Андеррайтинг в страховании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 14:36, реферат

Описание работы

Андеррайтинг является самой сутью страхования. Поэтому разработка адекватных критериев оценки эффективности андеррайтинга страховой компании является первым шагом на пути повышения прибыли и рыночной стоимости страховой компании.
Сейчас в Украине наблюдается существенное повышение интереса к страхованию вообще и теоретическим основам страхования в частности. Учитывая тот факт, что коммерческого страхования в Советском Союзе не было, первые украинские с

Файлы: 1 файл

prymachuk_1_1.docx

— 38.25 Кб (Скачать файл)

Андеррайтинг в страховании.

Андеррайтинг является самой сутью страхования. Поэтому разработка адекватных критериев оценки эффективности андеррайтинга страховой компании является первым шагом на пути повышения прибыли и рыночной стоимости страховой компании.

Сейчас  в Украине наблюдается существенное повышение интереса к страхованию  вообще и теоретическим основам  страхования в частности. Учитывая тот факт, что коммерческого страхования  в Советском Союзе не было, первые украинские страховые компании столкнулись  с недостатком литературы о страховании  и были вынуждены восполнять дефицит  знаний путем проб и ошибок. За 15 лет, которые прошли с момента  объявления независимости Украины, ситуация серьезно изменилась. В Украине  появился целый ряд работ, в основном учебников, по проблемам страхования, появились специализированные периодические  издания. Но ряд важных вопросов организации  и ведения страхового бизнеса  остается нераскрытым. Одним из таких  вопросов является андеррайтинг (underwriting), как ключевой бизнес-процесс любой страховой организации. Ведь основная функция любого страховщика — это эффективное управление рисками страхователей. 
Данная статья посвящена рассмотрению «андеррайтинга» в страховой компании и путям оценки его эффективности. Публикаций на эту тему в украинской литературе практически нет, поэтому и нет какого-то общепринятого взгляда на эту проблему. Статья не претендует на полноту охвата темы и является общими набросками к изучению андеррайтинга в страховой компании. 
Согласно определению термина «андеррайтинг», приведенного в словаре терминов Международной ассоциации органов по надзору за страхованием (IAIS), андеррайтинг— это процесс, посредством которого страховая компания определяет, акцептовать ли предложение (заявление) страхователя о заключении договора страхования, и если акцептовать, то на каких условиях. Однако такое определение является слишком общим и ничего не говорит о том, из каких действий (процессов) состоит андеррайтинг. 
Предлагаем следующее определение термина. Андеррайтинг — это деятельность страховщика, направленная на оценку рисков, принимаемых в страхование, определение адекватного страхового тарифа и условий страхования, формирование прибыльного страхового портфеля. 
Таким образом, основными функциями андеррайтинга являются:

  1. Оценка рисков. Любой риск характеризуется определенными параметрами: количественными (вероятность ущерба, наибольший возможный ущерб, математическое ожидание ущерба и т. д.) и качественными (качество системы противопожарной безопасности, наличие сигнализации, уровень подготовки и опыт пилотов). Оценка рисков состоит в определении параметров каждого из рисков;
  2. Определение адекватного страхового тарифа. Страховые тарифы рассчитываются актуарно, а задача андеррайтера состоит в выборе адекватных повышающих (понижающих) коэффициентов к базовому тарифу, в зависимости от специфики конкретного договора страхования;
  3. Определение условий страхования. Одним из инструментов управления прибыльностью страховой организации, наряду со страховыми тарифами, являются условия страхования (широта страхового покрытия, исключения из страховых событий и т. д.);
  4. Формирование прибыльного страхового портфеля. Под страховым портфелем будем понимать сумму всех страховых брутто-премий, полученных (начисленных) на протяжении андеррайтингового года по некоторому виду страхования или по всем видам страхования, за вычетом расходов на привлечение страхователей (агентские и брокерские вознаграждения) и расходов не ведение дела.

Показатели эффективности

Оценить качество андеррайтинга той или иной страховой компании можно по тому, насколько эффективно выполняются функции андеррайтинга. Ранее отмечалось, что основными функциями андеррайтинга являются: оценка рисков, определение адекватных страховых тарифов и условий страхования, а также формирования прибыльного страхового портфеля. Последняя функция является результирующей, т. е. андеррайтинговая прибыль по страховому портфелю зависит от того, насколько эффективно были выполнены предыдущие три функции. Таким образом, оценку эффективности андеррайтинга можно свести к оценке прибыльности страхового портфеля. Основные показатели оценки прибыльности страхового портфеля: 

1. Прибыльность страхового портфеля (относительный показатель).Рассчитывается как отношение андеррайтинговой прибыли (АП) по портфелю к размеру страхового портфеля (СП):

Прибыльность = АП / СП

Показатель  прибыльности показывает, сколько гривен андеррайтинговой прибыли зарабатывает страховая компания на каждую гривну привлеченных страховых премий. 
2. Прибыль в абсолютном выражении. Прибыльность в 10% по портфелю в 100 млн. дает прибыль в 10 млн., в то время как прибыльность в 40% по портфелю в 10 млн. дает прибыль в 4 млн. Поэтому, кроме относительных показателей, следует рассматривать и абсолютные. 
Задача состоит в выработке некоторого соотношения между прибыльностью в процентах и прибылью в абсолютных величинах. С одной стороны, страховщика интересует прибыльность как некоторый процент от привлеченных премий, потому что на каждую гривню премий приходятся несколько копеек расходов на привлечение клиентов (аквизиционных расходов). С другой стороны, аквизиционные расходы могут быть постоянными или повышаться в меньшей степени, чем растут привлеченные платежи. Кроме того, привлечение дополнительных премий можно осуществлять либо за счет снижения тарифов, либо за счет принятие на страхование более опасных рисков, что отразится на прибыльности (относительном показателе).

3. Структура страхового портфеля. Постоянно отслеживая структуру страхового портфеля и, соответственно, выявляя наиболее рисковые группы клиентов, объектов страхования, страховщик может оптимизировать доходность по портфелю. Также, следует формировать такой страховой портфель, который был бы слабо подвержен катастрофическим убыткам. Например, если мы говорим о страховании недвижимости от стихийных бедствий, то следует обеспечить географическое распределение объектов страхования, входящих в этот портфель.

4. Оптимальный размер страхового  портфеля. Под размером страхового портфеля будем понимать здесь количество однородных, статистически независимых друг от друга объектов страхования. Ранее страховым портфелем мы называли объем привлеченных премий, но для анализа оптимальности размера страхового портфеля нужно использовать количество объектов страхования, т. к. именно от него зависит ошибка выборки по портфелю и отклонение фактического объема выплат от расчетного. Можно утверждать, что существует некий интервал значений размера страхового портфеля, при котором прибыльность по портфелю является наибольшей.

Наличие нижней границы оптимальности определяется тем, что до того момента пока будет  сформирован некий минимальный  страховой портфель из однородных рисков, мы не можем говорить о стабильности страховых операций. Это связано  с тем, что страховые тарифы рассчитываются на основе статистических данных по рынку (региону) в целом, а наш страховой  портфель является лишь выборкой из совокупности. Чтобы выборка была репрезентативной она должна иметь некий минимальный  размер. До того, как этот размер будет  достигнут, наши страховые тарифы будут  либо слишком высокими, либо слишком  низкими. С другой стороны, при маленьком  страховом портфеле одна-две крупные  выплаты могут привести к убытку по портфелю в целом. 
Верхняя граница оптимальности обусловлена тем, что страховщик может оказаться в ситуации, когда дополнительное увеличение страхового портфеля будет происходить за счет «плохих рисков», вероятность страхового события по которым слишком велика. То есть будет страховаться все подряд лишь бы нарастить портфель. Стоит также отметить, что верхняя граница может вообще отсутствовать, если страховщик проводит грамотный андеррайтинг и тогда задача страховой компании сводится к максимально возможному наращиванию страхового портфеля.

Андеррайтинг по страхованию жизни.

Рассмотрим особенности применения андерайтинга на примере страхования жизни.

Первичную и дополнительную информацию, полученную от Страхователя, Страховщик использует для оценки степени риска  и решения вопроса об условиях принятия риска на страхование.

Первичная информация содержится в  Заявлении на страхование и Дополнении к нему.

Дополнительная информация предоставляется  Страховщику в том случае, если в первичной информации есть основания  считать риск, заявленный на страхование, "нестандартным". Такими основаниями  могут быть опасные заболевания  Застрахованного, наличие у него вредных привычек, его принадлежность к опасной профессии, отсутствие финансовой возможности у Страхователя платить страховые взносы и прочее.

На основании первичной и  дополнительной информации Страхователь осуществляет медицинский, профессиональный и финансовый андеррайтинг.

По результатам андеррайтинга страховая компания может принять риск по стандартному или завышенному тарифу или отказать Заявителю в страховании.

Одним из важных требований при заключении договора страхования жизни является оценка риска (андеррайтинг).

Процедура андеррайтинга помогает правильно определить денежную сумму, которую будет вносить клиент для накопления и получения страховой защиты.

В процессе заполнения Заявления на страхование жизни, компания произведет оценку ряда факторов:

  • Состояние Вашего здоровья, на текущий момент.
  • Состояние Вашего здоровья в прошлом.
  • Ваша профессия (например: водитель дальнобойщик, имеет больше рисков для жизни, чем офисный служащий).
  • Привычки (табакокурение, употребление спиртных напитков и прочее);
  • Хобби (увлечение альпинизмом или подводным плаваньем могут увеличить страховой взнос).
  • Возраст (при прочих равных условиях 50-и летний заявитель заплатит больше чем 30-ти летний).
  • Пол (на размер страхового взноса влияет средняя продолжительность жизни мужчин и женщин). Необходимо отметить, что вся информация, полученная от клиента, является строго конфиденциальной. Андеррайтер страховой компании обрабатывает полученную от клиента информацию и выносит свое заключение о принятии заявителя на страхование и размере страхового платежа.

 

Юридические основы страхования.

Страхование в системе  гражданского права

 

Правовое регулирование страховых  отношений охватывает права и  обязанности сторон, участвующих  в страховании. Этими сторонами, прежде всего, являются страховщики  и страхователи. Кроме того, в страховании участвуют и другие физические и юридические лица:

  • получатели страхового возмещения, страховых и других сумм, если они не являются страхователями;
  • учреждения банков;
  • финансовые, налоговые и правоохранительные органы;
  • организации государственного управления и др.

Все правовые отношения, связанные с проведением страхования, можно подразделить на две группы:

  1. правоотношения, регулирующие собственно страхование, т.е. процесс формирования и использования страхового фонда;
  2. правоотношения, возникающие по поводу организации страхового дела, т.е. деятельности страховщиков, их взаимосвязи с банками, бюджетом, органами государственного управления.

 И те и другие право отношения регулируются законодательными и другими правовыми актами. Однако принято считать, что только первая группа правоотношений охватывается сферой гражданского права, а вторая - государственного, административного, финансового, уголовного, процессуального и других отраслей и под отраслей права. Гражданское право и соответственно гражданское законодательство регулируют товарно-денежные и иные имущественные и неимущественные отношения, возникающие между субъектами гражданских правовых отношений.

В качестве субъектов  гражданского права выступают граждане (физические лица), предприятия, учреждения и организации (юридические лица) и властные государственные органы. Объектами гражданских правоотношений являются материальные и денежные ценности, включая предметы творческого, интеллектуального труда, а также другие материальные и нематериальные блага.

В качестве объектов страховых отношений также выступают материальные и денежные ценности (имущество, доходы, риски предпринимательской деятельности, гражданская ответственность по поводу возможного нанесения вреда), а также нематериальные личные блага человека - жизнь, здоровье, трудоспособность, т. е. риск потери семейных доходов в связи с утратой здоровья или наступлением смерти в период страхования. Субъектами указанных отношений являются стороны, участвующие в страховании: страховщики, страхователи и другие лица. Все это свидетельствует о принадлежности страховых правоотношений к сфере гражданского права.

В свою очередь, гражданское право  охватывает право собственности, обязательственное  право, авторское и изобретательское право, наследственное право. Поскольку  страховые правоотношения, отражая  существо категории страхования, имеют  форму взаимных обязательств сторон, эти правоотношения относятся к обязательственному праву.

Одна из сторон, участвующих в страховании, - страховщик, принимает на себя страховой риск другой стороны - страхователя, т. е. его потребность в страховой защите соответствующих объектов страхования. В соответствии с этим страховщик берет на себя обязательство выплатить страховое возмещение, страховую или иную сумму страхователю или другому лицу в связи с наступлением страхового случая, если этот случай повлек за собой оговоренные заранее разрушительные или иные последствия.

Другая сторона - страхователь берет на себя обязательство уплатить страховщику обусловленные страховые взносы и выполнить другие действия, связанные со страхованием. Иными словами, страховые обязательства являются возмездными (поскольку возможны и безвозмездные - бесплатные). За страховую услугу страховщика страхователь платит страховые взносы. Это обстоятельство также вытекает из сущности категории страхования, которая выражает отношения по формированию денежного страхового фонда за счет поступления страховых взносов (платежей) от страхователей и использования этого фонда только среди тех же страхователей.

Обязательственные правоотношения при  страховании затрагивают не только страховщика и страхователей, но и других физических и юридических  лиц - застрахованных, посмертных получателей  страховой или иной суммы, наследников  страхователя или застрахованного, предприятия и организации, не являющиеся страхователями, но связанные с проведением  страхования, медицинские, правоохранительные и другие учреждения.

Информация о работе Андеррайтинг в страховании