Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: инфляция, методы её регулирования, меры по предотвращению.
Предмет исследования: причины инфляции, совокупность методов, направленных на смягчение последствий инфляции.
Цель работы: рассмотреть причины и предпосылки инфляции, опыт антиинфляционных мер других странах, странах с рыночной и трансформационной экономикой, проанализировать антиинфляционную политику в Республике Беларусь.

Содержание работы

Реферат...............................................................................................4
Введение……………………………………………………………......6


1 Инфляция: причины и следствия …………………............……....8
1.1 Инфляционные ожидания экономических субъектов ….……...8

1.2 Инфляционная спираль....................................................................14

2 Антиинфляционная политика в странах с рыночной
экономикой .......................................................................................15

2.1 Опыт стран Центральной и Восточной Европы …...................15
2.2 Государственная система антиинфляционных мер....................17


3 Особенности реализации антиинфляционной политики в
Беларуси ………….....................................................................…...18

3.1 Первоочередные антиинфляционные меры ..............................18

Заключение………………………………………………………........22

Список использованных источников………………………….........24

Файлы: 1 файл

АнтиИнфл. Юля.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

В июне 1998 г. правительство России разработало крупномасштабную стабилизационную программу, направленную на недопущение нового витка инфляциии ориентированную прежде всего на активизацию инвестиционного спроса и развитие отечественного производства. Программа предусматривала также некоторое уменьшение налоговых ставок для производителей, увеличение налоговых сборов с физических лиц и резкое сокращение государственных расходов.

Что касается политики градуирования [см. Термины и определения], то она может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в год.

Для России первой половины 90-х гг .она была неприемлемой.

 

 

2.2 Государственная система  антиинфляционных мер

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос  ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень — достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

  • прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым  денежной массы;
  • государственное регулирование цен;
  • государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
  • государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

К косвенным методам относятся:

    • регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
    • регулирование ссудного и учетного процесса [13 стр. 166].

 

3 Особенности реализации антиинфляционной политики в Республике Беларусь

3.1 Первоочередные антиинфляционные меры 

В 1999-2003 гг., несмотря на существенное снижение темпов инфляции, спад производства не сменился подъемом даже в наиболее благополучных экспортно-сырьевых отраслях. Поэтому актуально более внимательно проанализировать особенности инфляции в Республике Беларусь и проводимую антиинфляционную политику. С середины 1993 года инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой явился значительный рост издержек, обусловленный повышением цен на сырье, труд.

С обретением в начале 90-х гг. XX в. независимости Республика Беларусь получила возможность проведения собственной макроэкономической политики. В то время экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании отношений между экономическими субъектами. Наблюдалась ярко выраженная стагфляция: высокие темпы роста уровня цен сопровождались спадом реального объема национального производства и увеличением безработицы. Необходимо признать успехи белорусского правительства в борьбе с безработицей более весомыми, нежели в борьбе с инфляцией. Они во многом объясняются социальной направленностью белорусской модели экономики: безработица ведет к социальной напряженности и воспринимается как большее зло, чем рост цен.

Фискальную и денежно-кредитную политику Республики Беларусь можно охарактеризовать как стимулирующую. В течение последних лет наблюдался дефицит государственного бюджета, т.е. превышение государственных расходов над доходами государственного бюджета. Этими мерами правительство стимулировало совокупный спрос. Валютная политика на определенном этапе экономического развития страны состояла в завышении курса белорусского рубля, что имело целью поддержать покупательную способность населения. В сфере денежно-кредитной политики государство прилагало усилия по снижению ставки банковского процента и увеличению объема кредитования экономики[13 стр. 168].

Ценовое регулирование в агропромышленном комплексе направлено на улучшение финансового состояния сельскохозяйственных и перерабатывающих отраслей, упорядочение цен и недопущение ценовых перекосов на различные группы продовольствия, насыщение потребительского рынка, обеспечение рентабельного производства социально значимых продовольственных товаров. Перекосы в уровнях закупочных и розничных цен на продукцию животноводства  постепенно устраняются путем увеличения минимальных закупочных цен на продукцию животноводства до уровня, обеспечивающего на первом этапе возмещение нормативных затрат на производство и получение прибыли, достаточной для воспроизводства. Учитывая низкую рентабельность и убыточность производства социально значимых мясных и молочных продуктов, реализуемых по регулируемым предельным ценам, не обойтись без поэтапного увеличения отпускных и розничных цен на них [14, стр.5].

Для поддержания конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей по мере финансовой стабилизации должны создаваться условия, позволяющие субъектам хозяйствования формировать цены с учетом конъюнктуры рынка, для чего необходимо сокращать сферу регулируемого ценообразования.

Важнейшими задачами отраслевых министерств, других республиканских и местных органов государственного управления, предприятий должны стать постоянная работа по конкретным направлениям усиления экономии и рационального использования материальных ресурсов, ужесточение норм расхода сырья, материалов. Для этого следует создать дополнительные механизмы экономического стимулирования организаций к снижению издержек производства и на этой основе повысить эффективность их деятельности, прежде всего конкурентоспособность продукции.

В политике занятости белорусского государства следует выделить аспект ограничения заработной платы. Влияние профсоюзов на рост оплаты труда, присущее многим развитым странам и не в последнюю очередь приводящее к росту безработицы и повышению инфляции, в Беларуси весьма слабо. Результатом является позиционирование в качестве одного из факторов экономического роста наличия квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы. Это позволяет предприятиям иметь более низкие производственные издержки и наращивать объемы производства, что в свою очередь ведет к росту предложения.

Недостатком проводимой политики является ограничение совокупного спроса. Кроме того, сдерживание роста заработной платы вступает в противоречие с политикой повышения благосостояния граждан. Дешевизна рабочей силы является распространенным в мировой практике стимулом экономического роста, но имеет ограничения по времени. Так, данный фактор нельзя использовать очень долго, поскольку в перспективе необходимо стремиться к увеличению доходов населения, в том числе и оплаты труда, компенсируя повышение издержек производства ростом производительности труда. Именно такие процессы характерны для многих отраслей белорусской экономики в последние годы.

Важнейшая особенность государственной политики занятости и антиинфляционной политики республики заключается в использовании не только макро-, но и микроэкономических инструментов. Не следует забывать о том, что белорусская экономика является трансформационной, в ней по-прежнему происходят процессы реформирования, реструктуризации. Приватизация, прочие институциональные преобразования зачастую приводят к более значительному влиянию на макроэкономическое равновесие, нежели собственно макроэкономическая политика[13 стр.170].

 
 В качестве  первоочередных антиинфляционных  мер следует выделить:

 

    • повышение учетной ставки (ставка рефинансирования) и обеспечение ее  положительного значения,  повышение склонности населения к сбережениям;
    • сдерживание кредитной эмиссии в пользу убыточных государственных предприятий;
    • сокращение государственных расходов  и обеспечение бездефицитного бюджета;
    • совершенствование налоговой системы и увеличение денежных  поступлений   в бюджет, повышение  степени  доходности государственного  имущества;
    • подавление в национальной экономике монополистических тенденций и развитие совершенной конкуренции;
    • стабилизацию обменного курса национальной валюты. 
       

Обычно все такие мероприятия направлены на обеспечение финансовой стабилизации национальной экономики. Но более углубленная корректировка уже предполагает реформирование национальной экономики, проведение структурных сдвигов с учетом НТП, ликвидацию убыточных предприятий в государственном секторе. 

Во всем мире на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного регулирования как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика). Для успешной реализации долгосрочной стратегии необходимо правительство, пользующееся доверием большинства граждан и твердо придерживающееся курса на подавление инфляции. Большое значение для обуздания инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы неинфляционную линию поведения, а осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения. 
 
         Долгосрочное антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться мерами по решению стратегической задачи — уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны дополняться методами краткосрочной антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос без уменьшения предложения. 
 
         Для наращивания объема предложения применяется такой метод, как льготное налогообложение предприятий, повышающих уровень товарности национальной экономики, особенно в тех ее секторах, где формируются рыночные отношения, например информационное производство, охваченное товарными отношениями только на 30%. Средствами антиинфляционной тактики могут быть импорт потребительских товаров и реализация части государственных резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности. 
 
         Цель краткосрочного регулирования текущего спроса состоит в увеличении объема сбережений и уменьшении уровня их ликвидности. Это можно осуществить, например, путем повышения процентов по срочным вкладам, временного замораживания вкладов до востребования, широкого распространения акционерной формы собственности. В любом случае меры краткосрочного регулирования, предпринимаемые правительством, должны сочетаться с долгосрочной антиинфляционной стратегией, направленной на установление равновесия денежного и товарного рынков. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящей работе были освещены следующие вопросы:

 

  • понятие инфляции, история;
  • причины возникновения и последствия;
  • методы преодоления и сглаживания инфляции;
  • опыт зарубежных стран по борьбе с инфляцией;
  • особенности белорусской антиинфляционной политики и меры принимаемые правительством для предотвращения тяжёлых последствий инфляции.

 

Инфляция является одной из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Это один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.  
 
Инфляция, понимаемая таким образом, носит многофакторный характер: на ее оказывают воздействие и факторы денежного обращения, и факторы производства  и предложения товаров.  
 
В зависимости от различного размера роста цен различают четыре вида инфляции: деловую, умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. 
 
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни и т.д.  
 
Антиинфляционная политика в первую очередь направлена на устранение причин инфляции, поэтому главными её составляющими являются контроль и регулирование совокупного спроса и предложения.  
 
Текущая ситуация в экономике Беларуси по своим характеристикам в целом соответствует признакам финансовой стабилизации. Однако в экономике сохраняются мощные инфляционные факторы структурного, технологического, институционального характера. В связи с этим исключительно актуальной остается проблема антиинфляционного регулирования экономического развития страны. 
 
Тем не менее, рассматриваемая проблема еще не решена в полной мере и поэтому сохраняется необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране. Управление инфляцией по-прежнему представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции, в основе которой лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь