Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:58, контрольная работа
Это позволяет в составе всего потребительского рынка выделить рынки регионов отдельных товаров для анализа их развития и достижения пропорциональности спроса и предложения как в целом по стране, так и по регионам, по отдельным товарам, а также целенаправленно формировать структуру потребления товаров населением страны.
Потребительский рынок характеризуется, прежде всего долей в его составе продовольственных и непродовольственных товаров. В свою очередь каждая из этих составляющих товарооборота подразделяется на отдельные товарные группы.
1. Анализ состояния потребительского рынка хозяйственных товаров....................................................................................................................3
2. Анализ состояния отечественного потребительского рынка пива. Основные тенденции его развития. ....................................................................7
3. Сравнительная оценка качества конкретных разновидностей непродовольственных товаров по материалам журнала «Спрос» (выбор и оценка объектов производится студентом самостоятельно).........................................11
Список литературы
Содержание
1. Анализ состояния
потребительского рынка хозяйственных
товаров.......................
2. Анализ состояния
отечественного потребительского рынка
пива. Основные тенденции его развития.
..............................
3. Сравнительная
оценка качества конкретных разновидностей
непродовольственных товаров по материалам
журнала «Спрос» (выбор и оценка объектов
производится студентом самостоятельно)...............
Список литературы
1. Анализ состояния
Рынок как экономическая категория товарного производства представляет собой сферу товарно-денежного обращения и охватывает совокупность конкретных отношений и связей между производителями и потребителями товаров. Формы рыночных отношений проявляются в количественных и качественных отношениях основных элементов рынка: спроса, предложения и цены. Под воздействием этих элементов формируются пропорции между производством и потреблением.
Потребительский рынок – обслуживает в основном сферу личностного потребления населения. Он представляет собой сложную систему. Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по различным признакам:
1. По региональному признаку;
2. По назначению (рынок продовольственных, непродовольственных товаров, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода);
3. По каналам реализации товаров.
Это позволяет
в составе всего потребительского рынка
выделить рынки регионов отдельных товаров
для анализа их развития и достижения
пропорциональности спроса и предложения
как в целом по стране, так и по регионам,
по отдельным товарам, а также целенаправленно
формировать структуру потребления товаров
населением страны.
Потребительский рынок характеризуется,
прежде всего долей в его составе продовольственных
и непродовольственных товаров. В свою
очередь каждая из этих составляющих товарооборота
подразделяется на отдельные товарные
группы. Например, в составе продовольственных товаров
выделяются хлеб и хлебобулочные изделия,
мясо и мясопродукты, кондитерские изделия
и т. д. Дальнейшая структура каждой группы
представляет ассортимент товаров
( например, хлеб украинский , хлеб бородинский,
батон и т. д. )
Для рынка
продовольственных товаров характерны
следующие специфические черты:
· Широкая
взаимозаменяемость товаров по своему
функциональному назначению, что обуславливает
отсутствие отлаженного спроса;
· Сезонность
производства ряда продовольственных
товаров, что вызывает существенные колебания
реализованного спроса;
· Более
широкие связи между торговлей и производством;
· Совпадение
в основном срока производства товаров
с их потреблением;
· Ограниченность
срока хранения ряда продуктов питания.
Рынок непродовольственных товаров отличается более широким ассортиментом, высокой степенью обновления, существенным изменением спроса под воздействием моды , отсутствием естественных ограничений размеров потребления товаров , выраженной индивидуальностью в спросе населения , более четким разграничением товаров по функциональному назначению, более высокими требованиями населения к ассортименту и качеству товаров .
Для рынка
товаров культурно-бытового назначения
и хозяйственного обихода характерны
:
· Более
длительные сроки потребления;
· Отложенный
спрос населения на отдельные изделия
;
· Ярко
выраженное влияние жилищных условий
населения ;
· Общественный
характер использования многих предметов
;
· Организация
дополнительных услуг по эксплуатации
многих изделий, торговля запасными частями.
Эти особенности
обуславливаются своеобразием подходов
к прогнозированию спроса и формирования
структуры товарооборота. Например ,нельзя
определять перспективы развития спроса,
не располагая данными о наличии товаров
длительного пользования населения .
В переходный период потребительский
рынок приобретает различные формы, появляются новые каналы
реализации товаров населению .
По каналам реализации товаров потребительский
рынок можно подразделить на : организованный и неорганизованный.
Организованный рынок – охватывает реализацию товаров через официально зарегистрированную торговую сеть магазинов , палаток , киосков, предприятий общественного питания всех форм собственности. К этой категории относится также реализация товаров населению непосредственно производящими предприятиями и организациями , а также осуществляющими реализацию товаров , полученных по обменным операциям и торговым сделкам , колхозами и совхозами непосредственно из собственных хозяйств.
Неорганизованный рынок – охватывает реализацию частными лицами , занимающимися предпринимательской деятельностью , товаров как произведенных в республике, так и привезенных из стран ближнего и дальнего зарубежья в порядке свободной торговли в специально отведенных местах(стадионах, вещевых и смешанных рынках и т.д.) либо на улицах , площадях и других местах.
Значение рынка хозяйственных товаров очень велико. Поскольку у человека существуют потребности, которые могут быть осуществлены только с помощью хозяйственных товаров. Они делают жизнь человека более комфортной и уютной. Трудно было бы представить жизнь человека без этих товаров. В настоящее время предложение товаров на рыке более чем достаточное. Все, что необходимо человеку, можно найти в специализированных магазинах.
В целом динамика рынка хозяйственных товаров положительная. Но в период кризиса 2008 г. было замечено резкое приостановление роста. В последующий период динамика сохранялась на докризисном уровне. В настоящее время наблюдается снижение конъюнктуры рынка хозяйственных товаров, что ведет к негативным последствиям. Производимых товаров становится больше с каждым днем, а население не нуждается в их большей части. Цены растут благодаря торговым посредникам. Спрос падает, предложение не уменьшается. Отечественный производитель не может наравне конкурировать с импортными производителями. Что влечет за собой банкротство отечественного производителя, потерю рабочих мест населения и как следствие упадок экономики. Регулятором может выступать государство, но не всегда это делает.
2. Анализ состояния
Российский рынок пива характеризуется обилием марок сортов и видов пива как российского, так и иностранного производства.
Наиболее распространёнными среди российских марок являются: Балтика, Жигулёвское, Клинское, Очаковское, Останкинское, Довгань, Московское, Афанасий, Тверское, Невское и другие сорта пива.
Среди импортных марок можно выделить: Amber, Amsterdam, Bavaria, Bear Beer, Budweiser, Corona Extra, Faxe, Guinness, Heineken, Holsten, Kaiser, Miller, Monarch, Tuborg и другие.
На российском рынке представлены сотни различных марок пива.
По данным государственного комитета по статистике в 1998 году в России действовало около пятисот пивзаводов. Российские производственные мощности составили 371,1 млн. декалитров, но данные мощности не используются полностью. Отечественные линии эксплуатируются по15-20 лет и оснащены устаревшим импортным оборудованием. На современном техническом уровне работают только 13 пивзаводов. Лидирующие позиции на российском рынке пива занимают два концерна: скандинавский концерн BBH – Baltic Beverages Holding AB (заводы “Балтика”, ”Ярпиво”, ”Донпиво”, ”Таопин”) и международная компания Sun Brewing Limited (заводы в городах: Иваново, Пермь, Екатеринбург, Курск, Санкт-Петербург).
На отечественном рынке присутствуют национальные бренды, такие как “Балтика” и “Жигулёвское”, а также множество региональных марок, практически не реализуемых за границами региона, в котором производится.
Региональные марки отечественного пива не отличаются высоким качеством, производится на устаревшем оборудовании, но их позиции тем не менее достаточно прочны. Они дешевле, известны в своём регионе и привычны потребителям. Предприятия-производители региональных марок пользуются поддержкой местных властей, для которых пивные заводы важны как источник бюджетных поступлений.
Наиболее популярной и используемой упаковкой для отечественного пива является стеклянная бутылка объёмом 0,5 литра.
В 1998 году потребление пива в России составило 17 литров на одного человека в год. Этот показатель во много раз ниже, чем в большинстве западных стран. Однако, за последние годы потребление пива в России заметно возросло, обогатился ассортимент отечественных сортов пива, качество пива повысилось. Можно сделать вывод, что рынок пива в России находится на стадии развития: увеличиваются объёмы производства, развивается конкуренция, появляются общенациональные марки, расширяется ассортимент и т.д.
Всего по России производится 252486 тыс. декалитров пива в год. Наибольшее количество пива производится в Центральном и Северо-Западном экономических регионах (Рисунок 1.).
В целом за 2010 год уровень потребления пива на душу населения по всему миру составил примерно 27 литров в год. Несмотря на зафиксированное снижение, чехи продолжают лидировать в списке наиболее приверженных к пиву наций. Уровень потребления пива на человека в год здесь составляет 135 литров. Но, еще пару лет назад этот показатель по стране был на уровне 160 литров в год. Несмотря на то, что Индия вошла в список стран с наибольшим ростом показателя потребления пива (уровень роста составил 17%), объем потребления пива на душу населения в год в этой стране составляет всего 1,5 литра.
Прогнозируемый рост объемов потребления к 2013 году произойдет за счет стран Азии и Латинской Америки, уверены эксперты из Canadean. Что касается Европы, то прогнозы на восстановление потребления могут претерпеть изменений в худшую сторону, если в России будут утверждены законодательные изменения относительно условий упаковки, продажи, дистрибуции и рекламы пива. В целом, как отмечают эксперты агентства, в Западной Европе уровень потребления пива будет постепенно идти на спад. По прогнозам к 2016 году общее мировое потребление пива на душу населения может вырасти с 27 литров (показатель 2010 года) до 30 литров.
Рисунок 1. Производство пива по экономическим районам России.
Анализируя российский рынок пива, можно сделать вывод, что на рынке лидируют отечественные марки “Жигулёвское” и “Балтика”. “Жигулёвское” пиво присутствует на рынке десятки лет. Эта марка выпускается более чем на восьмидесяти пивзаводах по всей России. Эта марка наиболее известна, не дорога и в последнее время её качество улучшилось. Однако, по качеству она заметно уступает марке “Балтика”, занимающей вторую по известности позицию на российском рынке.
Пиво марки “Балтика” выпускается всего на двух пивзаводах в России. Эта, самая известная марка пива, выпускаемая концерном BBH Baltic Beverages Holding AB, имеет 9 сортов тёмного и светлого пива, различных по крепости и плотности. Данная марка присутствует на рынке относительно недавно, но уже имеет огромную популярность среди жителей крупных городов России.
Аналогичная ситуация складывается в регионах России. Степень известности наиболее популярных марок пива практически одинакова и в регионах.
Наиболее известной маркой пива по России является пиво “Жигулёвское”, однако, в северной и центральной части России известность марки “Балтика” несколько выше. Слабая степень известности пива “Балтика” в южной части страны мешает ей выйти на первое место по России в целом.
В последние 2 года в России торговля пивной продукцией сокращается. Это вызвано политикой государства. Государство поднимает цены с помощью акцизов. Происходит это примерно раз в квартал. За последние пять лет цена бутылки пива объемом 0,5 литра выросла примерно в 1,5 раза. Это повлекло за собой уменьшение сбыта. Помимо этого, ввели ограничения по продаже пива в ночное время, что так же повлекло снижение сбыта не только пивной, но и всей алкогольной продукции.
3. Сравнительная оценка
качества конкретных
Список литературы:
Интернет ресурсы:
Информация о работе Анализ состояния потребительского рынка хозяйственных товаров