Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой долговременный процесс снижения покупательской способности денег. Различают открытую и скрытую инфляцию. Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен, скрытая – в усилении товарного дефицита. Цены могут колебаться одновременно с разной скоростью и разнонаправлено на межотраслевом и внутриотраслевом уровне. Несбалансированная инфляция сопровождается ценовой разбалансированностью, когда в одних секторах цены растут разными темпами, а в других могут сокращаться, называют. Ее сложнее выявить и урегулировать, чем сбалансированную инфляцию, при которой цены изменяются в одном направлении и примерно одинаковыми темпами. Самое главное, при определении открытой инфляции - установить, что общий уровень цен повышается.

Файлы: 1 файл

к.р. антиинфляционная политика гос-ва.docx

— 228.40 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ИНФЛЯЦИИ

1.1. Сущность и  причины инфляции. Виды инфляций

Инфляция представляет собой долговременный процесс снижения покупательской способности денег. Различают открытую и скрытую инфляцию. Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен, скрытая – в усилении товарного дефицита. Цены могут колебаться одновременно с разной скоростью и разнонаправлено на межотраслевом и внутриотраслевом уровне. Несбалансированная инфляция сопровождается ценовой разбалансированностью, когда в одних секторах цены растут разными темпами, а в других могут сокращаться, называют. Ее сложнее выявить и урегулировать, чем сбалансированную инфляцию, при которой цены изменяются в одном направлении и примерно одинаковыми темпами. Самое главное, при определении открытой инфляции - установить, что общий уровень цен повышается.  

В качестве показателя уровня цен можно использовать дефлятор ВВП, но также можно использовать индекс потребительских цен (ИПЦ) и индекс промышленных цен.

При этом имеются различия в подходах к расчету ИПЦ. Центральные  банки стремятся сделать этот индекс наиболее простым, это позволяет  облегчить методику расчетов, и отразить наиболее важные для населения факторы  инфляции.

Уровень инфляции при ее открытой форме определяется темпом прироста уровня цен.

«Ползущей инфляцией» называется инфляция, в условиях которой темпы роста цен не превышают 10% в год. Для «галопирующей инфляции» характерен темп роста цен от 20% до 200% в год. Для гиперинфляции характерен неограниченный рост количества денег и обращения и уровня цен. Рабочий показатель гиперинфляции для многих экономистов - 1000% в год.

Различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию. В первом случае можно прогнозировать инфляцию на какой-либо период, или она планируется правительством страны. Во втором случае происходит резкий скачок цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения.

Причины, вызывающие инфляцию:

Во-первых, это диспропорциональность  государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета, финансируемом за счет займов в центральном  эмиссионном банке страны.

Во-вторых, общее повышение  уровня цен связывается с изменениями  в структуре рынка в ХХ веке, приобретение им олигополистического  характера. Производители-олигополисты длительное время поддерживают несоответствие совокупного спроса и предложения  в целях обеспечения своего контроля над ценообразованием.

В-третьих, существует такой  феномен, как «импортируемая инфляция», связанный с ростом открытости национальных экономик и увеличением взаимозависимости между ними. Кризисы, стихийные бедствия, войны, инфляционные процессы в одних странах могут вызвать резкий скачок цен на какие-то импортируемые товары, и по цепочке - инфляцию в масштабах всей страны. Еще одна причина – инфляционные ожидания, выраженные в раскручивании темпов роста общего уровня цен по спирали: зарплата - цены и сырье - товары.

В зависимости от причин возникновения роста цен и  обесценивания денег можно выделить следующие виды инфляции: инфляция спроса; инфляция издержек; инфляция спирали цен и зарплат; «административная инфляция».

«Административная инфляция»  порождается государственными органами, различными союзами и объединениями, диктатурой монополий и проявляется  во взвинчивании тарифов на железнодорожные  перевозки, платы за услуги почты, коммунальные услуги, увеличении ставок импортных  пошлин и др. Поднимая цены в ключевых отраслях «административная инфляция»  стимулирует «инфляцию издержек». Инфляция издержек - механизм формирования цен, при котором их рост определяется не увеличением спроса, а повышением затрат. Данный вид инфляции приводит к одновременному росту инфляции и безработицы на фоне спада производства (стагнации). Инфляция спирали цен и зарплат близка по характеру к «административной инфляции» и «инфляции издержек», потому что обуславливается повышением уровня заработной платы, что приводит к росту денежной массы и увеличению издержек производства, что в итоге провоцирует рост цен на товары. Таким образом, рост цен вызывает необходимость индексации заработной платы. Выпуск в обращение дополнительной массы платежных средств создает превышение спроса над предложением, что приводит к росту цен, другими словами порождает инфляцию спроса. Производственный сектор не в состоянии ответить на избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все ресурсы уже полностью задействованы. В итоге этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный объем продукции.

 

1.2. Монетарные  и немонетарные концепции инфляции. Последствия инфляции

При хронически высокой инфляции невозможно определить, к какому типу она относится. Факторы инфляции спроса и инфляции издержек переплетаются и усиливают друг друга. В связи с этим в теории инфляции выделяются два направления — монетарное и немонетарное толкование происхождения инфляции.

В соответствии с монетарным подходом инфляция - переполнение каналов обращения избыточным объемом денежной массы над товарной, что вызывает рост общего уровня цен. Темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста реального продукта.

Для анализа связей денежного  предложения и спроса предприятий, населения, бюджета, финансового рынка, банков применяются различные формулы.

Монетаристы рассматривают  экономику с гибкими ценами в  краткосрочном плане и считают  инфляцию порождением чисто денежных факторов. В качестве основных причин инфляции сторонники монетарного подхода  выделяют следующие: рост денежной массы  превышает рост объема совокупного  производства; рост скорости денежного  обращения  превышает рост объема совокупного производства, что может  возникнуть при уменьшении спроса на реальные денежные запасы. При высокой  инфляции обе эти причины действуют  одновременно, ускоряя темп роста  уровня цен. Подобное воздействие на ускорение темпов инфляции могут оказать инфляционные ожидания.

Монетаризм признает лишь денежные факторы инфляции, игнорируя  неденежные. По оценке кейнсианцев, монетаристы  преувеличивают роль денег и их количества в обращении как главного фактора  экономического роста, отодвигая остальные  на второй план. Сторонники немонетарной концепции инфляции считают, что превышение темпов роста денежной массы и скорости денег над ростом производства является не причиной, а необходимым условием инфляции. Причины же инфляции они видят в следующем:

В росте издержек производства, при котором увеличение заработной платы обгоняет рост производительности труда, а повышение налогов обгоняет темп прироста реального дохода.

В несоответствии структурных  изменений в совокупном спросе структурным  изменениям в совокупном предложении.

В сохранении монопольной  власти фирм, в преобладании олигополистической структуры рынка, в существовании  монополизма профсоюзов.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что причины инфляции лежат не только на стороне проблем денежного обращения, но и на стороне структурных проблем экономического развития. Инфляция нарушает распределение национального дохода между трудом и капиталом в пользу капитала. Чем выше темпы инфляции, тем ниже реальная заработная плата. Инфляция спроса в краткосрочном периоде способна временно повысить реальный объем производства, стимулируя предложение труда. Инфляция издержек, наоборот, ведет к падению реального производства и уменьшению спроса на труд. Отмечу, что ни в одной экономически развитой стране во второй половине ХХ века полная занятость, свободный рынок или же стабильность цен в течение длительного времени не наблюдалась.

 

ГЛАВА 2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 

2.1. Цели антиинфляционной  политики.

Бюджетная политика государства

Негативные социальные и  экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую  политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент  самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Наиболее важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

Основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Цели антиинфляционной политики: сокращение инфляционного потенциала, предсказуемость динамики инфляции, снижение темпов инфляции, стабилизация цен.

Стратегической целью антиинфляционной политики является приведение темпов роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

В рамках первого предусматривается  активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Но, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может в свою очередь привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, может развиться безработица. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета. Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.

 

2.2. Кредитно-денежная  политика государства. 

Инструменты антиинфляционной политики государства

Второй подход рекомендуется  сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, которое косвенно и гибко воздействует на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Кредитно-денежная политика воздействует на экономическую конъюнктуру через изменение количества находящихся в обращении денег. В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными лагами, которые различны в разных странах и в разных условиях. Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, которые влияют на размер и структуру денежной массы, являются:

Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая ценные бумаги, банк увеличивает денежную базу, продавая – сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг.

Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента. Ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка, называется учетной ставкой. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате чего происходит сокращение денежной массы в стране, потому что уменьшаются операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.

Норма обязательного  резервирования. Обязательные резервы – это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем выше норма, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, что в свою очередь, ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.

Валютная политика. Целевые показатели валютного курса предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства