Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 20:35, курсовая работа
Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики государства, обозначив при этом основные цели и инструменты борьбы с инфляцией.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Раскрыть понятие антиинфляционной политики, её цели, виды и формы .
3.Рассмотреть антиинфляционную политику в ПМР.
Введение………………………………………………………………………………………………………………..2
Глава 1.Инфляция как социально-экономическое явление.
1.1.Сущность и причины инфляции………………………………………………………………………5
1.2.Виды,типы и формы инфляции……………………………………………………………………..12
1.3.Способы измерения инфляции……………………………………………………………………..17
1.4.Социально-экономические последствия инфляции…………………………………….21
Глава 2.Антиинфляционная политика государства и её эффективность.
2.1.Понятие,цели и задачи антиинфляционной политики……………………………….24
2.2.Основные виды, формы и методы антиинфляционной политики…………….27
2.3.Инструменты борьбы с инфляцией……………………………………………………………...35
Глава 3. Антиинфляционная политика в ПМР.
3.1.Анализ инфляционных процессов в ПМР…………………………………………………….42
3.2.Реализация антиинфляционной политики в ПМР и оценка её эффективности…………………………………………………………………………………………………….52
3.3.Возможные пути повышения эффективности антиинфляционной политики в ПМР……………………………………………………………………………………………………………………..58
Заключение…………………………………………………………………………………………………………61
Список используемой литературы…………………………………………………………………….63
В общем повышении стоимости стандартной корзины потребительских товаров и услуг наиболее весомая роль принадлежит инфляции в сегменте продаж продуктов питания. Рост цен на продовольствие ускорился до 16,4% (+1,4 п.п.), сформировав порядка 44% совокупной инфляции.
Чувствительным для покупателей было удорожание мясной продукции (на 12,7%), хлеба (на 23,7%) и алкоголя (на 10,2%), определившее в совокупности более 17% СИПЦ. Несмотря на обильный урожай, рост цен на плодоовощную продукцию достиг 22%. На фоне падения цен на картофель (-30,0%) стоимость других овощей по итогам года увеличилась в 1,4 раза. Темпами, превышающими средний уровень инфляции, возросли цены на крупы и яйца (в 1,3 раза).
В непродовольственной сфере создано чуть менее трети совокупной инфляции. При этом если год назад средние темпы роста цен на промышленные товары были далеко позади масштабов удорожания продуктов питания и услуг (отставание порядка 6-7 п.п.), то в 2011 году, удвоившись (+18,3 против +9,2%), они оказались наиболее значительными.
Скорость повышения тарифов на услуги в отчётном (2011) году была в пределах 13,1%, отразив их корректировку на уровне темпов прошлогодней инфляции. Естественные монополии при этом сформировали около четверти совокупного инфляционного давления на потребительский бюджет.
Темпы прироста цен на продукцию и услуги, входящие в расчёт базовой инфляции, составили 16,2%. Административные и сезонные факторы спровоцировали небазовую инфляцию на отметке 15,5%. В целом влияние рыночных и нерыночных условий распределилось в пропорции 3:2, тогда как в 2010 году оно было равным по силе.[14,c.11]
Темпы
роста отпускных цен в
2010 год |
2011 год | |
Чёрная металлургия |
115,1 |
132,0 |
Электроэнергетика |
111,7 |
110,0 |
Машиностроение и металлообработка |
104,1 |
107,0 |
Электротехническая промышленность |
122,9 |
108,6 |
Лесная и деревообрабатывающая промышленность |
102,4 |
110,0 |
Промышленность строительных материалов |
120,0 |
106,6 |
Лёгкая промышленность |
129,3 |
123,8 |
Пищевая промышленность |
105,3 |
111,0 |
Полиграфия |
102,4 |
117,7 |
Всего по промышленности |
114,0 |
118,4 |
АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В 2012 ГОДУ
После нескольких лет раскручивания инфляционной спирали отчётный год стал периодом относительно умеренной динамики цен. Согласно официальным статданным, товары и услуги на потребительском рынке подорожали в среднем на 10,4% (против 16,0% в 2011 году). Таким образом, показатель инфляции сложился на 1,6 п.п. ниже оптимистичного варианта официального прогноза, предусматривавшего рост цен на уровне 12%. В достигнутой стабилизации сыграли роль как рыночные предпосылки, так и административное регулирование.
В индустриальном секторе факторы увеличения себестоимости на фоне давления пониженного спроса определили рост цен на промышленную продукцию в пределах 5,4% (18,4% год назад).
Согласно данным Государственной службы статистики ПМР, по итогам 2012 года сводный индекс потребительских цен зафиксирован на уровне 110,4% (табл. 6 ), таким образом, была прервана тенденция последовательного увеличения данного показателя, фиксировавшаяся в период с 2009 по 2011 год, когда темпы роста цен ускорились в 2,8 раза (со 105,7% до 116,0%). Следует отметить, что фактически сложившийся уровень инфляции оказался ниже официального прогнозного значения 12-13%.
Темпы
роста потребительских цен, %
2010год |
2011год |
2012год | |
Темпы роста цен на продовольственные товары |
115,0 |
116,4 |
114,1 |
Темпы роста цен на непродовольственные товары |
109,2 |
118,3 |
106,0 |
Темпы роста тарифов на услуги |
116,0 |
113,1 |
110,0 |
Сводный индекс потребительских цен |
113,2 |
116,0 |
110,4 |
Базовая инфляция |
110,1 |
116,2 |
109,5 |
Небазовая инфляция |
119,1 |
115,5 |
111,9 |
Сводный индекс потребительских цен в отчётном году был на 41,0% сформирован под действием нерыночных механизмов ценообразования, которые в 2012 году носили менее выраженный инфляционный характер. Темп прироста цен на товары и услуги данной категории находился в пределах 12% (-3,6 п.п.). Значение «базовой инфляции», определяющее долгосрочные ценовые тенденции, составило 9,5%, более существенно уступив прошлогоднему показателю (-6,7 п.п.).
В оценке процессов в годовом выражении заметно влияние повышенного инфляционного давления в 2011 году, на фоне которого в I квартале 2012 года индекс закрепился вблизи 15%-ной отметки. В дальнейшем последствия данного фактора постепенно нивелировались, и в течение второй половины года показатель держался ниже значений прошлых лет.
За 2012 год максимальный вклад в СИПЦ (1,6 п.п.) внесло подорожание алкогольной продукции.
Основной причиной, негативно повлиявшей на ценовую политику производителей, были названы неблагоприятные погодные условия.
В сопоставлении средних цен 2011 и 2012 годов по основным наименованиям овощной продукции в пик сезонных продаж – в сентябре – на приднестровских рынках вдвое дороже стала стоить капуста (6,3 руб.), в 1,8 раза выросли в цене огурцы (до 11,6 руб.), в 1,5 раза – морковь (до 6,7 руб.); свекла, помидоры и кабачки подорожали на 15-30%.
Группа «мясо и мясопродукты», обладая социальной значимостью (доля мяса и изделий из него в расходах населения составляет 9,1%) и существенным инфляционным потенциалом, неизменно оказывает значительное воздействие на совокупный уровень потребительской инфляции в Приднестровье. Чувствительным для покупателей было удорожание рыбы (на 9,4%), хлеба (на 5,9%) и молочной продукции (на 5,5%). Также скоростью, превышающей средние темпы, характеризовалась инфляция на фрукты и цитрусовые (+14,2%), безалкогольные напитки (+13,4%).
Подорожание кондитерских изделий в I квартале отчётного года в среднем на 2,8% в месяц способствовало формированию итоговой инфляции по данной категории на уровне 10,7%, не соотносящемся с динамикой цен на большинство сырьевых компонент. Так, к примеру, сахар за анализируемый год подешевел ещё на 15,1% (-18,8% по итогам сентября-декабря 2011 года). Снижение цен в той или иной степени отмечено также на яйца (-6,2%), фруктовые соки и пюре (-9,0%), а стоимость муки выросла всего на 1,2%.
Следует подчеркнуть, что в условиях ускоренной инфляции на протяжении трёх последних лет ёмкость потребительского рынка стабильно росла (в среднем на 20% в год).
Среди наиболее значимых инфляционных факторов, генерируемых непродовольственным сектором, также выделяется динамика цен на фармацевтическую продукцию, которая за год подорожала на 7,9%.
Весомую роль в замедлении инфляционных процессов в республике сыграли более умеренные темпы роста цен в соседних странах. В то же время отличительной особенностью отечественного рынка выступает более ярко выраженный эффект храповика: продавцы реагируют на предпосылки повышения цен мгновенно (подчас и с опережением) и с запасом, а на снижение– значительно медленнее и не реализуя их в полной мере. Данный факт находит отражение в более высокой скорости инфляционных процессов по отношению к наблюдаемой на внутренних рынках Молдовы, Украины и России.
Сравнительная динамика цен в разрезе стран в 2012 году, % Таблица7
|
ПМР |
Молдова |
Россия |
Украина |
Беларусь |
Темпы роста цен на продовольственные товары из них: |
114,1 |
105,4 |
107,5 |
|
125,1 |
Мясо |
113,8 |
108,4 |
108,3 |
101,3 |
117,4 |
овощи |
177,2 |
122,7 |
110,9 | ||
фрукты |
114,2 |
111,4 |
97,9 |
106,5 | |
масло подсолнечное |
105,9 |
108,1 |
103,4 |
99,7 |
99,2 |
сахар |
84,9 |
102,8 |
106,0 |
83,2 |
114,8 |
Темпы роста цен на непродовольственные товары из них: |
106,0 |
103,6 |
105,2 |
|
110,3 |
медикаменты |
107,9 |
101,4 |
106,3 |
101,7 |
127,8 |
бензин |
113,9 |
105,1 |
106,8 |
106,9 |
123,3 |
Темпы роста тарифов на услуги |
110,0 |
103,0 |
107,3 |
136,1 | |
Сводные темпы роста потребительских цен |
110,4 |
104,1 |
106,6 |
99,8 |
121,8 |
Темпы роста
отпускных цен в отраслях промышленности,
%
|
2010год |
2011год |
2012год |
Чёрная металлургия |
115,1 |
132,0 |
98,6 |
Электроэнергетика |
111,7 |
110,0 |
109,1 |
Машиностроение и металлообработка |
104,1 |
107,0 |
109,5 |
Электротехническая промышленность |
122,9 |
108,6 |
103,7 |
Деревообрабатывающая промышленность |
102,4 |
110,0 |
100,0 |
Промышленность строительных материалов |
120,0 |
106,6 |
115,2 |
Лёгкая промышленность |
129,3 |
123,8 |
102,9 |
Пищевая промышленность |
105,3 |
111,0 |
109,6 |
Полиграфическая промышленность |
102,4 |
117,7 |
106,4 |
Всего по промышленности |
114,0 |
118,4 |
105,4 |
Если рассмотреть помесячную динамику, необходимо подчеркнуть, что основной импульс был создан в январе 2012 года, когда уровень инфляции составил 5,3%. Столь высокое значение во многом стало следствием повышения контрактных цен на поставку электроэнергии (на 9,1% на фоне увеличения тарифа на газ на 20%4).
В условиях быстрого повышения стоимости продуктов питания усложняются процессы ценового регулирования в пищевой промышленности. Компенсируя рост себестоимости, профильные предприятия повысили цены в среднем на 9,6%, со значительным отрывом лидируют приднестровские алкогольные напитки. Предпосылкой сдержанных темпов удорожания хлеба в отчётном году и на перспективу выступила активизация участия государства в сегментах хранения зерновых культур и хлебопечения.