Анализ трансакционных издержек в различных секторах российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в анализе трансакционных издержек в различных секторах российской экономики и обоснование необходимости регулирования трансакционных издержек.
Предмет исследования заключается в определение значимости трансакционных издержек, совокупности вопросов (теоретических, методологических и практических) по использованию информации об трансакционных издержках, причем преследуя такие цели, как:
1. повышение эффективности деятельности;

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

Издержки поиска информации можно минимизировать с помощью специальных институтов – государственных или частных служб занятости, СМИ. Они и способствуют снижению издержек поиска информации. Чем лучше они работают, тем меньше времени работник и работодатель тратят на поиски. Очевидно, что работник, и работодатель заинтересованы не в том, чтобы как можно скорее выйти на работу или нанять первого попавшегося работника, а в том, что бы найти лучший или хотя бы приемлемый вариант.

Издержки ведения переговоров и заключения контракта включают затраты на проведение переговоров об условиях сделки и выборе ее формы.  Издержки ведения переговоров связаны также и со стремлением обеих сторон увеличить свою переговорную силу. Оформление отношений найма между работником и работодателем относится к достаточно стандартным процедурам, так как трудовое законодательство определяет все существенные условия трудового договора.

При анализе издержек ведения переговоров и заключения контракта следует учитывать обстоятельства, в которых находятся индивиды (например, наличие у них альтернатив). В условиях ограниченного спроса на рабочую силу издержки ведения переговоров невысоки. Как правило, работодатель диктует свои условия, и у работника только два варианта – принять предлагаемые условия или отклонить предложение.

Отсутствие реального торга можно объяснить стремлением работодателя избежать издержки ведения переговоров и разработки отдельного соглашения с каждым работником. Но даже при отсутствии переговоров и использовании типовых договоров конкуренция между работодателями способна обеспечить приемлемые условия для работников, так как покупатели рабочей силы могут «переманивать» друг у друга работников, предлагая им более привлекательные социальные пакеты. В настоящее время при отсутствии у работников альтернатив сокращение издержек ведения переговоров означает необходимость соглашаться с условиями работодателя. Еще меньших затрат требует практика нелегального трудоустройства.

Одним из способов минимизации издержек заключения контракта являются типовые формы договоров, что позволяет ускорить их юридическое оформление. То есть работодателю не нужно для каждого человека составлять отдельный (индивидуальный) договор. Достаточно применять типовые формы договоров.

При поиске работы у различных работодателей возникают и издержки измерения. С одной стороны – это издержки измерения усилий работника, то есть определение его квалификации и вклада в компанию. С другой издержки измерения результатов труда, что может вызвать сложности, например, когда работник работает в команде (коллективе).

В случае, когда издержки измерения производительности высоки, рациональный работодатель, скорее всего, предпочтет трудовой договор, поскольку в этом случае у него будет возможность контролировать поведение работника. При отсутствии проблем с измерением результатов труда работодатель может выбирать между договором подряда и наймом работника в штат. И работник, обладающий специфическими знаниями и умениями, также заинтересован в долгосрочном сотрудничестве с работодателем, то есть заключении трудового договора на неопределенный срок. Поэтому если предприниматель сталкивается с существенными трудностями при измерении результатов труда работника для определения его адекватного вознаграждения, его выбор будет в пользу более продолжительных и стабильных отношений с работником.

Издержки спецификации и защиты прав собственности необходимы для восстановления нарушенных в ходе выполнения контракта прав сторон – как формальных, установленных национальным законодательством, так и неформальных, принятых в данной среде. И работник, и работодатель иногда сталкиваются с необходимостью защиты своих прав.

Таким образом, к издержкам спецификации и защиты прав собственности относятся затраты времени и средств для защиты нарушенных прав как легальными, так и не вполне легальными способами. Величина этих издержек для работника и работодателя зависит от соответствующей институциональной среды.

Чтобы минимизировать издержки спецификации и защиты прав собственности работодателю и работнику желательно не обращаться в суд и не решать возникшие проблемы на основе действующего законодательства, а решить проблемы с помощью неправовых методов и средств.

Издержки защиты от оппортунистического поведения возникают из-за различия экономических интересов работника и работодателя на фоне асимметрии информации. Обычно выделяют две формы оппортунистического поведения: предконтрактный оппортунизм (сокрытие релевантной информации) и постконтрактный оппортунизм (вымогательство и отлынивание.) Формой проявления постконтрактного оппортунизма может быть хищение сырья, материалов, готовой продукции, нарушение правил внутреннего трудового распорядка, использование своего рабочего места или служебного положения в личных целях, зачастую не совпадающих с работодательскими.

Практика показывает, что работодатель также часто склонен к оппортунистическому поведению.

Оппортунизм работодателя может быть предконтрактным и постконтрактным. Предконтрактный оппортунизм проявляется в виде предоставления работнику искаженной информации об организации, реальных условиях труда и его оплате, перспективах карьерного роста и др. Работодатель, как правило, преувеличивает выгоды работника в случае заключения трудового договора и скрывает неблагоприятную информацию, которую работник не может выяснить до начала работы. Постконтрактный оппортунизм со стороны работодателя – нарушение принятых на себя обязательств в ходе реализации контракта, к примеру, задержки выплаты заработной платы, нарушение норм техники безопасности, перевод на другое место работы без предварительного согласия работника и пр.

Таким образом, и работник, и работодатель вынуждены нести издержки защиты от оппортунистического поведения.

Чтобы минимизировать издержки оппортунистического поведения предполагается разработка систем стимулирования, которые могут согласовывать противоречивые интересы сторон.

По моему мнению, уровень трансакционных издержек на рынке труда нужно снижать, так как это необходимо для рационального использования своего времени и правильного распределения ресурсов. Тем самым это сопровождается высоким качеством корпоративного управления компании, и в целом для повышения всеобщей эффективности экономики.

 

 

 

    1. Анализ трансакционных издержек в аграрном секторе Российской экономике

Переходя уже непосредственно к самому анализу трансакционных издержек, в первую очередь хотелось бы рассмотреть трансакционные издержки в сельскохозяйственном секторе, на примере сельскохозяйственной артели (далее СХА) «Родина Пятницкого» Таловского района Воронежской области.

Для анализа данной СХА я выбрал временной диапазон  с 2008 года по 2011 год, выбор временного диапазона обуславливается следующим: 2008 год - острая депрессия в аграрном хозяйстве, связанная с Мировым кризисом, 2009-2011 годы – оживление и подъем аграрного хозяйства вследствие Мирового кризиса. Из временного интервала анализа были исключены 2012-2013 года, так как начался кризис непосредственно самого сельскохозяйственного сектора, причиной тому явилась засуха в летние периоды этих лет. 2014 год – год активной антироссийской санкционной политики, введения эмбарго и тп., которые не могли не отразиться на сельскохозяйственном секторе российской экономики тоже были исключены, так как невозможно дать объективную оценку трансакционным издержкам.

 Базу для прогнозирования экономического поведения индивида, предприятия или страны в целом составляют неденежные трансакционные издержки. Неденежные трансакционные издержки не учитывается в планах и бухгалтерских регистрах, но они безусловно должны быть учтены при работе и во время приема стратегически важных решений, принимаемых управленцем. В эту группу издержек можно отнести издержки, связанные с ведением переговоров, затраты, связанные с оформлением учредительных документов и другие. Нельзя назвать информацию в отчетности корректной и актуальной при наличии в ней именно этих, неденежных трансакционных издержек. Тем не менее, они столь же реальны, как и те издержки, которые подтверждаются бухгалтерскими документами, и поэтому невозможно принять адекватное управленческое решение без их учета. Сложившаяся система планирования и учета на сельскохозяйственных предприятиях направлена на составление форм плановой, бухгалтерской и налоговой отчетности и не предназначена для получения своевременной достоверной управленческой информации, в том числе и о трансакционных издержках. Выделить трансакционные издержки сельскохозяйственных предприятий можно лишь на основе изучения документооборота предприятия. Используя данные бухгалтерской отчетности, подкрепленные управленческой отчетностью, я рассчитал трансакционные издержки на сельскохозяйственных предприятиях Воронежской области.

Так, в СХА «Родина Пятницкого» Таловского района Воронежской области величина трансакционных издержек в 2011 г. составила 17 551 тыс. руб., или 26,1 % от общей суммы затрат предприятия (табл. 1). Анализ показывает, что в структуре трансакционных издержек предприятия наибольший удельный вес занимают трансакционные издержки в форме упущенной выгоды – 27,7%, из которых 7,9% составляют потери в цене при расхождении в определении качества, 7,2% – потери в цене из-за невыгодных условий реализации, 2,6% – потери за счет уменьшения фактического объема продукции в процессе реализации. Величина внутри фирменных трансакционных издержек составляет 4,9%, а внешних – 3,5%. Данные подтверждаются и расчетами по группе сельскохозяйственных предприятий Воронежской области. На рассмотренных предприятиях доля трансакционных издержек в общей сумме затрат весьма значительна и составляет от 23,3 до 32,9% (диаграмма 1).

 

 

 

 

 

Таблица 1 – Расчет доли трансакционных издержек в общей величине издержек СХА «Родина Пятницкого» Таловского района за 2008-2011 гг., тыс. руб.  [ Источник: бухгалтерский баланс СХА «Родина Пятницкого» Таловского района Воронежской области (2008 – 2011 гг.), экспертные оценки и данных первичного учета]

В таблице 1 представлены издержки  СХА «Родина Пятницкого».

 

 

Диаграмма 1 – Величина трансакционных издержек на сельскохозяйственных предприятиях Воронежской области в 2011 г., %

На диаграмме 1 указана величина трансакционных издержек на пяти сельскохозяйственных предприятиях Воронежской области: СХА «Родина Пятницкого», ЗАО «Землянское», ООО «Колбино», ООО «Возрождение» и ООО Агрокультура «Этиль».

Используя данные бухгалтерской отчетности, подкрепленные управленческой отчетностью, я рассчитал трансакционные издержки на сельскохозяйственных предприятиях Воронежской области, они представлены на диаграмме 1. Исходя из проведенного анализа сельскохозяйственных предприятий Воронежской области наибольший удельный вес занимают трансакционные издержки в форме упущенной выгоды. В их структуре трансакционные издержки, которые возникают за счет потери в цене при расхождении в определении качества произведенной продукции, особенно велики.

2.2. Основные направления  совершенствования управления

трансакционными издержками

Высокая доля трансакционных издержек ограничивает возможности экономических агентов, вследствие этого наиболее приоритетным направлением в совершенствовании управления этими издержками является выбор путей их минимизации. Снижение трансакционных издержек возможно при увеличении размеров предприятия. Предприятие может расширяться до тех пор, пока издержки на организацию внутри него дополнительной трансакции не сравняются с издержками на ту же цель через обмен на открытом рынке или с издержками на организацию трансакции через другое предприятие.

 


 

 

 

 


 

 

Таблица 2 - Направления снижения трансакционных издержек

 

На таблице 2 показаны различные способы, с помощью которых можно снизить трансакционные издержки.

Существует две модели поведения предприятия: интенализация и экстенализация. Руководство предприятия должно решить, что выгоднее вконкретном случае: выполнить операцию или определенный вид деятельности собственными силами (т.е. интенализировать операцию, например,открыть торговую дочернюю компанию) или воспользоваться услугами независимого предприятия (т.е. экстенализировать операцию). Создание интегрированных структур (агрофирм, ассоциаций, финансово-промышленных групп, агрохолдингов) позволит шире развивать кооперацию и интеграцию сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков сырья, что обеспечит снижение трансакционных издержек, возникающих в условиях высокой неопределенности аграрного рынка, а также издержек, связанных с поисками добросовестных партнеров и покупателей производимой продукции. Таким образом, появится возможность формирования сбалансированной товарной политики и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также переработка сельскохозяйственного сырья на месте, что снизит транспортные расходы, затраты времени на оформление товарно-транспортных накладных и другой документации. Трансакционные издержки могут быть сокращены путем рациональной ассортиментной политики. Необходимо осуществлять контроль за номенклатурой производимого товара, своевременно принимать решения о включении нового товара в ассортимент предприятия, а также о снятии продукции с продажи, для того чтобы избежать неэффективных затрат и, как следствие, максимизировать прибыль предприятия. Ассортиментная политика предполагает знание жизненных циклов производства и реализации товаров, без которых нельзя эффективно управлять ассортиментом продукции.

2.3. Анализ трансакционных издержек в системе здравоохранения Российской экономики

С появлением рынка медицинских услуг трансакционные издержки появились и в структуре расходов, связанных с медицинской деятельностью. Причем они характерны как для государственного, так и для частного здравоохранения. Отличаются  друг от друга только тем, насколько объемно они представлены в структуре расходов. Безусловно, трансакционных издержек больше в медицинском бизнесе, чем в государственном здравоохранении. Однако по мере вступления государственных медучреждений в рыночные отношения они неизбежно сталкиваются с данным видом издержек. При этом проблематичным моментом является способ их учета и финансирования.

Информация о работе Анализ трансакционных издержек в различных секторах российской экономики