Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: инфляция, методы её регулирования, меры по предотвращению.
Предмет исследования: причины инфляции, совокупность методов, направленных на смягчение последствий инфляции.
Цель работы: рассмотреть причины и предпосылки инфляции, опыт антиинфляционных мер других странах, странах с рыночной и трансформационной экономикой, проанализировать антиинфляционную политику в Республике Беларусь.

Содержание работы

Реферат...............................................................................................4
Введение……………………………………………………………......6


1 Инфляция: причины и следствия …………………............……....8
1.1 Инфляционные ожидания экономических субъектов ….……...8

1.2 Инфляционная спираль....................................................................14

2 Антиинфляционная политика в странах с рыночной
экономикой .......................................................................................15

2.1 Опыт стран Центральной и Восточной Европы …...................15
2.2 Государственная система антиинфляционных мер....................17


3 Особенности реализации антиинфляционной политики в
Беларуси ………….....................................................................…...18

3.1 Первоочередные антиинфляционные меры ..............................18

Заключение………………………………………………………........22

Список использованных источников………………………….........24

Файлы: 1 файл

АнтиИнфл. Юля.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

  Инфляционные ожидания экономических субъектов определяют цены на товарных рынках и рынках факторов производства.

Инфляционные ожидания потребителей воздействуют на рынки факторов производства, и в первую очередь на рынок труда. Ожидая инфляционный рост цен в экономике, наемные рабочие заранее начинают требовать себе повышение зарплаты, а не по факту роста цен, как это произошло бы при отсутствии инфляционных ожиданий. А рост заработной платы приводит к росту издержек производства, который даже в конкурентной экономике ведет к росту цен на конечный продукт.

Оказывается, что когда все экономические субъекты ожидают более высокую инфляцию, чем наблюдаемая на практике, тогда экономике начинается спад, поскольку в экономике оказывается недостаточно денег для обращения, а предприниматели сталкиваются со слишком высокими ценами на факторы производства. Если же инфляционные ожидания меньше, чем инфляция, наблюдается обратное[10].

Инфляция отрицательно влияет на все стороны жизни общества и поэтому рассматривается как социальное зло. Негативные последствия инфляции очевидны .Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту, провоцирует бегство национального капитала за границу и т. д.Однако кроме явных издержек многие последствия инфляции носят неявный характер, социальный вред которых не менее опасен.

Для того, чтобы рассмотреть этот аспект проблемы,  Следует выделить две разновидности инфляции — прогнозируемую и непрогнозируемую. Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов до своей реализации.  Непрогнозируемая инфляция — это инфляция, которая становится для населения неожиданностью. При такой инфляции фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый. Например, если ожидаемый темп инфляции 5% в год, а фактический оказывается равным 15% за тот же период, то непредвиденный темп инфляции составит10%.

При прогнозируемой инфляции все экономические субъекты будут учитывать тот или иной ожидаемый темп роста цен в своих планах. Будет скорректирована на темп ожидаемой инфляции арендная плата за землю, здания, квартиры и т.д. Для учета более высокого уровня инфляции в трудовых коллективах будет предусмотрен рост заработной платы. Таким образом, все экономические и финансовые решения будут приниматься с учетом будущего роста цен.

Однако даже при полном учете населением, фирмами ,банками и правительством предстоящего темпа инфляции она всеже сопряжена с издержками. Имеются в виду прежде всего издержки, обусловленные самим фактом возникновения инфляционного налога. Кроме  инфляционного налога прогнозируемая инфляция порождает снижение эффективности в чистом виде. Дело в том, что ожидаемый рост инфляции вызывает повышение процентных ставок и тем самым увеличивает альтернативные издержки хранения денег. В результате люди сокращают объем ликвидных средств, находящихся на руках, но вынуждены чаще посещать банки и увеличивать объем покупок, опережая рост.

 Другим следствием прогнозируемой инфляции является то, что называется "издержками меню". Этот термин отражает неудобства, приносимые необходимостью корректировать товарные цены с учетом инфляции. Происхождение термина обусловлено изменением цен блюд в ресторанах и необходимостью печатания новых бланков меню, по мере того как растут цены на продукты, используемые для приготовления обедов и ужинов[1 стр.143].

При прогнозируемой инфляции нельзя избежать потерь, образующихся при подоходном налогообложении. Поскольку ставка налога устанавливается по отношению к номинальному доходу, то его рост во время инфляции может сопровождаться переводом части населения в более высокую категорию налогообложения, где предельная ставка налога выше. Тем не менее, в ряде стран такие эффекты ползучей смены налоговых ставок постепенно устраняются. В частности, в США после налоговой реформы1986г. граница ставок подоходного налога стала индексироваться в соответствии с уровнем инфляции. В России по мере роста номинального дохода в период инфляции 90-х гг. имел место сдвиг существующих налоговых ставок на более высокие уровни доходов.

При непрогнозируемой инфляции главным ее последствием является быстрый рост перераспределительных процессов ,в результате чего одни группы населения резко богатеют, другие так же стремительно нищают. В отношениях между кредиторами и заемщиками в условиях инфляции существенную выгоду получают последние, так как взятые ими займы обесцениваются. Кредиторы же теряют ровно столько богатства, насколько произошло непредвиденное повышение цен. Однако, если кредитор будет вынужден уплатить налог на свой номинальный процентный доход, его потери станут еще больше.

В аналогичной ситуации окажутся владельцы и других финансовых активов: банковских депозитов, акций, облигаций, наличных денег. В целом совокупный эффект непредвиденной инфляции складывается не в пользу домашних хозяйств — чаще всего выигрыш получают фирмы и государство.

Непрогнозируемая инфляция порождает также перераспределение доходов между различными слоями населения. Лица, имеющие фиксированные доходы, несут потери от инфляции в результате снижения их реальной стоимости. Группы, получающие индексированные доходы, защищены от инфляции настолько, насколько система инфляции доходов позволяет им сохранить реальный заработок. Продавцы товаров и ресурсов, занимающие монопольное положение на рынке, могут увеличить свой доход. Чаще всего в условиях инфляции возрастает богатство и у владельцев реальных активов (недвижимость, антиквариат, драгоценности, произведения искусства и т.п.). Все это в конечном счете ведет к быстрому социальному расслоению населения, глубокому имущественному неравенству. 

Следует добавить, что продолжительная инфляция стимулирует растущий спрос на иностранную валюту. Усиливаются утечка капиталов за границу, спекуляции на валютном рынке, что, в свою очередь, еще больше ускоряет рост цен.

 

1.2 Инфляционная спираль

Инфляционная спираль -проявление  инфляции,  обусловленной  ростом  издержек. Инфляционная спираль представляет  собой  взаимодействие  двухпроцессов: процесса роста заработной платы и процесса роста цен. В связи с ростом цен работники требуют  повышения заработной платы, однако рост доходов увеличивает денежную массу, что ведёт к дальнейшему росту цен[2].

Как возникает инфляция на практике, и как она развивается можно проиллюстрировать инфляционной спиралью. Эта спираль состоит из следующих этапов:

  • резкий рост издержек (например из-за ухудшения условий в сельском хозяйстве или прочих сырьевых отраслях) 
  • скачок цен;
  • снижение реальной заработной платы;
  • рост номинальной зарплаты под давлением работников; 
  • снижение прибыли;
  • снижение производства и рост безработицы;
  • увеличение предложения денег, чтобы стимулировать производство ;
  • рост совокупного спроса 
  • рост производства и цен 
  • начало нового цикла.

 После возникновения импульса  предложения кривая совокупного  предложения сдвинется вправо, в  положение Sa, при неизменной кривой совокупного спроса. Если не произойдет вмешательства государства, то в экономике возникнет стагфляция[см. Термины и определения].Но государство, чтобы подержать производство начинает наращивать денежную массу. Если оно правильно подберет темп роста денежной массы, то оно сможет восстановить величину национального дохода до исходного уровня, а кривая совокупного спроса при этом переместится в положение Da. Однако, в дальнейшем кривая совокупного предложения вновь сместится вправо (Sb), и величина национального дохода начнет уменьшаться. Стагфляция будет продолжаться в течение нескольких периодов, пока темп инфляции не станет меньше темпа роста денежной массы. В этом случае в экономике будет наблюдаться стандартная инфляционная спираль:

Рисунок 1 - Инфляционная спираль предложения

Примечание - источник: [10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Антиифляционная политика в странах с рыночной экономикой

2.1 Опыт стран Центральной и Восточной Европы

      Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ): Болгария, Венгрия, 

Чехословакия, Польша, Румыния и др. были ядром социалистической 

системы. Это способствовало углублению разделения труда между ними, 

развитию кооперационных связей в рамках Совета экономической 

взаимопомощи (СЭВ), созданного в 1949 г.В 1980е годы в экономике

социалистических стран в системе стали наблюдаться кризисные явления: 

  • потребление и инвестиции по всем странам Восточной Европы снизились;
  • внешняя задолженность возросла до 85 млрд долл.;
  • наблюдался долгосрочный спад в производстве, существовала

    нерациональная структура экономики;

  • доля стран Восточной Европы в мировом торговом обороте

     сокращалась в результате снижения конкурентоспособности.

  • отличалась низкими темпами развития сфера услуг;
  • низкая эффективность производства была тесно связана со слабым 

внедрением в производство достижений НТП;

  • если в 1987 г. темпы инфляции составляли 3-4% в месяц, то в 1992 г.превысили по всем странам 21% в месяц, а в

     Польше и Югославии инфляция переросла в гиперинфляцию

      [см.Термины и определения];

  • безработица носила скрытый характер.

   Экономическая ситуация в странах Восточной Европы представляла собой не циклическое или краткосрочное явление, а результат глубокого  долгосрочного cпада. В странах с плановойэкономикой кризис имел тяжелые последствия для их технологического прогресса, экономической эффективности, экологии, уровня жизни населения.

Перспективы экономического развития стран ЦВЕ зависят от нескольких  факторов: последовательного проведения реформ, влияния технической и  финансовой помощи развитых стран.[11 стр.78]

Ключевую роль в развитии некоторых стран ЦВЕ, таких как Болгария, Румыния, Венгрия и т.д. сыграла либерализация денежно - кредитной политики, которая характеризовалась:

  • отказом от административного установления процентных ставок;
  • прекращением практики целевых программ государственного

кредитования основных отраслей экономики;

  • значительным снижением минимальных резервных требований к коммерческим банкам;
  • либерализацией    контроля над движением капитала в валютной форме;
  • разрешением национальным банкам работать с валютными средствами, принимать валютные депозиты, предоставлять валютные кредиты;
  • разрешение частным банкам и предприятиям получать ссуды за рубежом без гарантий иностранным кредиторам со стороны правительства;
  • проведение приватизации в банковском секторе;
  • максимальное упрощение правил лицензирования и государственной регистрации новых кредитно-банковских и финансовых учреждений.

 За сравнительно короткий  период (3 — 4 года) в странах Централь ной и Восточной Европы были достигнуты значительные положительные результаты в реформировании и развитии денежно-кредитной сферы:

1) существенно укрепились национальные денежные единицы, была достигнута стабилизация денежного обращения;

2) сформировалась дееспособная банковская система, обслуживающая кредитование реального сектора экономики; усилилась конкуренция между кредитными учреждениями; появилось много новых денежно-кредитных инструментов;

3) завершился первый этап создания центральных банков стран региона, получивший законодательно закрепленные и организационно оформленные предпосылки для создания целостной системы надзора, контроля и регулирования всех процессов в денежно-кредитной сфере[12].

 

Примером удачной шоковой терапии [см. Термины и определения] могут служить Польша и Эстония. В частности, в Польше благодаря решительным действиям властей инфляция была снижена с 585,5% в 1990 г. до 27,8 % в 1995 г. Это позволило стране быстро преодолеть спад в экономике и перейти с 1994 г. к активному экономическому росту. Во второй половине 90-хгг. Польша стала одной из наиболее динамично развивающихся стран мира.

В России резкое сокращение темпов предложения денежной массы привело к значительному росту неплатежей в экономике. Это, в свою очередь, усугубило проблему дефицита государственного бюджета, привело к невыплатам заработной платы многим категориям работников бюджетной сферы, росту внутреннего и внешнего долга. Все это сопровождалось резким спадом производства в промышленности и сельском хозяйстве, что в сочетании с недостаточно стабильной ситуацией на мировых финансовых рынках и внутриполитической обстановкой в стране грозило опасностью девальвации рубля и возобновления инфляции.

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь