Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 12:41, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является закрепление и углубление теоретических знаний и практических навыков студента, полученных в процессе изучения курса "Организация труда".
Базой для выполнения работы служат данные, полученные на Харьковском заводе ТУРБОАТОМ.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Аналитическая часть……………………………………………………………….4
1.1. Организация трудовых процессов………………………………………………4
1.2. Организация рабочих мест и их обслуживание………………………………..6
1.3. Система обслуживания рабочих мест………………………………………….10
2. Проектная часть……………………………………………………………………13
2.1. Проектирование трудового процесса…………………………………………..13
2.2. Проектирование карты организации рабочего места…………………………15
2.3. Проектирование системы обслуживания рабочих мест……………………....20
3. Экономическая эффективность…………………………………………………...22
3.1. Обоснование мероприятий НОТ……………………………………………….22
3.2. Эффективность мероприятий…………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………..28
Список использованной литературы………………………………………….
2. Инструментальная — обеспечение рабочих мест инструментом, приспособлениями и поддержание их в исправном состоянии.
3. Наладочная — наладка, регулировка и подналадка технологического оборудования, приспособлений и сложного инструмента.
4. Энергетическая — обеспечение основного производства и всех других подразделений и служб предприятия различными видами энергии (электрической, сжатым воздухом, водой, топливом), а также межремонтное обслуживание всех энергетических установок, сетей и измерительных приборов.
5. Ремонтная — текущий ремонт и межремонтное профилактическое обслуживание технологического оборудования, изготовление или восстановление не получаемых от поставщиков запасных частей и деталей и содержание ремонтно-механических цехов и участков.
6. Контрольная — контроль качества продукции
или работ, анализ и приемка сырья, материалов,
полуфабрикатов и комплектующих изделий,
получаемых со стороны, а также обслуживание
и регулирование контрольно-измерительных
приборов, учет, анализ причин и предупреждение
брака продукции или работ.
7. Транспортная — перемещение сырья, материалов, заготовок и других предметов труда внутри, а иногда и вне предприятия, а также вывоз готовой продукции и производственных отходов. Для выполнения этой функции на большинстве предприятий создаются транспортные цехи, укомплектованные необходимыми видами транспортной техники.
8. Складская — приемка, взвешивание, сортировка, маркировка, складирование, учет, хранение и выдача всех видов вещественных материальных ценностей.
9. Ремонтно-строительная — текущий ремонт и поддержание в рабочем состоянии зданий и сооружений предприятия и всех коммуникаций на его территории.
10. Хозяйственно-бытовая — поддержание чистоты и порядка в производственных и бытовых помещениях на предприятиях, а также обеспечение всех работающих спецодеждой с ее стиркой и ремонтом, питьевой водой, в надлежащих случаях — спецпитанием, средствами индивидуальной защиты и другими видами бытового обслуживания работников на производстве.
Кроме того, к функциям обслуживания на ряде предприятий относят и организацию общественного питания, и медицинское обслуживание, и организацию спортивной и культурно-массовой работы.
Та или иная функция обслуживания осуществляется по определенной системе. Токарь 2-го разряда самостоятельно осуществляет подналадку рабочего оборудования и мелкую уборку рабочего места.
1.3. Системы обслуживания рабочих мест
Система обслуживания рабочих мест - это научно обоснованный комплекс мероприятий по регламентации объема, периодичности, сроков и методов выполнения вспомогательных работ по снабжению рабочих мест всем необходимым для бесперебойной, высокопроизводительной работы в течение смены, недели, месяца и именно такая система необходима для эффективной деятельности каждого работника предприятия, в частности, экономиста по материальному техническому снабжению.
К системам обслуживания относятся дежурная, планово-предупредительная и стандартная.
Дежурная система обслуживания по всем или большинству функций применяется на небольших предприятиях с единичным или мелкосерийным типом производства. Сущность ее состоит в том, что вспомогательные, обслуживающие рабочие вызываются на основные рабочие места по мере надобности. Некоторые функции обслуживания выполняют основные рабочие, в этом случае форма именуется самообслуживанием.
Планово-предупредительная
форма обслуживания применяется в условиях серийного
и крупносерийного производства и при
достаточно больших объемах работ. Сущность
этой формы заключается в том, что все
или большинство функций обслуживания
осуществляются по заранее разработанным
и технически обоснованным планам-графикам.
Выполняют такое обслуживание высококвалифицированные
рабочие в условиях профессионально-
Стандартная система обслуживания состоит в том, что обслуживание по всем или большинству важнейших функций производится по жестким временным графикам или так называемым «стандарт-планам», в которых предусматриваются не только время обслуживания и простоев оборудования и рабочих мест, но и последовательность выполнения различных видов обслуживания, многие из которых могут совмещаться по времени. При этой форме все функции обслуживания выполняются специалистами — вспомогательными рабочими высокой квалификации. Эффективность этой формы обслуживания очень высока: при ее надлежащем применении почти полностью устраняются потери рабочего времени и времени работы оборудования по техническим причинам, обслуживание осуществляется на высоком профессиональном уровне и в сжатые, регламентированные сроки.
Однако в реальном производстве не всегда удается применять ту или иную форму обслуживания в чистом виде: по некоторым функциям, в связи с небольшим объемом работ, в этом не бывает необходимости; по другим, менее трудоемким и ответственным, например, таким, как уборка производственных помещений или мелкие ремонтно-строительные работы, вполне достаточно и дежурной формы. Поэтому на предприятиях нередко применяется смешанная форма обслуживания, когда часть функций выполняется по регламенту, соответствующему планово-предупредительной или стандартной формам обслуживания, а часть менее ответственных функций - в порядке дежурного (вызывного) обслуживания или самообслуживания. Критериями: выбора систем обслуживания являются их достаточность, надежность и экономическая эффективность.
Однако какая бы система обслуживания рабочих мест ни применялась на предприятиях, какие бы ни были избраны способы организации обслуживания основных рабочих, их рабочих мест и производственного оборудования, существует ряд общих обязательных требований к организации всей системы обслуживания.
1. Обязательная увязка
системы обслуживания с
2. Любая система обслуживания
должна быть предупредительной,
т.е. гарантирующей основное
3. Заблаговременная подготовка
производства по всем
4. Система обслуживания
в целом должна иметь
5. Высокое качество и надежность обслуживания, что особенно важно при выполнении ремонтов, регулировке и наладке оборудования, а также при изготовлении и ремонте инструмента.
6. Экономичность системы — выполнение всех функций обслуживания с минимальными затратами труда и средств.
Выполнение перечисленных требований возможно при условии слаженной, научно обоснованной организации труда всех вспомогательных рабочих и четкой координации функций обслуживания как между основным и вспомогательным производством, так и внутри вспомогательных подразделений и служб предприятия.
При организации обслуживания рабочего места токаря второго разряда необходимо обратить внимание на то, чтобы вовремя осуществлялись смазочные работы, доставлялись на рабочие место детали для обработки, осуществлялась наладка оборудования, что сведет к минимуму время простоя оборудования.
2. Проектная часть
2.1. Проектирование трудового процесса
Работа по совершенствованию организации труда включает решение комплекса тесно связанных вопросов. Основным направлением работ по совершенствованию организации труда на основе комплексного подхода является проектирование трудового процесса.
Под проектированием трудового процесса понимают разработку нормативно-технической документации, регламентирующей требования к исполнителю, предполагающей рациональные приемы и методы выполнения работы, оснащение и планировку рабочего места, систему его обслуживания, режимы труда и отдыха.
Целью проектирования трудовых процессов является обеспечение оптимальной взаимосвязи между исполнителем, предметом и средством труда в конкретных условиях производства, сокращение продолжительности операций за счет ликвидации лишних и ненужных движений, улучшение условий труда, повышение работоспособности и производительности труда.
При проектировании трудовых процессов исследуются передовые методы выполнения операции; анализируется технологическая цепочка последовательности обработки детали или выполнения работы; определяется оптимальный вариант технологии выполнения операции или работы; осуществляется планировка рабочего места и разрабатываются мероприятия по его обслуживанию и улучшению условий труда; проектируется трудовой процесс на уровне приемов, операции, смены; разрабатывается инструкционно-технологическая карта выполнения трудового процесса; проводится обучение рабочих выполнению запроектированного трудового процесса и внедрение предлагаемого метода труда на рабочих местах.
Функциональные обязанности токаря второго разряда:
Главными задачами токаря второго разряда является:
Токарь второго разряда должен знать:
2.2 Проектирование паспорта организации рабочего места
В данном разделе будет представлен проект разработанного паспорта рабочего места токаря второго разряда на Харьковском турбинном заводе.
Паспорт рабочего места токаря второго разряда
1) Назначение и общая
характеристика рабочего места.
Предприятие ТУРБОАТОМ.
Структурное подразделение – цех роликовых подшипников.
Рабочее место - токарь.
Разряд – второй.
Образование – профессионально-техническое.
Стаж работы – 2 года.
Категория персонала – основной рабочий.
4.1. устав предприятия;
4.2. правила внутреннего трудового распорядка;
4.3. положение об оплаты труда;