Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов инфляции и её государственного регулирования.
Для достижения поставлены цели будут поставлены и решены следующие задачи:
раскрыть сущность и виды инфляции.
рассмотреть имеющийся виды антиинфляционной политики и последствия их внедрения,

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Сущность, причины и виды инфляции.
Антиинфляционная политика.
Сущность инфляции и ее причины.
Антиинфляционная политика.
Глава 2. Анализ динамики инфляционных процессов и антиинфляционной политики.
История развития и регулирования инфляции в Российской Федерации.
Анализ инфляции на современном этапе.
Глава 3. Пути совершенствования антиинфляционной политики.
Перспективные направления антиинфляционной политики.
Политика правительства России на борьбу против инфляции на период с 2014 по 2018гг.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 106.79 Кб (Скачать файл)

В публикации Макконелла К.Р. и Брю С.Л., они дают определение бюджетно-налоговая политика (фискальная политика) (fiscal policy) - изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и производство не инфляционного продукта.

Фискальная политика предлагает использование возможностей государства воздействия на экономическую ситуацию в стране путем изменения государственных расходов и налогов. Эти средства воздействия являются важными инструментами фискальной политики. Бюджетно-налоговую политика различают на дискреционную (активного вмешательства) недискреционную (автоматическая).

Также она имеет классификацию по видам фискальной политики (см. таб. 3).

Государство может использовать два способа подавления инфляции.

При использовании первого способа при высокой инфляции правительство может значительно уменьшить государственные расходы, а ЦБ -темп роста денежной массы. Эти способы за короткие сроки значительно снизят инфляцию, но вызовет значительный рост уровня безработицы в стране, спад объема выпуска.

Таблица 3. Виды фиксальной политики

Сдерживающая (фиксальная рестрикция)

применяется для борьбы с инфляцией спроса. Для сокращения совокупного спроса государство уменьшает свои расходы, повышает налоги или и то, и другое вместе

Стимулирующая (фиксальная экспансия)

повышает совокупные расходы и увеличивает совокупный доход; используется в периоды спада производства. Стимулирующая фискальная политика

Стабилизационная политика

проводится для сглаживания           отрицательных последствий экономических циклов или отрицательных шоков предложения. Такая политика проводится либо быстро и жестко (шоковая терапия), либо постепенно и мягко (градуализм)


 

При использовании второго варианта правительство уменьшит государственные расходы постепенно и в малых количествах, а ЦБ будет проводит более мягкую монетарную политику. Уровень инфляции уменьшить быстрыми темпами не получится, но в стране не будет и резкого увеличения безработицы, разорений предприятий и уменьшения величины выпуска. Описанные способы прежде всего влияют на величину спроса, а не на величину предложения. Правительство имеет право также влиять на величину совокупного предложения, путем снижения налогов и стимулирования инвестиционных расходов. Выше упоминались такие виды фискальной политики как дискреционная и недискреционная.

Под дискреционной политикой понимают политику "дешевых" денег, которая используется Центральным банком при спадах производства.[1]

Недискреционная политика - автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Предполагает, что государство не вмешивается в функционирование экономики, а ее корректировка осуществляется автоматически встроенными стабилизаторами. К их числу относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и т.д. Деятельность этих стабилизаторов увеличивает дефицит государственного бюджета во время спадов производства и снижает - во время подъема экономики. [1]

Антиинфляционная политика сложна по своей структуре, хоть и включает в себя всего два направления по регулированию инфляционных процессов. Снижения инфляции может выполнятся за счет разных способов, как в пределах денежно-кредитной политики, так и бюджетно-налоговой, а также за счет их сочетания. Но высокая инфляция - это мало контролируемый процесс и проведение той или иной антиинфляционной политики за частую приводит не к тем последствиям, на которые надеется государство. Поэтому для стран с переходной экономикой, в которых большой риск появления инфляции, очень важно дать качественную оценку сложившейся ситуации и принять меры по предотвращению ее возникновения.

В результате проведённого исследования было выявлено, что инфляция является губительной силой для страны в зависимости от ее видов и форм. Также с ней нужно бороться с помощью проведения антиинфляционной политики.

 

Глава 2. Анализ динамики инфляционных процессов и антиинфляционной политики

    1. История развития и регулирования инфляции

в Российской Федерации

История развития инфляционных процессов и антиинфляционной политики стала формироваться с появлением устойчивой экономики. Сам процесс развития был трудоёмок, с периода 90-х годов Россия ощутила существенный удар по экономике страны.

Для России главной причиной инфляции в 90-е можно считать редкое несоответствие в экономике, появившиеся как следствие командно-административной системы. Система планового ценообразования, которая действовала в стране обозначала централизованное установление фиксированных цен на большую часть товаров и услуг, и являлась частью планового хозяйства. Цены, которые были построены по затратному принципу и неподвижны в течение определенного периода лет, не могли быть индикатором соотношения спроса и предложения на продукцию, и в следствии не могли показать производительную динамику потребительских предпочтений.

Плата за подобную экономическую политику - подавленная инфляция, которая проявляется в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей.

Переход к рыночной экономике, где спрос обуславливается через уровень цены размеров производства, т.е. реформировать всю систему цен. Из задач правительственной программы 1991 года в России являлась реформа цен. Цены производителей были определены в январе, а розничные цены изменились в апреле. В среднем цены возросли на 60%. После повышения цен был уменьшен налог на прибыль предприятий, что разрешило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142 %, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%. Результатом этого стало разбалансирование товарного рынка и развитие глобального дефицита, усиленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захватить нарождавшийся рынок. В 1992 году экономическая реформа в России стала делать первые шаги. В основу экономической программы правительства года была положена монетаристская концепция борьбы с инфляцией. Правительство России начало проводить финансовую политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней обратимости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий.

Государственный комитет по статистике постановил в 1993 году, что в оборот были введены новые банкноты достоинством 5, 10 и 50 тыс. рублей. В 1993 году цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 844%, и по этому показателю в то время Россия среди других стран мира уступала лишь Бразилии (2830%). [5]

Рост курса доллара то рос до 15-20% в месяц, то снижался почти до нуля. Одной из самых доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная способность доллара уменьшилась до предела, эффективность экспорта стала очень низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров импортными заменителями.

В 1994 и 1995 годах продолжался стремительный рост потребительских цен, который в годовом исчислении составил соответственно 215,0 и 131,3%. Фактически в этот период Россия переживала стагфляцию - сочетание экономического спада. В 1995 году в России проводили очень жесткую бюджетную политику. На период 1995-1998 г.г. главной целью антиинфляционной политики стало уменьшение инфляции до уровня, не мешающему росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40% в год.

Адрианов В. указывал на то, что в бюджете РФ на 1999 г. рост потребительских цен прогнозировался уже на уровне 30%. В реальности по официальным данным уровень инфляции в России составил 36 %. С 2000 по 2004 г. с проведением последовательной политики по сдерживанию роста цен данный показатель уменьшился за указанный период с 20,2 до 10,0%. [6]

Доктор экономических наук Красавина Л. Н. полагает, что повышение норм обязательного резервирования для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств. В 2005 г. правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, однако удержать данный показатель в прогнозных рамках не удалось, и он составил 10,9%. В 2006 г. официальный уровень инфляции составил 9%. [7]

Доктор экономических наук М.Ю. Малкина обнаруживает «закономерность инфляционного процесса в России - его цикличность, имеющая естественное происхождение и никаким образом не связанная с цикличностью денежно-кредитного регулирования». Она выделяет три случая усиления инфляционного процесса. Взрыв 1992-1993 г.; инфляционный процесс, инициированный кризисом августа 1998 г.; увеличение темпов инфляции на рубеже 2004 - 2005 г. Все три случая усиления инфляционного процесса связаны с предшествующим накоплением дисбаланса в той или иной системе. Цикличность инфляционных процессов в российской экономике (1992, 1998, 2004 гг.) говорят о том, что в экономике действуют свои механизмы накопления скрытой инфляции, которая достигнув границы меры, превращается в открытый инфляционный процесс. В современной России стала преобладать инфляция, вызванная чрезмерными издержками (по сравнению с инфляцией спроса). [8]

В России цены растут по разным поводам: изменение курса рубля к доллару и евро, увеличение издержек производства и обращения, тарифов естественных монополий и ЖКХ бюджетной заработной платы, пенсий, рост мировых цен на топливо, а также инфляционные ожидания.

 

    1. Анализ инфляции в современном этапе

 

Проблема инфляции в России сохраняет неизменную актуальность, несмотря на значительное снижение ее темпов с 10,3% в 2005 г. до 6,5% в 2013 г. (табл. 4). На фоне многолетнего устойчивого тренда снижения инфляции имеет место кратковременный ее выход за установленные целевые значения. Например, в 2007 г. уровень инфляции 11,9% превысил ее целевой ориентир (6,5 - 8,1%), в 2009 г. индекс потребительских цен возрос до 13,3% (прогноз 6 - 7%). В 2012 г. также возникли трудности в достижении прогнозируемых параметров инфляции (5 - 6%) и ожидается ее рост до 7%,но ее он составил 6.6%.

 

Таблица 4 - Динамика роста инфляции

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

10,3%

9%

11,9%

13,3%

8,8%

8,8%

6,1%

6,6%

6,5%


 

В 2013 году инфляция на потребительском рынке составила 6,5%, сохранившись в диапазоне последних трех лет - 6,1-6,6 процента.

 

Рис.1 Динамика потребительских цен, обменного курса

за период 2011 - 2013 гг. (прирост цен, в % к предыдущему месяцу)

 

Основной вклад в инфляцию 2013 года внес рост цен на продовольственные товары - на 7,3%, составивший 2,7 процентного пункта, также как в 2012 году - рост цен на 7,5% внес 2,8 процентного пункта в инфляцию (для сравнения – в 2011 году продовольственные товары подорожали всего на 3,9%, что позволило снизить инфляцию до 6,1 процента).

 

Рис.2 Вклад в инфляцию основных групп товаров и услуг

в течение года, в процентных пунктах.

 

 

 

Вместе с тем, в отличие от 2012 года, когда высокий рост цен на продовольственные товары был обусловлен ростом мировых  цен на зерно и продовольствие, в текущем году  рост происходил на фоне хорошего урожая. Основным  факторов сохранения  высокого роста цен на продукты стал дефицит и  разбалансированность рынков животноводческой продукции.

 

Рис. 3 Инфляция по секторам потребительского рынка за период 2011 – 2013 гг. (прирост цен, в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

 

 

Рост цен на продовольственные товары после замедления  в середине года усилился с августа на фоне предшествующего ослабления рубля. Вследствие подорожания импорта и сокращения отечественного производства сырого молока значительно выросли цены на  молоко и молочные продукты, сыр, масло сливочное. Также из-за разбалансированности рынков  резко подорожали яйца, картофель.

В то же время в сентябре 2013 г. годовой прирост цен на указанные услуги снизился, что было обусловлено различием в графиках индексации регулируемых цен и тарифов в 2012 и 2013 годах. В течение III квартала 2013 г. наблюдалось замедление роста цен на продовольствие на фоне поступления позитивных данных относительно текущих и прогнозируемых результатов сбора урожая основных сельскохозяйственных культур. Темпы роста цен на непродовольственные товары в целом в III квартале изменились незначительно, при всём этом уровень инфляции непродовольственных товаров без учета бензина снизился. В целом наблюдавшаяся ценовая динамика отражала сохранение нейтрального влияния общеэкономических факторов на инфляцию (см. рис.3)

Сохранение небольшого отрицательного разрыва выпуска оказывало некоторое сдерживающее влияние на динамику инфляции. При этом в динамике инфляционных ожиданий субъектов экономики отсутствовали существенные изменения. В этих условиях про инфляционный эффект произошедшего во II—III кварталах 2013 г. ослабления рубля, который переносился прежде всего на цены на непродовольственные товары и услуги, в том числе в сфере туризма, оставался ограниченным. [10]

Информация о работе Антиинфляционная политика государства