Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:18, курсовая работа
На сегодняшний день одной из самых актуальных является тема экономического кризиса. Современный кризис коснулся каждого из нас. В итоге многое в нашей жизни поменялось. В своей работе я решила раскрыть основные аспекты антициклического регулирования экономики, особенно уделяя внимание антикризисной политике государств и, конечно же, кризису и антикризисному управлению непосредственно в России.
Введение 3
Глава I. Основные понятия 4
1.1 Понятие экономического кризиса 4
1.2 Экономические циклы 5
1.3 Государственное антициклическое регулирование 7
Глава II. Антикризисная политика 10
2.1 Причины возникновения мирового кризиса 2008г 10
2.2 Антикризисная политика государств 12
Перспективы сохранения стабильности 20
2.3 Антикризисная политика правительства России. Проблемы ее реализации. 22
Приоритеты антикризисной политики в России: 25
2.4 Сравнение антикризисных мер 26
Заключение 28
Вывод 29
Список основных источников 32
В антикризисных мерах правительства о борьбе с этой напастью говорится много, но ни одной конкретной меры по обузданию роста цен не прописано.
Более того, мораторий3 на рост естественных монополий, который многим независимым экспертом кажется логичным решением хотя бы на один год, правительством отвергнут.
Считается, что такие ценные кормильцы бюджета, как РЖД, Газпром и энергетики, не должны терпеть неудобств даже в кризисный период.
Достаточно распространенной в мире мерой по противостоянию кризису, является маневрирование налогами и пошлинами.
Некоторые страны идут на снижение экспортного НДС – с целью облегчить бремя своим компаниям.
Китай, к примеру, обнулил экспортные пошлины на 102 вида товаров и еще на 23 – резко снизил.
Россия же ограничилась
лишь некоторым понижением налога на
прибыль – что бизнесу
Существуют различные взгляды на причины циклических колебаний, однако несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм, развившееся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения.
В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.
Например, сторонники
кейнсианских рецептов большее внимание
уделяют бюджетной политике (главным
образом это связано с
Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования.
По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах - в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.
Несмотря на
такие, казалось бы, существенные различия,
есть общее понимание этими
В общем и
целом о политике, которую должно
проводить государство в целях
сглаживания циклических
Вывод
Нарисованную картину кризисов и циклов нельзя считать полной. Кроме изученных форм существуют глобальные длительные кризисные явления, вызванные факторами самого разного происхождения. Это проблема слаборазвитости, экологический, демографический, энергетический кризисы.
Особо следует отметить весьма болезненные и порою длительные потрясения, обусловленные несовершенством, ущербностью самой социально-экономической и политической системы. Примеров подобного рода можно найти немало. Тяжелым как для страны, так и для мира в целом является всеохватывающий и глубокий кризис, в котором оказалось, подчиняясь неизбежному ходу событий, наше государство. Выход из него предполагает необходимость «созидательного разрушения» (Й. Шумпетер) основ и механизмов прежней экономической системы.
В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. И от антикризисной политики, разработанной правительством, во многом зависит скорость выхода стран из кризиса.
В результате финансового кризиса, необходимо инвестировать в права человека столь же целенапрвленно, как и в рост экономики, следует расширять и поддерживать возможности людей и только в таких условиях возможно восстановление экономики.
Необходимо
понимать, что сейчас формируется
новая структура мировой
Вместе с тем, по итогам третьего квартала 2009 года можно констатировать, что российская экономика вышла из острой фазы кризиса. Об этом свидетельствует возобновление роста российской экономики во второй половине 2009 года. В III и IV кварталах 2009 года, по предварительной оценке, прирост ВВП (с учетом сезонности) составил 1,1% и 1,9% соответственно.
Принимаемые меры позволили улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы, способствовали стабильной работе аграрного сектора.Проводимая Правительством Российской Федерации антикризисная политика не только позволила предотвратить более глубокий спад, но и привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста. Другими важными факторами стали также рост цен на мировых рынках углеводородов и иных товаров российского экспорта, оживление мировой экономики.
В любом случае, я абсолютно согласна со знаменитым высказыванием Рузвельта:
Чтобы достигнуть порта, нам нужно плыть, а не стоять на якоре, плыть, а не дрейфовать. (Ф. Рузвельт)
Виновниками тяжелого положения в стране президент так же назвал «некомпетентных банкиров и неразборчивых в средствах ростовщиков».
Выводы, к которым пришел Рузвельт в борьбе с кризисом, очевидно актуальны и сегодня: «Мы осознали, что экономика требует перестройки и нравственного реформирования. Нравственного реформирования — поскольку экономические бедствия последних лет в значительной мере произошли именно из-за того, что ведущие деятели наших финансов и бизнеса пренебрегали простейшими принципами справедливости».
1 ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА — положительное сальдо бюджета, превышение доходов над расходами.
2 Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — международная (региональная) экономическая организация.
3 Мораторий (от лат. moratorius — замедляющий, отсрочивающий), отсрочка исполнения обязательств, устанавливаемая правительством на определённый срок или до окончания каких-либо чрезвычайных событий (например, войны, стихийных бедствий). Распространяется на все обязательства (общий М.) или только на некоторые их виды, или на отдельные категории должников.
В буржуазных странах правительства прибегают к М. в период экономических кризисов; как правило, М. распространяют на операции банков по внешним займам. Особая форма М. — банковский М., при котором по распоряжению правительства закрываются на некоторое время кредитные учреждения. Характерен для современного валютно-финансового кризиса: например, девальвация американского доллара в 1971—73 сопровождалась неоднократным закрытием главных валютных рынков Западной Европы в Японии.