаготовительной и деревообрабатывающей сфере.
Мебельная промышленность.
Информация о работе Анализ социально-экономического развития Краснодарского края