Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 20:35, курсовая работа
Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики государства, обозначив при этом основные цели и инструменты борьбы с инфляцией.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Раскрыть понятие антиинфляционной политики, её цели, виды и формы .
3.Рассмотреть антиинфляционную политику в ПМР.
Введение………………………………………………………………………………………………………………..2
Глава 1.Инфляция как социально-экономическое явление.
1.1.Сущность и причины инфляции………………………………………………………………………5
1.2.Виды,типы и формы инфляции……………………………………………………………………..12
1.3.Способы измерения инфляции……………………………………………………………………..17
1.4.Социально-экономические последствия инфляции…………………………………….21
Глава 2.Антиинфляционная политика государства и её эффективность.
2.1.Понятие,цели и задачи антиинфляционной политики……………………………….24
2.2.Основные виды, формы и методы антиинфляционной политики…………….27
2.3.Инструменты борьбы с инфляцией……………………………………………………………...35
Глава 3. Антиинфляционная политика в ПМР.
3.1.Анализ инфляционных процессов в ПМР…………………………………………………….42
3.2.Реализация антиинфляционной политики в ПМР и оценка её эффективности…………………………………………………………………………………………………….52
3.3.Возможные пути повышения эффективности антиинфляционной политики в ПМР……………………………………………………………………………………………………………………..58
Заключение…………………………………………………………………………………………………………61
Список используемой литературы…………………………………………………………………….63
В целом же для корректного регулирования эмиссии было разработано «Золотое правило монетаризма», которое рекомендует проводить предсказуемую фискальную политику с устойчивым ростом денежной массы на 3 – 5% в год.
Приведенные выше инструменты борьбы с инфляцией могут быть использованы государством для борьбы с инфляцией, но ошибочно полагать, что монетарные инструменты – это единственный способ влияния на инфляцию. Объем денежной массы, конечно, влияет на инфляционные процессы, но его влияние не безгранично. Нельзя бороться с инфляцией только путем сжатия денежной массы.
На уровень инфляции, кроме размеров
денежной массы, бюджетного дефицита
и государственного долга, очень
сильно влияет реальное
Рассмотрим некоторые из таких инструментов.
Особое место в антиинфляционной политике принадлежит банковской системе. Являясь институтом обмена, банк стал тем единственным каналом, по которому денежные средства перетекают в хозяйственный оборот. Будучи участником кредитных отношений, банк неизбежно преобразует деньги в капитал, осуществляет его прилив из одной отрасли, одного региона в другие отрасли национального хозяйства и регионы страны. В странах со слаборазвитой банковской системой описанные выше функции не могут быть выполнены банками, поэтому таким странам требуется развитие банковской системы. Банковская система должна быть связана с реальным сектором экономики, чтобы она могла оказывать реальное влияние на динамику производства.
Для этого должен выполняться ряд условий:
1.государство должно определять приоритеты инвестиционной активности(в какие отрасли следует в первую очередь вкладывать деньги);
2.формы инвестиций и технологию их выдачи;
3.учетная ставка и нормы обязательных резервов должны стимулировать выдачу ссуд коммерческими банками;
4.инвестиционная деятельность должна быть четко определена законодательно;
5.информация об экономическом состоянии экономики должна быть точной и доступной;
6.только высокая степень доверия банкам способствует привлечению свободных денежных средств населения, при низкой степени доверия банкам население просто не будет класть свободные денежные средства на счета в банках.
Налоговая система также может стать сильным инструментом антиинфляционной политики. Адам Смит в своей работе «О причинах богатства народов» утверждал, что государство вообще не соберет налогов только в двух случаях: если оно установит налоговую ставку равную 0% и 100%.С помощью налогов можно ограничить рост заработной платы, что может быть особенно актуальным в случае инфляции заработной платы. Для этого достаточно ввести прогрессивную шкалу налогообложения физических лиц. Тогда, по мере роста доходов населения, растет и доля изымаемых налогов. Происходит рост начислений, но уровень реальной зарплаты не возрастает. Однако в некоторых случаях это может привести переходу большой части работников на укороченный рабочий день и появлению большого количества незаконных заработков, что может значительно снизить эффективность экономики. Такая ситуация возникла в ФРГ в 70-80х гг., когда предельная ставка налога составляла 80-90%, то есть практически весь прирост заработной платы «съедался» налогами.
В целом возможности использования налогов в качестве антиинфляционного фактора ограничены. Увеличение налогов может привести к падению производительности производства из-за снижения стимулов к предпринимательской деятельности. В некоторых случаях производители компенсируют повышение налоговых ставок повышением цен. Если это возможно в данной экономической ситуации, то повышение налогов становится инфляционным фактором. Изменение налоговых ставок позволяет увеличить или уменьшить стимулы к предпринимательской деятельности. Снижение налогового бремени побуждает предпринимателей увеличивать объемы производства, так как уменьшаются издержки производства.
Однако возможности использования этого инструмента значительно ограничены: значительное уменьшение ставок налогов приведет к тому, что доходная часть бюджета может уменьшиться до такой степени, что в бюджете страны возникнет дефицит. Значительное же увеличение налоговых ставок может либо уменьшить эффективность производства, так как стимулы к предпринимательской деятельности уменьшатся, либо вызвать рост цен, так как производители будут вынуждены покрывать издержки производства.
Увеличение налогов – это одна из мер, уменьшающая денежную массу в обращении, поскольку эти средства изымаются в пользу государства. Соответственно уменьшение налоговых ставок способствует увеличению денежной массы. Использование немонетарных инструментов – это эффективный метод борьбы с инфляцией, так как таким образом правительство активно влияет непосредственно на состояние экономики. Однако использование этих инструментов ,вне связи с монетарными, едва ли будет эффективным. Например, даже при значительном улучшении состояния экономики будет наблюдаться инфляция, если при этом не контролировать эмиссию (как наличных, так и безналичных денег).
Глава 3. Антиинфляционная политика в ПМР.
3.1Анализ инфляционных процессов в ПМР.
АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В 2010 ГОДУ
На внутреннем рынке республики по итогам 2010 года розничные цены выросли в среднем на 13,2%. Более чем вдвое превышающая базисный показатель скорость обесценения денег отразила резкое усиление воздействия немонетарных факторов.
Неоднородный характер процессов ценообразования в оптовом сегменте в течение года дважды изменял вектор индустриальной инфляции. По данным Государственной службы статистики Министерства экономики ПМР, за январь-декабрь 2010 года средний уровень цен на внутреннем рынке повысился на 13,2% (табл. 1). В отчётном году среднемесячная скорость прироста цен и тарифов была в пределах 1,1%.
Темпы роста
потребительских цен, %
2009г. |
2010г. |
2011г. | |
Темпы роста цен на продовольственные товары |
131,4 |
105,5 |
115,0 |
Темпы роста цен на непродовольственные товары |
118,3 |
109,7 |
109,2 |
Темпы роста тарифов на услуги |
122,5 |
100,9 |
116,0 |
Сводный индекс потребительских цен |
125,1 |
105,7 |
113,2 |
Базовая инфляция |
124,6 |
106,5 |
110,1 |
Небазовая инфляция |
109,8 |
103,8 |
119,1 |
В динамике индекса потребительских цен наиболее весомым было воздействие факторов немонетарного характера: эффект административных решений и преобладание повышательного тренда в сезонных колебаниях цен обусловили скачок «небазовой инфляции» до 119,1%. Главную роль в указанных процессах сыграла тарифная политика коммунальных служб и организаций связи, стоимость услуг которых в 2010 году возросла на 23,8% и 14,6% соответственно (общий вклад в совокупный ИПЦ – 3,1 п.п.). Другой важной составляющей нерыночных механизмов ценообразования выступил инфляционный тренд по группе «плодоовощная продукция», удорожание которой, несмотря на отдельные очаги дефляции, за январь-декабрь достигло 1,4 раза.
Сравнительная
динамика цен в разрезе стран в 2010 году,
%
ПМР |
Молдова |
Россия |
Украина | |
Темпы роста цен на продовольственные товары |
115,0 |
107,1 |
112,9 |
|
мясо и мясопродукты |
104,7 |
99,2 |
105,3 |
104,1 |
овощи (включая картофель) |
150,7 |
109,0 |
167,0 |
120,9 |
масло подсолнечное |
143,5 |
141,7 |
127,6 |
115,5 |
сахар |
129,9 |
109,8 |
122,5 |
120,3 |
Темпы роста цен на непродовольственные товары |
109,2 |
107,7 |
105,0 |
|
лекарства |
118,4 |
105,4 |
98,1 |
102,9 |
топливо |
116,7 |
125,1 |
106,5 |
113,9 |
Темпы роста тарифов на услуги |
116,0 |
109,7 |
108,1 |
|
Сводные темпы роста потребительских цен |
113,2 |
108,1 |
108,8 |
109,1 |
Безусловно, динамика цен на аналогичные товарные позиции зависит от многих параметров и характеризуется исключительными экономическими контрастами. Однако простейшее сопоставление изменений в конъюнктуре внутренних потребительских рынков четырёх стран за рассматриваемый период формирует скорее негативную оценку происходящих в Приднестровье процессов. Сегмент оптовой торговли произведёнными в республике продовольственными товарами показал повышение цен на 5,3%.[2,c.12]
Темпы роста
отпускных цен в отраслях промышленности,
%
2008год |
2009год |
2010год | ||
Чёрная металлургия |
63,3 |
117,6 |
115,1 | |
Электроэнергетика |
104,4 |
100,0 |
111,7 | |
Машиностроение, станкостроение и металлообработка |
135,8 |
103,4 |
104,1 | |
Электротехническая промышленность |
101,9 |
107,1 |
122,9 | |
Лесная и деревообрабатывающая промышленность |
121,2 |
93,7 |
102,4 | |
Промышленность строительных материалов |
129,7 |
75,2 |
120,0 | |
Лёгкая промышленность |
111,7 |
104,5 |
129,3 | |
Пищевая промышленность |
128,9 |
94,4 |
105,3 | |
Полиграфическая промышленность |
125,0 |
114,6 |
102,4 | |
Всего по промышленности |
87,2 |
105,1 |
114,0 |
АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В 2011 ГОДУ
На внутреннем потребительском рынке отмечалась тенденция ускоренного удорожания товаров и услуг (табл. 4.). По итогам 2011 года розничные цены выросли в среднем на 16%, превысив как базисную (13,2%), так и прогнозную отметки (12,0%).
Темпы роста потребительских цен, % Таблица 4
2010год |
2011год | |
Темпы роста цен на продовольственные товары |
115,0 |
116,4 |
Темпы роста цен на непродовольственные товары |
109,2 |
118,3 |
Темпы роста тарифов на услуги |
116,0 |
113,1 |
Сводный индекс потребительских цен |
113,2 |
116,0 |