Антиинфляционная политика в ПМР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики государства, обозначив при этом основные цели и инструменты борьбы с инфляцией.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Раскрыть понятие антиинфляционной политики, её цели, виды и формы .
3.Рассмотреть антиинфляционную политику в ПМР.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………………..2
Глава 1.Инфляция как социально-экономическое явление.
1.1.Сущность и причины инфляции………………………………………………………………………5
1.2.Виды,типы и формы инфляции……………………………………………………………………..12
1.3.Способы измерения инфляции……………………………………………………………………..17
1.4.Социально-экономические последствия инфляции…………………………………….21
Глава 2.Антиинфляционная политика государства и её эффективность.
2.1.Понятие,цели и задачи антиинфляционной политики……………………………….24
2.2.Основные виды, формы и методы антиинфляционной политики…………….27
2.3.Инструменты борьбы с инфляцией……………………………………………………………...35
Глава 3. Антиинфляционная политика в ПМР.
3.1.Анализ инфляционных процессов в ПМР…………………………………………………….42
3.2.Реализация антиинфляционной политики в ПМР и оценка её эффективности…………………………………………………………………………………………………….52
3.3.Возможные пути повышения эффективности антиинфляционной политики в ПМР……………………………………………………………………………………………………………………..58
Заключение…………………………………………………………………………………………………………61
Список используемой литературы…………………………………………………………………….63

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 157.59 Кб (Скачать файл)

В целом же для корректного регулирования эмиссии было разработано «Золотое правило монетаризма», которое рекомендует проводить предсказуемую фискальную политику с устойчивым ростом денежной массы на 3 – 5% в год.

Приведенные выше инструменты борьбы с инфляцией могут быть использованы государством для борьбы с инфляцией, но ошибочно полагать, что монетарные инструменты – это единственный способ влияния на инфляцию. Объем денежной массы, конечно, влияет на инфляционные процессы, но его влияние не безгранично. Нельзя бороться с инфляцией только путем сжатия денежной массы.

        На уровень инфляции, кроме размеров  денежной массы, бюджетного дефицита  и государственного долга, очень  сильно влияет реальное состояние  экономики. Поэтому стратегия экономического роста при инфляции издержек может в значительной степени  помочь «победить» инфляцию. Таким образом, при отборе инструментов антиинфляционной политики появляется довольно надежный критерий: хороши те из них, которые в состоянии обеспечить экономический рост.

Рассмотрим некоторые из таких инструментов.

Особое место в антиинфляционной политике принадлежит банковской системе. Являясь институтом обмена, банк стал тем единственным  каналом, по которому денежные средства перетекают в хозяйственный оборот. Будучи участником кредитных отношений, банк неизбежно преобразует деньги в капитал, осуществляет его прилив из одной отрасли, одного региона в другие отрасли национального хозяйства и регионы страны. В странах со слаборазвитой банковской системой описанные выше функции не могут быть выполнены банками, поэтому таким странам требуется развитие банковской системы. Банковская система должна быть связана с реальным сектором экономики, чтобы она могла оказывать реальное влияние на динамику производства.

Для этого должен выполняться ряд условий:

1.государство должно определять приоритеты инвестиционной активности(в какие отрасли следует в первую очередь вкладывать деньги);

2.формы инвестиций и технологию их выдачи;

3.учетная ставка и нормы обязательных резервов должны стимулировать выдачу ссуд коммерческими банками;

4.инвестиционная деятельность должна быть четко определена законодательно;

5.информация об экономическом состоянии экономики должна быть точной и доступной;

6.только высокая степень доверия банкам способствует привлечению свободных денежных средств населения, при низкой степени доверия банкам население просто не будет класть свободные денежные средства на счета в банках.

     Налоговая система также может стать сильным инструментом антиинфляционной политики. Адам Смит в своей работе «О причинах богатства народов» утверждал, что государство вообще не соберет налогов только в двух случаях: если оно установит налоговую ставку равную 0% и 100%.С помощью налогов можно ограничить рост заработной платы, что может быть особенно актуальным в случае инфляции заработной платы. Для этого достаточно ввести прогрессивную шкалу налогообложения физических лиц. Тогда, по мере роста доходов населения, растет и доля изымаемых налогов. Происходит рост начислений, но  уровень реальной зарплаты не возрастает. Однако в некоторых случаях это может привести переходу большой части работников на укороченный рабочий день и появлению большого количества незаконных заработков, что может значительно снизить эффективность экономики. Такая ситуация возникла в ФРГ в 70-80х гг., когда предельная ставка налога составляла 80-90%, то есть практически весь прирост заработной платы «съедался» налогами.

В целом возможности использования налогов в качестве антиинфляционного фактора ограничены. Увеличение налогов может привести к падению производительности производства из-за снижения стимулов к предпринимательской деятельности. В некоторых случаях производители компенсируют повышение налоговых ставок повышением цен. Если это возможно в данной экономической ситуации, то повышение налогов становится инфляционным фактором. Изменение налоговых ставок позволяет увеличить или уменьшить стимулы к предпринимательской деятельности. Снижение налогового бремени побуждает предпринимателей увеличивать объемы производства, так как уменьшаются издержки производства.

Однако возможности использования этого инструмента значительно ограничены: значительное уменьшение ставок налогов приведет к тому, что доходная часть бюджета может уменьшиться до такой степени, что в бюджете страны возникнет дефицит. Значительное же увеличение налоговых ставок может либо уменьшить эффективность производства, так как стимулы к предпринимательской деятельности уменьшатся, либо вызвать рост цен, так как производители будут вынуждены покрывать издержки производства.

Увеличение налогов – это одна из мер, уменьшающая денежную массу в обращении, поскольку эти средства изымаются в пользу государства. Соответственно уменьшение налоговых ставок способствует увеличению денежной массы. Использование немонетарных инструментов – это эффективный метод борьбы с инфляцией, так как таким образом правительство активно влияет непосредственно на состояние экономики. Однако использование этих инструментов ,вне связи с монетарными, едва ли будет эффективным. Например, даже при значительном улучшении состояния экономики будет наблюдаться инфляция, если при этом не контролировать эмиссию (как наличных, так и безналичных денег).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Антиинфляционная политика в ПМР.

3.1Анализ  инфляционных процессов в ПМР.

АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В 2010 ГОДУ

На внутреннем рынке республики по итогам 2010 года розничные цены выросли в среднем на 13,2%. Более чем вдвое превышающая базисный показатель скорость обесценения денег отразила резкое усиление воздействия немонетарных факторов.

Неоднородный характер процессов ценообразования в оптовом сегменте в течение года дважды изменял вектор индустриальной инфляции.  По данным Государственной службы статистики Министерства экономики ПМР, за январь-декабрь 2010 года средний уровень цен на внутреннем рынке повысился на 13,2% (табл. 1). В отчётном году среднемесячная скорость прироста цен и тарифов была в пределах 1,1%.

Темпы роста потребительских цен, %                                                 Таблица 1

 

2009г.

2010г.

2011г.

Темпы роста цен на продовольственные товары

131,4

105,5

115,0

Темпы роста цен на непродовольственные товары

118,3

109,7

109,2

Темпы роста тарифов на услуги

122,5

100,9

  116,0

Сводный индекс потребительских цен

125,1

105,7

  113,2

Базовая инфляция

124,6

  106,5

    110,1

Небазовая инфляция

109,8

103,8

    119,1





В динамике индекса потребительских цен наиболее весомым было воздействие факторов немонетарного характера: эффект административных решений и преобладание повышательного тренда в сезонных колебаниях цен обусловили скачок «небазовой инфляции» до 119,1%. Главную роль в указанных процессах сыграла тарифная политика коммунальных служб и организаций связи, стоимость услуг которых в 2010 году возросла на 23,8% и 14,6% соответственно (общий вклад в совокупный ИПЦ – 3,1 п.п.). Другой важной составляющей нерыночных механизмов ценообразования выступил инфляционный тренд по группе «плодоовощная продукция», удорожание которой, несмотря на отдельные очаги дефляции, за январь-декабрь достигло 1,4 раза.

Сравнительная динамика цен в разрезе стран в 2010 году, %                                       Таблица 2

 

 

ПМР

Молдова

Россия    

Украина

Темпы роста цен на

продовольственные товары

  115,0

   107,1

  112,9

  

 

мясо и мясопродукты

104,7

   99,2

  105,3

  104,1

овощи (включая картофель)

150,7

109,0

167,0

    120,9

масло подсолнечное

143,5

141,7

   127,6

    115,5

сахар

129,9

109,8

122,5

120,3

Темпы роста цен на

непродовольственные товары

109,2

107,7

105,0

 

лекарства

118,4

105,4

98,1

     102,9

топливо

116,7

  125,1

106,5

     113,9

Темпы роста тарифов на услуги

116,0

109,7

108,1

 

Сводные темпы роста

потребительских цен

113,2

108,1

108,8

     109,1


Безусловно, динамика цен на аналогичные товарные позиции зависит от многих параметров и характеризуется исключительными экономическими контрастами. Однако простейшее сопоставление изменений в конъюнктуре внутренних потребительских рынков четырёх стран за рассматриваемый период формирует скорее негативную оценку происходящих в Приднестровье процессов. Сегмент оптовой торговли произведёнными в республике продовольственными товарами показал повышение цен на 5,3%.[2,c.12]

Темпы роста отпускных цен в отраслях промышленности, %                                               Таблица3

 

2008год

2009год

2010год

Чёрная металлургия

63,3

117,6

115,1

Электроэнергетика

104,4

100,0

111,7

Машиностроение, станкостроение и

металлообработка

135,8

103,4

104,1

Электротехническая промышленность

101,9

107,1

122,9

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

121,2

  93,7

102,4

Промышленность строительных материалов

129,7

  75,2

120,0

Лёгкая промышленность

111,7

104,5

129,3

Пищевая промышленность

128,9

94,4

105,3

Полиграфическая промышленность

125,0

114,6

102,4

Всего по промышленности

87,2

105,1

114,0


АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В 2011 ГОДУ

На внутреннем потребительском рынке отмечалась тенденция ускоренного удорожания товаров и услуг (табл. 4.). По итогам 2011 года розничные цены выросли в среднем на 16%, превысив как базисную (13,2%), так и прогнозную отметки (12,0%).

 Темпы  роста потребительских цен, %                                           Таблица 4

 

  2010год

   2011год

Темпы роста цен на продовольственные товары

115,0

      116,4

Темпы роста цен на непродовольственные товары

109,2

      118,3

Темпы роста тарифов на услуги

116,0

      113,1

Сводный индекс потребительских цен

113,2

      116,0

Информация о работе Антиинфляционная политика в ПМР