Анализ состояния организации труда и проектирования трудовых процессов по профессиям работников основного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является закрепление и углубление теоретических знаний и практических навыков студента, полученных в процессе изучения курса "Организация труда".
Базой для выполнения работы служат данные, полученные на Харьковском заводе ТУРБОАТОМ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Аналитическая часть……………………………………………………………….4
1.1. Организация трудовых процессов………………………………………………4
1.2. Организация рабочих мест и их обслуживание………………………………..6
1.3. Система обслуживания рабочих мест………………………………………….10
2. Проектная часть……………………………………………………………………13
2.1. Проектирование трудового процесса…………………………………………..13
2.2. Проектирование карты организации рабочего места…………………………15
2.3. Проектирование системы обслуживания рабочих мест……………………....20
3. Экономическая эффективность…………………………………………………...22
3.1. Обоснование мероприятий НОТ……………………………………………….22
3.2. Эффективность мероприятий…………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………..28
Список использованной литературы………………………………………….

Файлы: 1 файл

Токарь 2-го разряда.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

2.  Инструментальная — обеспечение рабочих мест инструментом, приспособлениями и поддержание их в исправном состоянии.

3.  Наладочная — наладка, регулировка и подналадка технологического оборудования, приспособлений и сложного инструмента.

4.  Энергетическая — обеспечение основного производства и всех других подразделений и служб предприятия различными видами энергии (электрической, сжатым воздухом, водой, топливом), а также межремонтное обслуживание всех энергетических установок, сетей и измерительных приборов.

5.  Ремонтная — текущий ремонт и межремонтное профилактическое обслуживание технологического оборудования, изготовление или восстановление не получаемых от поставщиков запасных частей и деталей и содержание ремонтно-механических цехов и участков.

6.  Контрольная — контроль качества продукции или работ, анализ и приемка сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, получаемых со стороны, а также обслуживание и регулирование контрольно-измерительных приборов, учет, анализ причин и предупреждение брака продукции или работ.                                    

7.  Транспортная — перемещение сырья, материалов, заготовок и других предметов труда внутри, а иногда и вне предприятия, а также вывоз готовой продукции и производственных отходов. Для выполнения этой функции на большинстве предприятий создаются транспортные цехи, укомплектованные необходимыми видами транспортной техники.

8.  Складская — приемка, взвешивание, сортировка, маркировка, складирование, учет, хранение и выдача всех видов вещественных материальных ценностей.

9.  Ремонтно-строительная — текущий ремонт и поддержание в рабочем состоянии зданий и сооружений предприятия и всех коммуникаций на его территории.

10.  Хозяйственно-бытовая — поддержание чистоты и порядка в производственных и бытовых помещениях на предприятиях, а также обеспечение всех работающих спецодеждой с ее стиркой и ремонтом, питьевой водой, в надлежащих случаях — спецпитанием, средствами индивидуальной защиты и другими видами бытового обслуживания работников на производстве.

Кроме того, к функциям обслуживания на ряде предприятий относят и организацию общественного питания, и медицинское обслуживание, и организацию спортивной и культурно-массовой работы.

Та или иная функция обслуживания осуществляется по определенной системе. Токарь 2-го разряда самостоятельно осуществляет подналадку рабочего оборудования и мелкую уборку рабочего места.

 

1.3. Системы обслуживания  рабочих мест

Система обслуживания рабочих мест - это научно обоснованный комплекс мероприятий по регламентации объема, периодичности, сроков и методов выполнения вспомогательных работ по снабжению рабочих мест всем необходимым для бесперебойной, высокопроизводительной работы в течение смены, недели, месяца и именно такая система необходима для эффективной деятельности каждого работника предприятия, в частности, экономиста по материальному техническому снабжению.

К системам обслуживания относятся дежурная, планово-предупредительная и стандартная.

Дежурная система обслуживания по всем или большинству функций применяется на небольших предприятиях с единичным или мелкосерийным типом производства. Сущность ее состоит в том, что вспомогательные, обслуживающие рабочие вызываются на основные рабочие места по мере надобности. Некоторые функции обслуживания выполняют основные рабочие, в этом случае форма именуется самообслуживанием.

 Планово-предупредительная  форма обслуживания применяется в условиях серийного и крупносерийного производства и при достаточно больших объемах работ. Сущность этой формы заключается в том, что все или большинство функций обслуживания осуществляются по заранее разработанным и технически обоснованным планам-графикам. Выполняют такое обслуживание высококвалифицированные рабочие в условиях профессионально-квалифицированного разделения труда. Работы ведутся по календарному графику независимо от того, исправно оборудование или нет: как только подходит предусмотренный графиком срок, оборудование останавливают на планово-предупредительный ремонт.

Стандартная система обслуживания состоит в том, что обслуживание по всем или большинству важнейших функций производится по жестким временным графикам или так называемым «стандарт-планам», в которых предусматриваются не только время обслуживания и простоев оборудования и рабочих мест, но и последовательность выполнения различных видов обслуживания, многие из которых могут совмещаться по времени. При этой форме все функции обслуживания выполняются специалистами — вспомогательными рабочими высокой квалификации. Эффективность этой формы обслуживания очень высока: при ее надлежащем применении почти полностью устраняются потери рабочего времени и времени работы оборудования по техническим причинам, обслуживание осуществляется на высоком профессиональном уровне и в сжатые, регламентированные сроки.

Однако в реальном производстве не всегда удается применять ту или иную форму обслуживания в чистом виде: по некоторым функциям, в связи с небольшим объемом работ, в этом не бывает необходимости; по другим, менее трудоемким и ответственным, например, таким, как уборка производственных помещений или мелкие ремонтно-строительные работы, вполне достаточно и дежурной формы. Поэтому на предприятиях нередко применяется смешанная форма обслуживания, когда часть функций выполняется по регламенту, соответствующему планово-предупредительной или стандартной  формам обслуживания, а часть менее ответственных функций - в порядке дежурного (вызывного) обслуживания или самообслуживания. Критериями: выбора систем обслуживания являются их достаточность, надежность и экономическая эффективность.

Однако какая бы система обслуживания рабочих мест ни применялась на предприятиях, какие бы ни были избраны способы организации обслуживания основных рабочих, их рабочих мест и производственного оборудования, существует ряд общих обязательных требований к организации всей системы обслуживания.

1.  Обязательная увязка  системы обслуживания с системой  оперативно-производственного планирования. Особенно важно согласовать во времени и по возможности сократить простои машин и оборудования при их обслуживании, а также предусмотреть проведение работ по обслуживанию в периоды междусменных перерывов в работе, внутрисменных (например, обеденных) перерывов и в общие выходные дни. Работа основного производства должна планироваться с учетом времени и регламента обслуживания по всем его функциям.

2.  Любая система обслуживания  должна быть предупредительной, т.е. гарантирующей основное производство  от простоев и потерь рабочего  времени по каким бы то ни было причинам (поломки, аварии, несвоевременная доставка предметов труда, перебои в обеспечении инструментом и т.д.).

3.  Заблаговременная подготовка  производства по всем важнейшим  функциям его обслуживания: предварительное  плановое комплектование материалов, заготовок, деталей, полуфабрикатов, инструмента, оснастки и технической документации.

4.  Система обслуживания  в целом должна иметь комплексный  характер, т.е. предусматривать планомерное  и взаимоувязанное выполнение  различных работ по обслуживанию  рабочих мест и оборудования  разными службами и работниками по заранее разработанным графикам.

5.  Высокое качество  и надежность обслуживания, что  особенно важно при выполнении  ремонтов, регулировке и наладке  оборудования, а также при изготовлении  и ремонте инструмента.

6.  Экономичность системы  — выполнение всех функций обслуживания с минимальными затратами труда и средств.

Выполнение перечисленных требований возможно при условии слаженной, научно обоснованной организации труда всех вспомогательных рабочих и четкой координации функций обслуживания как между основным и вспомогательным производством, так и внутри вспомогательных подразделений и служб предприятия.

При организации обслуживания рабочего места токаря второго разряда необходимо обратить внимание на то, чтобы вовремя осуществлялись смазочные работы, доставлялись на рабочие место детали для обработки, осуществлялась наладка оборудования, что сведет к минимуму время простоя оборудования.

 

2. Проектная часть

2.1. Проектирование трудового  процесса

Работа по совершенствованию организации труда включает решение комплекса тесно связанных вопросов. Основным направлением работ по совершенствованию организации труда на основе комплексного подхода является проектирование трудового процесса.

Под проектированием трудового  процесса  понимают  разработку нормативно-технической документации, регламентирующей требования к исполнителю, предполагающей рациональные приемы и методы выполнения работы, оснащение и планировку рабочего места, систему его обслуживания, режимы труда и отдыха.

Целью проектирования трудовых процессов является обеспечение оптимальной взаимосвязи между исполнителем, предметом и средством труда в конкретных условиях производства, сокращение продолжительности операций за счет ликвидации лишних и ненужных движений, улучшение условий труда, повышение работоспособности и производительности труда.

При проектировании трудовых процессов исследуются передовые методы выполнения операции; анализируется технологическая цепочка последовательности обработки детали или выполнения работы; определяется оптимальный вариант технологии выполнения операции или работы; осуществляется планировка рабочего места и разрабатываются мероприятия по его обслуживанию и улучшению условий труда; проектируется трудовой процесс на уровне приемов, операции, смены; разрабатывается инструкционно-технологическая карта выполнения трудового процесса; проводится обучение рабочих выполнению запроектированного трудового процесса и внедрение предлагаемого метода труда на рабочих местах.

Функциональные   обязанности   токаря второго разряда:

Главными задачами токаря второго разряда является:

  • выполнение токарной обработки деталей по 12-14 квалитету на универсальных токарных станках;
  • выполнение токарной обработку деталей по 8-11 квалитету на специальных станках, настроенных для обработки простых и средней сложности деталей и выполнения отдельных операций;
  • нарезание наружной и внутренней резьбы метчиками и плашками (треугольными и прямоугольными);
  • управление токарными центровыми станками с высотой центров до 200 мм и наблюдает за их работой под руководством токаря высшей квалификации;
  • затачивание токарных резцов и сверл;
  • определение технологической последовательности обработки и режим резанья по карте ТП;
  • использование простейших контрольно-измерительных инструментов и приспособлений;
  • устранять неполадки в работе станка и приспособлений, избегание их возникновения;
  • определение основных причин дефектов и неточностей обработки, устранение,  предотвращение их возникновения;
  • экономное использование материалов и электроэнергии;
  • пользоваться несложными чертежами, эскизами, картами ТП;
  • применение самых эффективные методов обработки;
  • придерживаться правил внутреннего распорядка, безопасности труда и производственной санитарии.

Токарь второго разряда должен знать:

  • устройство и принципы работы однотипных  токарных станков;
  • название, назначение, условия применения наиболее распространенных универсальных приспособлений;
  • устройство простого и средней сложности контрольно-измерительного инструмента;
  • назначение и правила применения нормального и специального режущего инструмента;
  • значение углов резцов и сверл, правила их затачивания и установки на станке;
  • основные сведенья по допускам и по станкам, квалитеты и параметры шероховатости;
  • назначение и свойства смазочно-охлаждающей жидкости;
  • способы экономного расхода электроэнергии и материалов, применение инструментов и приспособлений;
  • причины возникновения неточности во время токарной обработки деталей, способы их устранения и предотвращения возникновения;
  • правила чтения чертежей и эскизов;
  • сущность ТП, способы выполнения основных токарных операций;
  • основы экономики труда и производства;
  • основные правила по организации рабочего места, правила внутреннего распорядка, техники безопасности, пожарной безопасности,, производственной санитарии и гигиены.

 

2.2 Проектирование  паспорта организации рабочего  места

В данном разделе будет представлен проект разработанного паспорта рабочего места токаря второго разряда на Харьковском турбинном заводе.

Паспорт рабочего места токаря второго разряда

1) Назначение и общая характеристика рабочего места. 
Предприятие ТУРБОАТОМ.

Структурное подразделение – цех роликовых подшипников.

Рабочее   место - токарь.

Разряд – второй.

Образование – профессионально-техническое.

Стаж работы – 2 года.

Категория персонала – основной рабочий.

  1. Планировка рабочего места токаря второго разряда (показана на рис. 2.2.1)
  2. Функциональные обязанности и задачи токаря второго разряда представлены в п.2.1.
  1. Регламентирующая документация.

4.1. устав предприятия;

4.2. правила внутреннего трудового распорядка;

4.3. положение об оплаты труда;

Информация о работе Анализ состояния организации труда и проектирования трудовых процессов по профессиям работников основного производства