Анализ затрат на качество продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 10:26, реферат

Описание работы

Никакие рыночные цели организации не могут быть достигнуты, если его продукция не пользуется спросом. Поэтому вопросы, связанные с обеспечением качества, не могут рассматриваться в отрыве от экономической деятельности предприятия. Следовательно, с развитием конкуренции производителей появляется насущная необходимость тесной увязки затрат на качество с конечными результатами производственной деятельности, уровнем качества изделий, объемом продаж, прибылью, что позволяет эффективнее управлять предприятием и добиваться более высокой прибыли.

Файлы: 1 файл

анализ затрат на качество продукции.doc

— 369.50 Кб (Скачать файл)

 

Затраты на данное сырье по сравнению с планом без учета изменения его расхода возросли на 13%:

(504 – 446)/446 ∙ 100% = 13%.

Однако из таблицы видно, что  вследствие уменьшения толщины стального  листа на изготовление изделия его  требуется меньше на

100% - 24,97/40,55 ∙100% = 38,42%.

Можно рассчитать индекс затрат с  учетом качества и проанализировать влияние на него обоих факторов: изменения расхода нового сырья и его стоимости.

 


 

где Iзк – индекс затрат с учетом качества;

qнк – расход нового по качественным характеристикам сырья, нат. ед.;

qск – расход старого по качественным характеристикам сырья, нат. ед.;

zнк – затраты (стоимость) нового сырья, ден. ед.;

zск – затраты (стоимость) старого сырья, ден. ед.;

                                   – индекс, учитывающий изменение качества сырья, без изменения его стоимости;

      – индекс, учитывающий  изменение затрат на продукцию,  с учетом изменения качества сырья.

Тогда для нашего примера:

 

Таким образом, с учетом потребления  более качественного сырья индекс затрат с учетом качества составил 69,7%, т.е. затраты снизились по сравнению с планом на 30,3% (100,0% – 69,7%).

За счет снижения расхода высококачественной листовой стали по сравнению с  запланированной изменение составило:

 

Таким образом, снижение составило 38,6% (100,0% – 61,4%).

Изменение же стоимости нового качественного  материала, вызванное повышением трудоемкости его обработки и оплаты трудозатрат, равняется:

 

Т.е. стоимость материала повысилась на 13,4% (113,4% – 100,0%).

Проверить можно следующим образом:

 

что подтверждает правильность проделанных  вычислений.

Для оценки качества и  конкурентоспособности изделия  возможно также применение метода бальной оценки и метода удельной цены. Метод бальной оценки основан на выставлении каждому качественному параметру изделия балла с учетом значимости этого параметра для изделия в целом и избранной для оценки шкалы – 5-, 10- или 100-балльной. После этого определяется средний балл изделия, характеризующий уровень его качества в баллах. Для расчета цены новой продукции можно использовать формулу:


где Рн – цена новой продукции, ден. ед.; Рб – цена базовой продукции, ден. ед.; Бб – сумма баллов, характеризующих параметры качества базовой продукции; Бб – сумма баллов, характеризующих параметры качества новой продукции.

Метод удельной цены заключается в  определении цены на основе расчета  стоимости единицы основного параметра качества: мощности, производительности и т.д. Для расчета используется формула:

 

где Пн – значение основного параметра качества нового изделия, балл; где Пб – значение основного параметра качества базового изделия, балл;

Оба этих метода целесообразно применять  как составные части сравнительного анализа изделий для решения  вопроса об их запуске в производство или эффективности предлагаемых качественных усовершенствований. Однако, на практике для решения вопроса о выборе изделия для запуска в производство должны проводиться все виды проектного анализа: коммерческий, технический, организационный, социальный, экологический и экономический. Для этого следует применять все доступные в каждой конкретной ситуации методы. Только такой анализ может считаться полноценным и дать объективный результат для принятия управленческого решения.

 

4. Анализ брака и  потерь от брака

 

Политика предприятия  должна изначально иметь целью высокое качество продукции. Однако брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Его необходимо учитывать.

Брак может быть обнаружен на самом предприятии-производители  и за его пределами. Проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции брак свидетельствует как о плохом ее качестве, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией.

Рекламации сравнивают по стоимости  и по количеству с прошлым периодом. Их рассчитывают на 100, 1000, 10000 изделий в зависимости от объема производства. Появление рекламации наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.

При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели.

Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованные изделия и расходов на исправление исправимого брака. Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц-виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов.

Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным отношением абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции.

Рассмотрим пример.

Таблица 7

Расчет показателей брака

Показатель, ден. ед.

Предыдущий год

Отчетный  год

1

Себестоимость окончательного брака

20 000

24 000

2

Расходы по исправлению  брака

10 000

7 500

3

Абсолютный  размер брака (с.1 + с.2)

30 000

31 000

4

Стоимость брака  по цене использования

6 000

6 500

5

Суммы, удержанные с лиц-виновников брака

-

1 500

6

Суммы, взысканные с поставщиков

-

8 000

7

Абсолютный  размер потерь от брака (с.3 - с.4 - с.5 - с.6)

24 000

14 700

8

Валовая (товарная) продукция по производственной себестоимости

400 000

420 000

9

Относительный размер брака (с.3 / с.8 · 100%)

7,5

7,5

10

Относительный размер потерь от брака (с.7 / с.8 · 100%)

6,0

3,5


Из табл. 7 можно сделать вывод, что основной причиной брака явилась поставка некачественного сырья или иных видов материальных ресурсов. В отчетном году, основываясь на опыте предыдущего периода, производитель составил договор на поставку материалов, предусматривающий компенсацию в случае их низкого качества, которая и позволила сократить абсолютный размер потерь от брака на 9 300 ден. ед. (24 000 –                              14 700) или на 38,75% (14 700 / 24 000 · 100%).

Относительный размер потерь от брака  снизился на 2,5%.

Можно также определить стоимость годной продукции, которая могла бы быть получена при отсутствии брака (∆q). Для этого следует фактический объем товарной продукции в плановых ценах (q1Pпл) умножить на долю окончательного брака производственной себестоимости (dо.б.).

Пусть для нашего примера q1Pпл  = 500 000 ден. ед. Тогда

 

Менеджеры должны рекомендовать руководству  фирмы найти предприятие, поставляющее более качественное сырье для данного производства.

Анализ брака, обнаруженного на предприятии, и анализ рекламаций следует начинать с изучения причин их возникновения. Это позволит более точно определить размер израсходованных средств и пути снижения затрат на обеспечение качества продукции.

Однако затраты, связанные с  решением проблем по возникновению, предотвращению брака, иногда могут превышать затраты, которое несет предприятие, если брак не устранен. Для этого следует тщательно проанализировать затраты на предотвращение различных дефектов и их устранение. В этом могут помочь кривая Парето и дополнительные графики, отражающие издержки, связанные с этими дефектами, оценки издержек, связанных с решением проблем, и оценки времени, требующегося для решения проблем.

На рис. 4 определяется дефект, приводящий к наибольшему числу отказов, но последующие графики (рис. 5, 6 и 7) показывают, что область наибольшего числа дефектов не соответствует области наибольших издержек для компании, вызываемых браком, поскольку имеющая этот дефект деталь гораздо дешевле, менее важна или легче поддается исправлению. Если деталь изготавливается в гораздо большем количестве по сравнению с остальными, то число дефектов этого вида может ввести в заблуждение, так как большое абсолютное число может составить в данном случае низкий процент. Например, 5% случаев отказа из 10 000 деталей составляет 500 случаев брака, но 20% из 1 000 деталей – «всего лишь» 200 случаев.

Рис. 4. Кривая Парето для  различных дефектов

Рис. 5. Взаимосвязь издержек и дефектов


 

Рис. 6. Издержки предупреждения брака

Рис. 7. Сроки, необходимые  для устранения причин, вызывающих дефекты


 

Конечно же, при увеличении издержек на управление качеством издержки брака  будут уменьшаться. Однако это не значит, что предприятию стоит  неограниченно увеличивать затраты на качество. Необходимо постоянно анализировать издержки на управление качеством, издержки брака и общие издержки предприятия, т.к. при необоснованном увеличении затрат на качество возможен рост общих издержек.

Издержки контроля качества и издержки брака могут быть нанесены на один и тот же график, как это сделано  на рис. 8.


Рис. 8. Экономическая эффективность  управления качеством

 

Точка пересечения этих двух кривых обычно является точкой минимальных  издержек. Но на практике нелегко получить даже приблизительную оценку, поскольку приходится учитывать много других переменных. Тем не менее эта задача является самой важной задачей для руководства. На многих фирмах такие расчеты не производятся, хотя расчет затрат на качество может служить источником огромной экономии.

 

Заключение

 

Затраты на обеспечение  качества продукции являются частью общих затрат на производство и эксплуатацию продукции за весь период ее службы. С экономических позиций эти затраты представляют собой сумму текущих и единовременных затрат, используемых изготовителем и потребителем на всех этапах жизненного цикла продукции.

Анализ расходов на качество проводится в основном с целью определения  важнейших и первоочередных задач по повышению качества. В зависимости от целей, задач анализа на качество и возможностей получения необходимой информации методу управления затратами могут быть различны. На это влияет и прохождение продукцией определенного этапа деятельности предприятия.

Политика предприятия должна быть направлена на достижение высокого качества. Брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Но в любом случае затраты на брак также необходимо анализировать.

Умело организованный анализ затрат на качество и затрат брака может  стать источником значительной экономии для предприятия, а также может повысить имидж предприятия в глазах потенциальных клиентов.

 

Список используемых источников

 

  1. Карначева Т. Г. Оценка затрат на качество продукции // Автоматизация и современные технологии, №6, 1996
  2. Крылова Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. – М: Издательство стандартов, 1992
  3. Робертсон А. Управление качеством. – М: Прогресс, 1974
  4. Управление качеством / под ред. С. Д. Ильенковой. – М: ЮНИТИ, 1998
  5. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции. – М: Экономика, 1986

Информация о работе Анализ затрат на качество продукции