Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:20, реферат
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений в России, в том числе и с учетом мирового опыта.
Введение 3
1. Виды инфляции 3
2. Причины инфляции 4
3. Виды антиинфляционной политики 6
4. Антиинфляционная стратегия и тактика 10
5. Цели и ограничения антиинфляционной политики 16
6. Формы и методы антиинфляционной политики 20
Заключение 23
Список литературы 25
Встречается и некий третий вариант - тотальный административный контроль над ценами. Однако монетаристами наиболее ожесточенной критике подвергаются любые попытки затормозить инфляцию с помощью разнообразных форм государственного контроля над доходами и ценами. М. Фридмен полагает, что "намного больше вреда приносят меры по сдерживанию инфляции, нежели сама открытая инфляция". И, действительно, тотальный контроль над ценами и доходами - это не решение проблемы инфляции, которая в этом случае просто переходит в подавленную форму, победить которую маловероятно. Таким образом, критерием подлинно антиинфляционных мер является их воздействие на глубинные причины и механизмы инфляции.
Иллюзией представляется позиция, в соответствии с которой возможна, якобы, полная и окончательная победа над инфляцией. Ведь для решения этой задачи требуется устранение всех причин инфляции, целиком разрушить все ее механизмы (необходимо постоянно поддерживать баланс доходов и расходов государственного бюджета, структурную сбалансированность воспроизводства, ликвидировать монополизм и т.п.). Так, накопив значительный государственный долг, правительство оказывается в инфляционной ловушке, поскольку его обслуживание становится все более весомым компонентом государственных расходов, воспроизводящим бюджетный дефицит. Инфляция не посещает страну лишь в случае, если инвестиционный спрос фирм оказывается в ней не больше, чем отложенные домохозяйствами сбережения. В противном случае в экономике, как известно, складывается ситуация "инфляционного разрыва" сбережений и инвестиций, толкающая цены вверх. Стремясь не допустить инфляции, правительство не должно чрезмерно облагать домохозяйства налогами излишне активно вторгаться в сферу перераспределения доходов - иначе сбережения населения окажутся опять-таки ниже инвестиционного спроса. Между тем напряженная социально-экономическая и политическая ситуация в стране в определенный момент вполне может подвигнуть власти к осуществлению интенсивных перераспределительных процессов с их неизбежными инфляционными последствиями.
Полная остановка инфляции к тому же имела бы и негативные последствия. Это означало бы отказ от антициклического регулирования экономики, от использования инструментов экспансионистской монетарной политики для стимулирующего воздействия на процентные ставки, курсы акций, инвестиции, объем производства. Но там, где политика краткосрочной стабилизации все же проводится, неотвратимо проявляется ее инфляционный эффект. Инфляция неизбежна и в связи с межстрановыми перемещениями капиталов в погоне за более высокой ставкой процента: там, где эта ставка более высока (например, из-за большого дефицита госбюджета), предложение денег - а значит, и уровень инфляции - относительно высоки. К тому же нельзя полностью исключить и вероятность ошибочных действий центрального банка при установлении допустимых пределов роста денежной массы на перспективу в рамках политики таргетирования. Инфляция неизбежна и в связи с тем, что для ее прекращения необходимо отсутствие у населения инфляционных ожиданий. Нужны люди со здоровой рыночной психологией, которые, замечая повышение общего уровня цен, уверены в их последующем сокращении в вязи с действием эффекта Пигу.
Таким образом, инфляционная болезнь неизлечима: современная экономика, основанная на бумажно-денежном обращении, инфляционна по самой своей сути. Поэтому при постановке целей антиинфляционной политики правительство по сути дела указывает лишь стратегический ориентир, тот горизонт, который удаляется по мере к нему приближения. Борьба с инфляцией - не политическая программа, рассчитанная на определенный срок (о реализации которой предполагался бы строгий отчет), а бессрочная, повседневная обязанность государства, его постоянно выполняемая функция, Реальная цель властей состоит лишь в том, чтобы сделать инфляцию умеренной, сбалансированной, прогно-зируемой, а значит, и контролируемой.
Основными формами стабилизации денежного обращения, зависящими от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы и антиинфляционная политика.
Денежные реформы. Они проводились в условиях металлического денежного обращения - при серебряном или золотом стандарте, а также после второй мировой войны, когда действовал золотодевизный, или золотодолларовый стандарт.
После окончания войн и революций стабилизация денежного обращения как один из важнейших способов восстановления экономики проводилась при помощи следующих методов: нуллификации, реставрации (ревальвации), девальвации и деноминации.
Нуллификация означает объявление об аннулировании сильно обесцененной единицы и введении новой валюты.
Реставрация - восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы.
Девальвация - снижение золотого содержания денежной единицы.
Деноминация - метод «зачеркивания нулей», т.е. укрупнения масштаба цен.
Особенности денежных реформ в условиях «шоковой терапии».
Методы «шоковой терапии» широко применялись в международной практике и в прошлом, и в настоящем при переходе от государственной к рыночной экономике. Несмотря на существенные отличия отдельных ее вариантов, все они заключают три основные идеи.
Первая идея - рыночные отношения являются единственным средством по излечению всех недостатков и бед государственной экономики. Поэтому провозглашается необходимость как можно более быстрого перехода к рыночной экономике, несмотря на все трудности и социально-экономические издержки.
Вторая, и центральная, идея - широкое использование свободного ценообразования должно стимулировать создание рыночных структур и институтов, прежде всего системы независимых производителей и конкурентных рынков, составляющих базу рыночной экономики.
Третья идея - переход от о государственной к рыночной экономике - неизбежно связана с заметным снижением жизненного уровня населения, главным образом в результате инфляции и безработицы.
Эффективность методов «шоковой терапии» в решающей степени зависит от того, насколько далека экономика той или иной страны в период ее огосударствления от рыночных структур, особенно от системы независимых производителей. Только в условиях существования относительно подготовленных рыночных структур или их быстрого становления срабатывает стимулирующая роль механизма ценообразования. Возникающий первоначально рост цен стимулирует увеличение производства товаров и услуг, быстро ликвидирующее дефицит. В результате происходят параллельное насыщение рынков и относительная стабилизация цен. При чрезмерно разрушенных рыночных структурах рост цен не ведет к адекватной перестройке и развитию производства, а принимает характер длительной и высокой (вплоть до гиперразмеров) инфляции. В данных случаях при «шоковой терапии» применяются дополнительные жесткие меры: замораживание заработной платы, сокращение производства, увеличение безработицы, проведение денежной реформы и прочее. Все это заметно поднимает социально-экономические издержки «шоковой терапии».
Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики - дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов.
Дефляционная политика - это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т.п. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления.
Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко, в связи с ограниченностью ее результатов.
Варианты антиинфляционной политики выбирались в зависимости от приоритетов. Если ставилась цель сдерживания экономического роста, то проводилась дефляционная политика, если целью было стимулирование экономического роста, то предпочтение отдавалось политике доходов. В случае, когда ставилась цель обуздать инфляцию любой ценой, то параллельно использовались оба метода антиинфляционной политики.
Индексация (полная или частичная) означает компенсацию потерь в результате обесценения денег. В большинстве ведущих промышленно развитых стран она распространялась на меньшую часть трудового населения (например, в США приблизительно на 10%).
Формы сдерживания контролируемого роста цен проявляются, во-первых, в «замораживании» цен на определенные товары, во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных пределах. Подобный контроль сохранился во всех ведущих развитых странах.
Конкурентное стимулирование производства включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов на корпорации, так и по косвенному стимулированию сбережений для населения (снижение налогов с населения).
Вместе с тем стали применяться меры, стимулирующие рыночную конкуренцию и снижающие ее воздействие на цены и спираль «цены - заработная плата».
Последствия инфляции экономически болезненны и опасны, негативно воздействуют на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
Отрицательные социально-экономические последствия инфляции вынуждают государства периодически проводить денежные реформы - преобразования в сфере денежного обращения для упорядочения и укрепления денежной системы.
Для эффективного регулирования инфляции необходимы формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой в этом направлении является активизация инвестиций в основной капитал. Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением. Налоги, составляющие основную часть бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. В этом направлении налоговая политика эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на развитие экономики путем уменьшения налогового бремени до приемлемого бюджетом уровня, на пресечение уклонения от уплаты налогов и на повышение их собираемости. Важным аспектом управления инфляцией является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета.
Для эффективного регулирования инфляции требуются согласованные действия Банка России и правительства, с учетом всех факторов, воздействующих на процесс обесценения денег. Появление позитивных результатов возможно в связи с переходом с 2003 г. Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на американскую модель антимонопольного регулирования. Она ориентирована не на качественные и цифровые показатели, а на оценку последствий на рынках с точки зрения положения потребителей.
Таким образом, инфляция в России должна стать регулируемым процессом, что является одним из факторов социально-экономической стабилизации страны.
1. Учебник по основам экономической теории. Под ред. Камаева В.Д., М.: Владос, 2001 г.
2. Введение в рыночную экономику. Под ред. А.Я. Лифшица, И.Н. Никулина – М.: Финансы и статистика, 2003 г.
3. Инфляция и антиинфляционная политика. Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 2000 г.
4. Экономическая теория: Учебник для вузов. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. – М.: НОРМА, 2002 г.
5. Основы экономической теории и практики рыночных реформ. Учеб. пособие. Под ред. М.М. Загорулько.–М.: Финансы и статистика, 2000 г.
6. Экономическая теория. Под ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 2004 г.
25
Информация о работе Антиинфляционная политика государства: цели, формы и методы