Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование сущности инфляции и антиинфляционной политики.
Цель данной работы определила необходимость решения следующих задач:
• исследовать сущность и виды инфляции;
• выявить социально-экономические последствия инфляции;
• рассмотреть современные тенденции антиинфляционной политики государства;
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты инфляции и ее последствий
.1 Понятие и виды инфляции
.2 Социально-экономические последствия инфляции
Глава 2. Характеристика антиинфляционной политики государства
.1 Современные тенденции антиинфляционной политики государства
.2 Цели и инструменты антиинфляционной политики
.3 Антиинфляционная политика России на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы
Индексы потребительских цен на товары и услуги населению по Российской Федерации в 2000-2010гг. (на конец периода, в %) представлены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Янв. |
102,3 |
102,8 |
103,1 |
102,4 |
101,8 |
102,6 |
102,4 |
101,7 |
102,3 |
102,4 |
101,6 |
Фев. |
101,0 |
102,3 |
101,2 |
101,6 |
101,0 |
101,2 |
101,7 |
101,1 |
101,2 |
101,7 |
100,9 |
Мар. |
100,6 |
101,9 |
101,1 |
101,1 |
100,8 |
101,3 |
100,8 |
100,6 |
101,2 |
101,3 |
100,6 |
Апр. |
100,9 |
101,8 |
101,2 |
101,0 |
101,0 |
101,1 |
100,4 |
100,6 |
101,4 |
100,7 |
100,3 |
Май. |
101,8 |
101,8 |
101,7 |
100,8 |
100,7 |
100,8 |
100,5 |
100,6 |
101,4 |
100,6 |
100,5 |
Июн. |
102,6 |
101,6 |
100,5 |
100,8 |
100,8 |
100,6 |
100,3 |
101,0 |
101,0 |
100,6 |
100,4 |
Июл. |
101,8 |
100,5 |
100,7 |
100,7 |
100,9 |
100,5 |
100,7 |
100,9 |
100,5 |
100,6 |
100,4 |
Авг. |
101,0 |
100,0 |
100,1 |
99,6 |
100,4 |
99,9 |
100,2 |
100,1 |
100,4 |
100,0 |
100,6 |
Сен. |
101,3 |
100,6 |
100,4 |
100,3 |
100,4 |
100,3 |
100,1 |
100,8 |
100,8 |
100,0 |
100,8 <http://www.kapitalizator.com/ |
Окт. |
102,1 |
101,1 |
101,1 |
101,0 |
101,1 |
100,6 |
100,3 |
101,6 |
100,9 |
100,0 |
100,5 <http://www.kapitalizator.com/ |
Ноя. |
101,5 |
101,4 |
101,6 |
101,0 |
101,1 |
100,7 |
100,6 |
101,2 |
100,8 |
100,3 |
100,8 <http://www.kapitalizator.com/ |
Дек. |
101,6 |
101,6 |
101,5 |
101,1 |
101,1 |
100,8 |
100,8 |
101,1 |
100,7 |
100,4 |
101,0 <http://www.kapitalizator.com/ |
Декарь % к декабрю преыду-го года |
120,2 |
118,6 |
115,1 |
112,0 |
111,7 |
110,9 |
109,0 |
111,9 |
113,3 |
108,8 |
Сравнение таблиц 2.1 и 2.2 показывает, что в период 2001-2010 гг.уровень инфляции примерно одинаков, без сильных скачков, как к примеру в 1992 году.
2.2 Цели и инструменты антиинфляционной политики
Стратегическая цель антиинфляционной политики - привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.
В рамках первого предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.
Второй подход рекомендуется сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия). В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными лагами, которые различны в разных странах и в разных условиях. Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:
1) Операции на открытом
рынке ценных бумаг. Покупая
последние, банк увеличивает
2) Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ - ставка рефинансирования). Учетная ставка - это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.
3) Норма обязательного
резервирования. Обязательные резервы
- это та часть суммы депозитов,
которую коммерческие банки
4) Валютная политика (валютное
регулирование). Целевые показатели
валютного курса (
5) Таргетирование инфляции - установление целевых показателей. Получило в последние 5-6 лет большое распространение как метод регулирования национального финансового рынка: в настоящее время таргетирование инфляции применяют около 21 стран (8 развитых и 13 развивающихся).
Таргетирование инфляции состоит из нескольких стадий:
Целевой уровень инфляции для разных государств в 2010 году:
Россия - 8,5 %;
Англия - 2 %;
Страны зоны евро - 2 %;
Япония - 0 %;
Китай - 4,8 %.
Основной инструмент проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции - манипулирование учетной процентной ставкой (ставкой рефинансирования).
Так, повышение учетной ставки повышает депозитные ставки в коммерческих банках и увеличивает привлекательность сбережения денег, нежели траты. Понижение учетной ставки понижает депозитные ставки в коммерческих банках и уменьшает привлекательность сбережения денег.
Кроме того, повышение учетной ставки повышает уровень процентной ставки кредитования в банках и снижает уровень спроса на кредитование. Понижение учетной ставки позволяет кредитным организациям снизить уровень процентной ставки кредитования. Таким образом, снижение учетной ставки повышает уровень инфляции. Повышение учетной ставки снижает уровень инфляции.
Таргетирование инфляции
предусматривает
Денежную эмиссию Центральный банк осуществляет через приобретение каких-либо уже функционирующих в экономике активов. В связи с этим можно выделить три наиболее распространенные канала эмиссии денег:
) Валютный канал эмиссии.
Увеличение денежной массы
) Фондовый канал эмиссии.
Этот канал активно
) Кредитный канал эмиссии.
ЦБ РФ непосредственно
Монетарные методы воздействия на инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного предложения затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев» экономики») можно, главным образом монетарными методами, воздействующими на экономику в целом в основном путем сжатия денежного предложения.
Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политику цен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен - ростом расходов на оплату труда. Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий повышать цены, а профсоюзов - зарплату. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут отмены контроля, а в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную. Такая политика использовалась для борьбы с инфляцией в ряде развивающихся странах в 80-е годы. В Аргентине, Бразилии, Перу она не дала положительного эффекта, тогда как в Мексике и Израиле она оказалась успешной. В Боливии успех в борьбе с инфляцией был достигнут чисто монетарными методами, без введения какого-либо контроля за уровнем цен и доходов. Поэтому целесообразность использования «политики цен и доходов» даже в качестве дополнения к традиционным антиинфляционным методам сомнительна, во всяком случае при высоком уровне инфляции.
Когда в стране инфляция достигает таких размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, выбор правительства имеется только в отношении того как сокращать темп роста денежной массы: резко («шоковая терапия») или постепенно (градуировано). Эта дилемма решается по-разному в зависимости от социально-экономической обстановки в стране. Достоинством шоковой терапии считают то, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются, следовательно инфляция пойдет на убыль. Издержками шоковой терапии является резкое сокращение объема производства и занятости. Среди республик бывшего СССР удачными примерами шоковой терапии можно считать антиинфляционную политику, проводимую с середины 1992 г. в Эстонии, Латвии. Введя собственную валюту, эти страны защитили себя от влияния инфляционных процессов в странах рублевой зоны. Одновременно была осуществлена либерализация цен, ликвидировано большинство субсидий и дотаций, бюджетный дефицит был сведен к минимуму (1-1,5%).