Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Инфляция является очень сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Социально-экономические последствия инфляции……………………….5
2. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики..12
3. Особенности антиинфляционной политики в России……………………19
Заключение……………………………………………………………………..24
Литература………………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Курсовик по макроэкономики.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Удорожание кредитов и отмена государственных  дотаций и субсидий при сокращении совокупного спроса ведут к быстрому очищению экономики от неэффективных производителей. Это с одной стороны ведет к дальнейшему спаду, а с другой – к освобождению ресурсов для эффективного производства. И тогда появляется возможность стимулирования роста инвестиций за счет снижения налоговых ставок, что приводит к увеличению предложения и к снижению цен.

Однако этот процесс сопровождают большие социальные издержки: растет безработица, снижается уровень  жизни, углубляется экономический  спад. И это требует жесткого и последовательного введения такой политики в жизнь в сжатые сроки. Такую политику назвали «шоковой терапией». Тем не менее, отсутствие развитой инфраструктуры, высокая степень монополизации экономики препятствуют быстрому проведению этой «шоковой терапии».

«Шоковая терапия» срабатывает  в развитой рыночной экономике, где:

  • развиты рыночные инфраструктуры;
  • обеспечена взаимосвязь различных рынков
  • высоко значение мультипликатора инвестиций;
  • действует большое количество производителей, из которых 
    может быть осуществлен отбор сильнейших.

Кроме того, при критически низком уровне жизни значительных слоев  населения дальнейшее его падение  вследствие «шоковой терапии» может  так сократить внутренний спрос, что сделает невыгодным любое  производство, и может привести к политической дестабилизации. Все это, увеличивая инвестиционные риски, может спровоцировать «бегство капиталов» из страны. Так же необходимо учитывать, что при критически низком уровне значительной части населения (практически при уровне выживания) дальнейшее падение его уровня жизни может привести к невыгодности производства вообще и, как следствие – к политической дестабилизации. При этом резко возрастают инвестиционные риски, что может спровоцировать и провоцирует утечку капитала из страны.

Таким образом, можно констатировать, что наиболее рациональным является сочетание обоих направлений  регулирования экономической ситуации в стране. Схематично это можно  проиллюстрировать в виде таблицы:

 

Макроэкономическое равновесие: специфика воздействия инструментов

Кейнсианский вариант  регулирования

Макроэкономическое равновесие

Монетаристский вариант регулирования

Финансовая политика (преимущественное воздействие)

 

AD

 

AS

Денежно-кредитная политика (преимущественное воздействие)


 

В экономической политике Российской Федерации отрабатываются оба инструмента.

 

3. Особенности  антиинфляционной политики в  России

 

Антиинфляционная политика – комплекс мер, разработанных государством, по предотвращению или сдерживанию  возникшей инфляции.4

Инфляция является неотъемлемой частью рыночной системы хозяйствования. В мире накоплен богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Целью этой политики является создание таких условий функционирования рыночной системы, при которых инфляция была бы управляема, а ее уровень – умеренным.

В настоящее время доминируют два  варианта антиинфляционной политики.

1-ый вариант предполагает максимальное  использование рыночных регуляторов:

  • введение свободных цен при ограниченности роста зарплаты;
  • поддержание плавающего и по возможности стабильного курса национальной валюты;
  • либерализация деятельности предприятий;
  • постепенное сокращение сферы экономической деятельности государства (ограничение деятельности государства проблемами бюджета, регулированием темпов прироста денежной массы в обращении);

2-ой вариант состоит в более  активном вмешательстве государства  в экономические процессы:

  • регулирование внешней торговли и валютных операций;
  • стимулирование предпринимательства;
  • стимулирование накоплений населения;
  • развитие инфраструктуры рынка;
  • поддержка жизненно важных отраслей и производств;
  • замораживание роста цен и зарплаты;

Опыт борьбы с инфляцией показывает, что:

  • необходимо осуществлять смешанные антиинфляционные программы, содержащие как монетаристского (1-ый вариант), так и немонетаристского характера (2-ой вариант);
  • целесообразно сочетание долговременных (стратегических) и краткосрочных (тактических) мер.

Долгосрочные меры (поддержка малого бизнеса и предпринимательства, ослабление таможенных и иных барьеров, контроль и борьба с монополизмом и др.) неэффективны, если они не подкреплены работой по гашению инфляционных ожиданий. Решение проблемы погашения инфляционных ожиданий лежит в достижении доверия народа государственной политике. Для этого правительство: разрабатывает комплекс мер по антиинфляционному регулированию, постоянно информирует об их выполнении и результатах, добивается реализации поставленных задач по борьбе с инфляцией. В результате постоянного соблюдения правительственных обещаний в течение продолжительного времени у населения начинает появляться доверие к объявляемым очередным правительственным мерам по обузданию инфляции, срабатывает так называемый «эффект объявления».

Все меры антиинфляционной стратегии  должны быть подкреплены процессом  стабилизации и развития производства. С этой целью государство обязательно должно разработать политику стимулирования передовых научно-технических разработок, четко определить основные направления структурной политики, проводить политику поддержания инвестиционных вложений.

Одновременное использование стратегических и тактических мер (увеличение предложения без изменения спроса и наоборот; разумная организация приватизации; единовременный массированный выброс потребительских товаров на рынок; увеличение процента по вкладам) в итоге ведут к созданию условий для достижения и поддержания низких темпов инфляции, не влияющих на развитие рыночной экономики.

Экономика России находится в переходном периоде от скрытой инфляции к  открытому ее виду. Как таковой  инфляция, как считают ученые5, стала с 1992 года. За истекший период правительство России применяло различные варианты борьбы с инфляцией. В ходе реформ большое внимание уделено кредитно-денежной политике, уровень которой колебался от умеренного до жесткого. Это позволило подавить инфляция спроса и частично погасить инфляционные ожидания. Однако денежному ограничению слабо поддаются такие факторы, имеющие место в отечественной рыночной экономике, как: быстрорастущие цены на топливо и энергоресурсы; транспортные тарифы; структурные диспропорции; положение в сельском хозяйстве; разрыв хозяйственных связей; суровые природно-климатические условия; внешний и внутренний долг и т.д. В связи с этим первоначальный толчок росту цен дают не денежные, а производственные и рыночные факторы.

Резкое сжатие денежной массы, которое предприняло правительство России по настоянию МВФ, привело к снижению уровня инфляции, но одновременно и к кризисному сокращению производства, неплатежам, задержке выплаты заработной платы. А это, в конечном счете, делает крайне неопределенным само замедление темпов инфляции.

С целью разрешения денежного кризиса  в стране предпринимаются шаги по:

  • разработке эффективной и регулируемой государством инвестиционной политике с привлечением иностранных и репатриированных российских капиталов;
  • совершенствованию налоговой системы с акцентом на массу прибыли, рост производства товаров, прибылей и доходов населения;
  • совершенствованию платежно-расчетного механизма: использование кредитных карточек; выплата зарплаты через банкоматы и т.п.;
  • заключению межотраслевых отношений по тарифам и ценам;

Важной составляющей антиинфляционной стратегии в России является борьба с теневой экономикой, коррупцией в органах власти и организованной преступностью. Для чего в стране разработаны и разрабатываются  законы, регулирующие сферы рыночной экономики. Прежде всего, это касается финансового, фондового и валютного рынков.

Значительные усилия прилагаются  по борьбе с «импортируемой» инфляцией, прежде всего из США. Однако эта часть  антиинфляционной стратегии реализуется весьма медленными темпами.

Правительству президента В. Путина удалось  добиться значительных успехов в  контроле за инфляцией. В 2003 г. Банк России достаточно последовательно проводил политику, направленную на снижение инфляции до 12—14% за год, что соответствует приросту объема ВВП примерно на 4—5%.

В 2004 г. он составил 14-15%, а в последующие  годы - снизился до 8-10%.

Уровень инфляции в 2007 году (январь-ноябрь): 10,5%

  • январь - 1,8%
  • февраль - 1%
  • март - 0,8%
  • апрель - 1%
  • май - 0,7%
  • июнь - 0,8%
  • июль - 0,9%
  • август - 0,4%
  • сентябрь - 0,4%
  • октябрь - 1,1%
  • ноябрь - 1,1%

Умеренные темпы инфляции способствуют увеличению благосостояния населения  и компаний.

В целом необходимо отметить, правительство  Российской Федерации проводит большую  работу по борьбе с инфляцией, используя накопленный опыт мировой практики. Тем не менее, рассмотренные выше особенности российской действительности вносят существенные изменения в предполагаемые результаты антиинфляционных мер. Без своевременной, постоянной и умелой адаптации к условиям России, опыта мировой теории и практики на значительные успехи борьбы с инфляцией рассчитывать не приходиться.

 

Заключение

 

Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный  многопрофильный процесс, наносящий  серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней, с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.

Темп инфляции, по существу является показателем темпа обогащения народа. С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчётам, для снижения инфляции на 1%, безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный ВНП уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд. $.

Бороться с инфляцией необходимо только в случае, если её темпы превышают  умеренные (до 10% в год). Существует 2 основных направления антиинфляционной политики: кейнсианство и монетаризм. Но, как подтверждает практика, ни одно их них не идеально. Для эффективной борьбы с инфляцией необходимо разумное сочетание двух этих методов. В настоящее время экономисты всего мира ведут поиск новых, альтернативных направлений антиинфляционной политики.

В России применялись малоэффективные  антиинфляционные методы, потерпевшие  фиаско.

В настоящее время наметившийся с конца 1998 г. поворот к государственному регулированию экономики даёт надежду «усмирения» инфляционных процессов и предотвращения её тяжких последствий.

Антиинфляционная политика эффективна, если не вызывает негативных последствий. Она должна быть основана на системном  подходе и ответственности за приведение её в жизнь.

Список используемой литературы

1. Булатов А.С. «Экономика». Москва. Юристъ. 2002г.

2. Грязнова А.Г. и Думная Н.Н.  « Макроэкономика, теория и российская  практика». Москва. КноРус. 2004 г.

3. Красавина Л.Н. «Инфляция и  антиинфляционная политика в  России». Москва. Финансы и статистика. 2004г.

4. Луссе А. «Макроэкономика». (Учебное  пособие). Санкт-Петербург. Питер. 2001 г.

5. Макроэкономика (3е издание): Учебник / Под общей ред. А.В. Сидоровича Москва. "Дело и Сервис". 2002 г.

6. Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория. – М.: ВГЭУС, 2002.

7. Основы экономической теории. Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская  Т.И. – М.: ДВГУПС, 2001.

8. Политика доходов и заработной  платы: Учебник / Под ред. П.В.  Савченко и Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ, 2001.

9. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001.

10. Экономика / Под ред. А.Г.  Грязновой. – М.: ЮНИТИ, Глава  4, 6. 2002 г.

11. Экономическая теория: Учебник  / Под ред. И.П. Николаевой –  М.: Проспект, 2001.

12. Экономическая теория. Трансформирующаяся  экономика. Под ред. д.э.н., проф. Николаевой И.П. М. ЮНИТИ 2007г,  гл. 18.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства