Анализ среды города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 11:49, контрольная работа

Описание работы

Стратегическое планирование стало распространённым явлением в экономической жизни регионов, крупных городов, муниципальных образований Российской Федерации. И это естественно, учитывая вхождение хозяйствующих субъектов разных уровней в рыночные условия и сложности становления «рыночного человека» и «рыночного общества». Реформа местного самоуправления ещё более обостряет проблемы самофинансирования и регионального развития, властных вертикальных взаимоотношений, взаимодействия представителей бизнеса между собой и с властью.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Город как объект стратегического планирования……………………………5
2. Анализ среды города…………………………………………………………...8
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

-Объем капитальных  вложений за счет всех источников, тыс. руб.

-Бюджет прожиточного  минимума в месяц, руб.

-Средняя заработная  плата работающего, руб./мес.

-Темп роста реальных  доходов населения, 4%

-Среднедушевые доходы  населения в месяц, руб.

 

Управленческая:

-Общая численность  предприятий и организаций, ед.

-Численность аппарата  местного самоуправления, человек

-Затраты на местное  самоуправление, тыс. руб.

-Число преступлений  на 1000 человек, ед.

-Процент явки населения  на выборы, %

-Доля бюджета на  содержание государственного управления, %

Научное изучение внешней  среды (макросреды) осуществляется на основе комплексного (социального, технического, экономического и политического) анализа. Процесс стратегического планирования – это процесс формирования мыслей и целей, выбор специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы системы в будущем.

Сущность процесса планирования стратегии сводиться к поиску ответов на вопросы:

-Каково настоящее  положения города и ситуация, в которой он находится?

-Каким руководство  города хочет видеть его в  будущем?

-Какие препятствия  могут возникнуть на пути к  поставленной цели?

-Что и как нужно  сделать, чтобы достичь поставленных целей?

-Как следует управлять  реализацией стратегии?

Ответ на данные вопросы  дает анализ основных факторов внешней  среды (STEP-анализ) и значимых факторов внутренней среды (SWOT-анализ).

На основе информации, собранной в результате сканирования и мониторинга, необходимо определить социальные и экономические особенности города, разделить эти особенности на сильные и слабые и сопоставить с возможностями и угрозами на пути развития города. Основными элементами анализа являются:

-выявление сильных  сторон;

-выявление слабых  сторон;

-анализ стратегических  возможностей;

-выявление рыночных  угроз;

-поиск положительной  синергии «сильные стороны –  возможности»;

-устранение отрицательной  синергии «слабые стороны –  угрозы».

Разумный баланс между  всеми отмеченными характеристиками внутренней среды города достигается путем корректировки слабых сторон и активизации, сильных как потенциальной основы для формирования конкурентных преимуществ города.

Очевидно, что разработка стратегического плана города не возможна без всестороннего исследования и изучения сложившейся в городе ситуации. Анализа тенденций внешней по отношению к городу среды. Вместе с тем, в философии и методологии отмечается, что построение знания о каком либо объекте всегда опирается на два типа представлений о нем. С одной стороны - это непосредственное восприятие города со всем многообразием проблем, интересов и разочарований его жителей. С другой стороны - разобраться в этом узле противоречий можно, только имея абстрактное представление о городе, которое может быть названо его концепцией, отражающей понятийные представления обо всем многообразии явлений городской жизни.

Чем длиннее временной  период, на который направлено планирование, тем более возрастает необходимость  в наличии концептуальных представлений о городе. Разработка же стратегического плана вообще бессмысленна, если концептуального представления о городе нет.

По результатам исследования Р. Богавеевой, выявлены следующие типичные проблемы разработки и реализации стратегий и программ развития российских городов: 

  • противоречия и проблемы, касающиеся содержания стратегии развития города (нечеткий выбор приоритетов, отсутствие обоснованного выбора сценария развития; имиджевый (оптимистичный) характер стратегии; отсутствие местной специфики в стратегиях городов; отсутствие качественных показателей развития и др.); 

  • слабая позиция гражданского общества (отсутствие механизма стимулирования к участию в осуществлении изменений, а также качественной оценки социально-экономического развития города и его проблем гражданами, представителями бизнеса и некоммерческими организациями; отсутствие мониторинга комфортности проживания в городе, социального настроения граждан и качества жизни населения и др.); 

  • несогласованность программных документов (несистемное применение всех разрабатываемых в городе видов стратегических документов (стратегия, генеральный план, бюджетный план города); несогласованность городских программ, что обуславливает дублирование предпринимаемых мер, рассеивание финансовых средств и невыполнение программных мероприятий из-за ограниченности ресурсов);

  • несовершенство методологии и законодательного регулирования процесса стратегического планирования (отсутствие нормативной базы стратегического планирования развития муниципального образования; отсутствие конкретных механизмов, обеспечивающих открытость процесса планирования социально-экономического развития города; неединообразие в понимании терминов и понятий, касающихся стратегического управления городом и др.);

  • недостаток финансовых средств (зависимость от трансфертов из вышестоящих бюджетов и резкое сокращение объемов финансирования государственных программ).2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Система стратегического  планирования и управления признается во всем мире, наиболее адекватной условиям быстро меняющейся внешней среды  технологией управления. Предназначавшаяся  первоначально для использования  в коммерческих организациях, эта система стала постепенно применяться для управления в территориальных системах на национальном, региональном и муниципальном уровнях.

Субъектами управления в таких системах выступают государственные  и муниципальные органы власти, а  действенность управления достигается при условии привлечения к процессу принятия решений структур гражданского общества, механизмов общественно-частного партнерства и других форм общественного участия. Процесс стратегического управления, как правило, включает следующие обобщенные этапы:

  • стратегический анализ (диагностика территории, оценка ресурсов, внешних и внутренних факторов развития, SWOT-анализ);
  • стратегическое планирование (включая формирование системы целей и критериев их достижения, оценку стратегических альтернатив, выбор базовых стратегий для основных региональных подсистем, определение программ, проектов и механизмов реализации стратегии);
  • реализация стратегии и стратегический контроль (включая мониторинг и управление изменениями).

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Ансофф Н. Стратегическое управление / пер. с англ., научн. ред. и вступ. ст. Л.И. Евенко. — М.: Экономика, 1989.
    2. Богавеева Р. Стратегическое планирование развития крупных городов: основные принципы // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - №5. - С.73-79
    3. В.В. ДИДЫК, к.э.н., Институт экономических проблем им. Г.П.Лузина КНЦ РАН
    4. С. П. Быстрицкий, В. К. Заусаев, Л. С. Воронцова. Стратегическое планирование города в региональном развитии. Москва, 2006г.
    5. Планирование социально-экономических систем и процессов. Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов шестого курса, специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», специализация «Государственное управление». — М.: ВЗФЭИ, 2010.
    6. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / под ред. Д.С.Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина; ООН РАН, НИМБ. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 605 с.
    7. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / под редакцией Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина; ООН РАН, НИМБ. – 2-е изд., доп. – М.: Экономика, 2005. – 603 с.
    8. Система муниципального упр авления: учебник для вузов / под ред. В.Б. Зотова. — СПб.: Лидер, 2005.
    9. http://acmegroup.ru/node/263
    10. http://www.mista.ru/gorod/1_1.htm

1 Стратегическое управление: регион, город, предприятие / под редакцией Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина; ООН РАН, НИМБ. – 2-е изд., доп. – М.: Экономика, 2005. – 603 с.

2 Богавеева Р. Стратегическое планирование развития крупных городов: основные принципы // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - №5. - С.73-79




Информация о работе Анализ среды города